Читать или не читать?
О всяком разномКогда мне было 5 лет, мама решила что пора бы меня научить чтению. Помню новенький букварь, который вначале мне очень понравился. Там были интересные красочные картинки. А ребёку из 90-х много ли надо? Но вот сами эти занятия обучающие я не любила. Даже можно сказать - ненавидела. Вот помню, играю я играю такая. Ничто не предвещает беды. И тут на тебе: "давай учиться читать!". О-о-о-о... Получалось у меня так себе и очень медленно. Маму это раздражала и злило. Иногда она начинала психовать и ругаться (и главное, что сейчас я её очень хорошо понимаю. Хоть это и непедагогично). Мне было страшно и от этого я тупила ещё больше. Читать было просто наказанием каким-то...
К школе я конечно худо- бедно читать умела. Правда когда проверяли технику чтения (это количество слов, прочтённых вслух без ошибок в незнакомом тексте), у меня был почти самый плохой результат- 10 слов в минуту. Хуже было только у одной девочки- 7 слов. Мама тогда сказала просто: "Какой ужас...."
Со временем, однако, у меня проявлялся интерес и иногда хотелось что-нибудь почитать. Но чтобы вот толстые книжки и запоем- нет, такого увы не было. "Вот я в твои годы толстенную книгу могла прочитать за пару дней!"- твердила мне мама. А я не могла. Мне было неинтересно. Я честно ходила в библиотеку и брала книги с понравившимися обложками. Честно прочитывала пару страниц. И снова меня настигало оно- "неинтересно".
Мама периодически подсовывала мне интересные, с её точки зрения, книги. Некоторые мне нравились, но не так чтобы прямо "проглотить" книжку. А просто прочитывать вечерком страниц 15-20. С такими темпами я читала по одному тому Библиотеки Приключений в месяц. А с "Графом Монте-Кристо" вообще залипла. И мама снова ужасалась, а мне было чертовски стыдно. Мне 12- а мама подсовывает Бунина, Куприна, Чехова. И я просто... давлюсь ими (прости мама).
Вот всё таки каждой книге- своё время. И даже не потому что "Тёмные аллеи" изобилуют эротическими деталями. Просто от того же Бунина я стала получать удовольствие где-то после 25-ти. А в 10-12 читать все эти описания природы и человеческих переживаний- мука невероятная. Хотя быть может это расширило мой словарный запас и как-то повлияло на манеру изъяснятся... Несправедливо сказать что мама всегда советовала "не то". У нас были замечательные дачные вечера, когда сестра ложилась спать, а мы вдвоём до 2-3-х ночи читали книги. Очень много фантастики. Кинг, Бредбери- это любимые. А также сотни рассказов зарубежных и наших писателей. Уж что что, а библиотека у нас была и есть просто огромная. Мои любимые "Унесенные ветром", "Поющие в терновнике", романы Джейн Остин и сестёр Бронте- были прочитаны тоже дачными ночами на кухне. Полуночные чтения под чай с вареньем - пожалуй одно из самых хороших воспоминаний детства. В 6-м классе моя техника чтения была уже не 10, а не менее 230 слов в минуту. И это был лучший результат на 3 класса. И ещё на уроках литературы начали читать мои сочинения. Тщеславие ликовало.
Однако вселенского удовольствия всё также не было! а пришло оно гораздо позже. Наверное в Университете. Я застала конец эпохи. Когда ещё не было смартфонов и планшетов. И интернет то был не у всех и уж конечно не безлимитный. Тогда чтобы написать доклад надо было перерывать энциклопедии в библиотеке, а когда появлялась интересная книга- мы прочитывали её за несколько дней и передавали товарищу. Удивительно же, не скидывали друг другу в электронном виде, а бережно передавали настоящее печатное издание! Так за пару дней были прочитаны "Невыносимая лёгкость бытия" Кундеры, "Норвержский лес" Мураками, "Сигнал к капитуляции" Сагал, и множество книг которые были "в тему" . Тогда с друзьями мы удивительно тонко друг друга чувствовали и знали что другому должно неприменно понравится.
Поэтому "прививать" тягу к книгам своим детям, я пожалуй, пасс. Так можно и на корню всё зарубить. В этом деле нужна деликатность и постепенность. Советы по выбору книги должны учитывать возраст и интересы ребёнка. И никакого давления: "ты прочитал? ещё нет?!", "тебе что, не понравилось?!". Захочет поделиться- расскажет. Будут вопросы- подойдёт. Сейчас ребёнок с книгой помоему редкое явлеие. В основном все сидят в гаджетах (и не верю я, что читают они книги онлайн). Другие времена, другие нравы. Сама каюсь, читаю сейчас катастрофически мало. Интересно было бы узнать ситуацию в других семьях. Какой подход к книжному делу в вашей семье?