Читать или не читать?

У меня дочка очень любит читать, учится в 3 классе, по системе школа 21 века, там задания интересные, учебник по литературе мне очень нравится , потрясающая подборка произведений Читает даже книги которые вне программы, просто сама, не заставляю
30.05.2018
Я сама очень люблю читать, младшему (в июле будет 7 лет) читаем каждый вечер с 3- х лет, в выходные и днем читаем, если книга интересная. Он сам читать умеет, по технике чтения уже хорошо читает - но читать и одновременно осмысливать прочитанное ему еще тяжело. Старший (в июле будет 12) тоже очень любит читать, ему тоже читали каждый вечер с 3-х лет, читали примерно до 8 лет, потом он постепенно перешел на самостоятельное чтение. Чтобы привить любовь к чтению, старшему покупала приключения, фэнтези, фантастику, в том числе и очень много советских авторов. В итоге - читает запоем интересные ему книги, школьная программа конечно ему нравится гораздо меньше) Но прочитать это для него не проблема, знает что задали - читает и разбирает по вопросам). Внеклассное чтение тоже читает всё по списку. Со старшим мы еще частенько обсуждаем прочитанное, он делится - если ему очень понравилась книга, зачитывает нам смешные моменты. В классе у старшего - только 2-е таких же детей, которые любят также любят много читать. остальные - сидят в планшетах
07.04.2018
Во! Читать-понимать и переваривать прочитанное! Это важно! Я поняла что меня так смущает когда я слышу про читающего 3-х летку! Осмысления ещё нет. Это чисто техника, чисто навык. Который в этом возрасте.... ну как бы бесполезен что ли... Здорово- что родители читают дошкольникам. Именно когда читают родители. Это не значит что дети ленивы или бесталанны. Дети получают удовольствие от содержания книги и от общения со взрослым. Так что ваша схема мне очень близка! В комментариях пишут- что дети читают и это здорово! В путешествиях, поликлинике- я сейчас действительно не вижу детей с книгами. Но значит не всё так плохо!) Про школьную программу- класса до 6-го можно успевать прочесть. Но особенно в старших классах у нас было по неделе на книгу. ну вот на "Войну и мир"- 3 недели. Притом это была неделя обсуждений, то есть прочесть книгу надо было за выходные. Притом лит-ра конечно не единственный предмет в школе. В этой гонке несомненно много теряется от смысла произведения.
07.04.2018
У сына пока в 5-ом классе короткие произведения - Муму, Кавказский пленник, Ночь перед Рождеством, Гуттаперчивый мальчик, Дети подземелья и т.п. - их читает без проблем. Но вот "Войну и мир" в старших классах - мне кажется мальчишки вообще не будут читать, даже любители книг) Думаю такие произведения будет читать в кратком пересказе. В поликлинику мы с собой книги конечно не берем, но вот дома - максимум 1-2 может без книги, когда что-нибудь рисует-мастерит или в конструкторы играет... а потом или прочитанные ранее книги из шкафа берет перечитывать или у меня просит что-нибудь новенькое.
07.04.2018
Недавно произвели опрос среди учителей литературы- так хороший процент их также не читали "Войну и мир" целиком. По мне так не только это произведение можно читать в сокращёнке в школе. И качество дальнейшей жизни при этом вообще не страдает)
07.04.2018
А я не знаю,как можно по другому прививать любовь к чтению или чему-либо если не собственным примером? Имею виду читающих родителей,читающих на самом видном месте и с увлечением. По крайне мере так было у нас в семье. Мы с братом очень рано научились читать. Особо родители с советами,что почитать не лезли,не навязчиво предлагали ту или инную книгу,но без давления и без шока,что "эта божественная книга" не зашла)до сих пор не смогла осилить мушкетеров,не поверите скучно. Читала и читаю запоями. Для меня ни один фильм не может быть увлекательней книги. В фильме навязывают "картинку",а читая сам создаешь те или инные образы. Помню,что очень хотела научиться читать. И когда мама меня обучала тоже тупила) ну,не могла я понять,как можно научиться,если я просто буду повтроять слоги? Я давно поняла,что если "буковка М и буковка А встали рядом,то они взялись за ручки и получился слог МА",но упорно не читала ни один слог,потому как не обьяснили,что из слогов получиться слово,а просто слоги читать,или как мне казалось, тупо повторять не хотелось.
07.04.2018
Вот соглашусь- через пример, но не через заставлять. И без ограничений типа: "не смей брать в кури этот ширпотреб!")) Да, да у одной моей знакомой было и так. Была бы я вполне удовлетворена фактом чтения пусть и низкосортного ужастика или детектива. Или вот у нас девочка в школе была, которая очень любила прочесть "нечто высокое", а потом хвастаться. И пусть ей "Ад" Данте и не понравился, но зато потом при слове всегда можно было с гордостью вставить- "а вот я прочла". Не знаю, не моё это- хвастать прочитанным. ))) Мушкетёры у меня тоже не пошли. Вот не мой формат и всё. раньше ещё могла снасильничать над собой и "добить" непонравившуюся книгу, но сейчас понимаю, что, чёрт возьми, жизнь наша коротка и если ещё читать не то что нравится, а то что "надо"- вообще грустно получается и без удовольствия.
07.04.2018
Пятилетка читает... слегка, я бы так сказала. Книги для самостоятельного чтения - ну несколько осилил, некоторые с желанием даже, но тут я не особо в курсе: книги он тащит с собой в туалет и прочитывает там, судя по скандированию отдельных фраз... При мне он читает только названия глав, сказок или подписи к рисункам... Мама рассказывает, что меня читать научила старшая сестра (год разницы), поэтому точно сказать не могут, когда это произошло. Ну спасибо что вообще заметили :-) Читаю всю жизнь с огромным удовольствием, мама нас с сестрой в детстве прогоняла на улицу подышать свежим воздухом, оторваться от книжек уже... На день рождения друг другу в среднем и старшем школьном возрасте мы дарили книги. Техникой чтения тоже очень гордились и устраивали иногда соревнования, а как же без этого :-))) В деле обучения чтению Мити у меня большие надежды на Серёжу - а вдруг прокатит? :-))) Про выбор: ходим все вместе в библиотеку, Серёжа и Митя берут несколько книг, которые им нравятся, я тоже подбираю им стопочку, потом они придирчиво отсеивают из моей несколько - так и идут записывать. Ну покупки книг в основном мои, так как выбираю и заказываю ночью. Иногда попадаю в их вкусы, иногда нет. P.S. О, а от Бунина можно получать удовольствие? Надо бы перечитать что-нибудь...
06.04.2018
Вы знаете про пятилетку и "слегка" прочитав, я как-то возликовала немного. ну это же нормально, когда ребёнок в 5 лет читает слегка. Вот слава богу что "читает", и слава богу что "слегка". Я в курсе уже что дети разные, но запоем читающий средний дошкольник (да и вообще дошкольник, будем честны), у как-то это не того. Может я мыслю шаблонно. Может быть. Но положа руку на сердце, я бы такого чтива для своих детей не хотела. (Будут рваться- без "б", книги прятать не собираюсь). Читать- в охотку, по настроению. А надоест- прыгать, бегать, играть... Сын 3.9 читать пока не планирует. И я не бью тревогу. Интерес к книгам у него весьма посредственный. Но мы этот вопрос обходим Не читаем книг. Может в будущем ситуация и изменится. Дочка наоборот с 1.3 очень книги уважает, всегда с книжечкой за членами семьи бегает. Так что у меня на нее читальная надежда. А не оправдается- тоже ничего страшного! Про Бунина) ну дык, от настроя зависит. На даче у печки "Деревню" полистать- милое дело. Вкусно очень там написано. Я вот не перевариваю Достоевского вообще. Немного и читала его к слову. Но вот- не мой писатель. Поэтому больше и читать не буду. Хэ-хэ (простите меня любители Достоевского), жизнь коротка)
07.04.2018
Мы с братом оочень любили читать. Он начал в 3 года! Я в 4. Читали всегда много и запоем. До сих для меня это высшее блаженство, когда я натыкаюсь на хорошую книгу. Но вот у моего ребёнка странная, на мой взгляд, ситуация: она обожает книги с 6 месяцев. Она бросит все, лишь бы ей почитали. Она готова слушать их бесконечно. Но сама совсем не стремится читать. К двум годам она знала все буквы. Читать умеет. Но совсем не хочет сама. Вообще! Я не тороплю ее. Скоро ее будет не оторвать. Я это вижу. У каждого свои отношения с книгами. Но я думаю, что когда ребёнок вообще не читает в школе и не хочет, его надо заставлять. По крайней мере, он должен иметь представление хотя бы о базовых книгах, так как они являются частью общей культуры общества. Когда мой сосед (14 летний пацан) готовится по пособиям к гиа, но при этом понятия не имеет, из каких произведений там приведены отрывки, это печально.( К слову, там были отрывки из Фаренгейта Бредбери и Алых парусов). Увы! Он даже не может поддержать разговор. Он просто не в теме! Родительское вмешательство и помощь были бы здесь крайне уместны.
06.04.2018
Здорово! А какие книги вы читали в 3? какая у вас любимая детская книжка того возраста? Про заставлять- имею к вам ряд вопросов) Заставлять- с какого возраста? Что это за список такой "must read"? (Стоит ли довериться школьной программе, или каждый родитель составляет его для ребёнка индивидуально? Мне школьная программа как-то так... Ну по крайней мере та, которая была раньше. Они ведь меняются. Кто бы мог подумать что обязаловкой например, станет "Мастер и Маргарита". И надо сказать эта вот обязаловка и сгубила восприятие книги. Нельзя из под палки читать, моё мнение. А школа это- химия, алгебра, английский и прочее успей сделать, а потом прочитай книгу и напиши по ней сочинение. Вот не успеваешь реально. Не удивительно, что больше половины дерут сочинения из "100 лучших"...) Заставлять- как? "Ну ка читай, а не то...". ну а не то- что?))) как заставить читать?)) Это творческий процесс и без стремления ребёнка- по-моему ничего не получится. Или он прочтёт, чтобы отвязались и ничего путного из книги не вынесет... Про пацана. А вот я с вами не соглашусь что это печально!) Вы- читающая семья и это прекрасно! А есть люди не читающие и им очень даже неплохо живётся. Помню как парни в школе стенали, "какая муть эта "Гроза". И я не думаю, что они к ей вернутся позже, как и ко многим другим произведениям. Технари с вышками и прекрасными работами. А вот в школе- у меня лит-ру списывали)) И это нормально. Каждому своё! Или вот мой муж. Он 9-10 классы прогуливал по большей части. И не читал "Войну и мир", "Преступлеие и наказание"... Зато в это же время прочёл столько литературы по психологии, освоил технику релаксации и медитации, книги по физическому развитию и провел просто огроменную работу над собой. Читал то что интересно и из чего можно извлечь пользу. В итоге о не в курсах про школьную классику, зато я не в теме про его заморочки.
07.04.2018
Извините за поздний ответ - мы тут все болеем. Моей любимой книгой были сказки Пушкина. Эта книга частенько ночевала у меня по подушкой. Отвечу на все ваши вопросы: 1. Слово «заставлять» я, конечно, сгоряча употребила. Но ребёнок должен читать, хотя бы пресловутый школьный список. Предмет литературы не просто так является обязательным в школах. И Вы думаете, просто так что ли эта «Гроза» включена в школьную программу? Нет. Чтение развивает речь и письмо, расширяет кругозор и словарный запас, затрагивает много социальных вопросов, исторических событий. И тренирует память и воображение. 2. А насчёт обязаловки... Я вам так скажу. Нельзя все на сказках сидеть. Чем сложнее, глубже и обширнее проблематика книги, тем тяжелее будет ее читать, но и мозг будет, взрываясь и вгрызаясь, развиваться, повышается уровень абстракции, умение анализировать и видеть взаимосвязи и причины-следствия поступков героев, событий. Иногда надо постараться и все же прочесть то, что рекомендуют. Тот же самый мой соседский паренёк: вообще не видит этих причинно-следственных отношений в тексте. Следственно, он не в состоянии написать сочинение, потому что сочинение - это как доказательство теоремы: поставлен вопрос, найдены цитаты и ответы, проведён анализ, сделаны выводы. С сочинений начинаются диссертации. 3. А облегчить прочтение может и родитель: ту же «Грозу» представить в современной проблематике, это же социальное произведение. Не на пустом месте написанное. Надо также постараться вызвать у ребёнка чувство эмпатии к персонажу. А ещё родитель может взять книгу и прочесть ее вслух с художественным исполнением, в лицах и красках. Вся моя семья очень любит, когда вслух им читаю я сама. У меня очень занимательно получается :) 4. Хочу заметить, что практически все произведения, что отобраны в школьную программу, несут в себе вопросы вневременные. Поэтому это и есть классика. Они полезны к прочтению во все времена. Надо только уметь читателю или преподавателю осовременивать проблему. 5. Ну и напоследок. Я понимаю, что у нечитающих родителей дети тоже мало читают и никто из них в том беды не видит. От отсутствия интереса к книгам ещё никто не умер. Чтение - это не единственная радость в жизни и не единственный инструмент развития уровня абстракции и логических связей. И уж если моим детям не суждено стать поклонниками книги, я потребую с них только минимум. Терзать не стану. В конце концов, моей целью являются дети, умеющие быть счастливыми, сильные духом, гармоничные и здоровые. Все остальное чепуха. Но в душе буду думать: ну как же вы много наслаждения потеряли в этой жизни!
11.04.2018
Спасибо огромное за такой развёрнутый и полноценный ответ! Очень хорошо написали, просто зачиталась! Конечно про важность предмета литературы- не поспоришь. И про "на сказках сидеть"- я совсем не имела это в виду. Просто вот, например, в моей школе отношение к литературе, к сожалению, было весьма пренебрежительным. Физ-мат уклон, большинство учащихся поступали в технические вузы. Нам нужна была физика, алгебра. К тому же задавали столько домашки, что времени читать Толстого и Достоевского просто не было. На произведение отдавалось по неделе. За это время надо было прочесть, обсудить по плану, написать сочинение или эссе. В этом я и вижу негативную роль обязаловки. Всё таки книги, представленные в школьной программе требуют более внимательного отношения и трепетного подхода что ли. Ну а выхода тут собственно и нет- вне школы большую часть произведений наверное вообще бы не читали)) Так что лучше так, чем никак. Просто на творческий подход и глобальные размышления времени банально не оставалось. Может в других школах иная ситуация была, но я думаю везде существует план который надо соблюдать преподавателю. А на иной книжке хочется "позависать"... Школьные программы меняются и совершенствуются (по идее). Столько раньше было литературы восхваляющей полит строй, а сейчас - Шаламов, Солженицин. Когда некоторые книги были запрещены и их читали за ночь, а сейчас те же самые книги- хорошо если в кратком пересказе школьники прочтут. Удивительно! Помню как с мамой ходила сдавать макулатуру, чтобы получить книгу. Сколько-то там кг нужно было сдать... А сейчас все для вас, как говорят, в инете- всё можно найти. А не читают!))
13.04.2018
Вот-вот. Для физматшкол это очень характерно. Нужен уникальный педагог, который сможет за два-три отведённых часа многое обьяснить, пробудить интерес и встроить автора и произведение в канву всеобщего процесса. А это редкость в наше время. Я считаю развитие современных айти технологий очень важным. Сейчас это дело будущего. И многие математики-физики, которые мне встречались в жизни, считают математику важнее всех наук. Но гуманитарное знание, психология, умение успешной коммуникации всегда были первичнее. Человеческие отношения, умение правильно оценивать собеседников, их поступки, дипломатия, опыт мировой истории - все это недооценивается со времён Дарвина.
13.04.2018
Нашему 5и8. Читает с удовольствием. Везде, где может. Книги конечно целиком ещё не читает. Но журналы детские и комиксы очень любит. Читать начал с 4-х - по слову, по предложению. У него магнитная азбука была на холодильнике и плакат музыкальный с алфавитом. А мы ему читали книги почти с рождения, и сейчас каждый вечер перед сном у нас книга, в обнимку в кровати. В данный момент читаем ему карлосона.
06.04.2018
Классно! Хорошая традиция!))
07.04.2018
Моему 5.5. Начали учиться читать в 5. Честно ждала пока сам настроится, но это не про нас... за полгода потихоньку читаем.
06.04.2018
По моему оптимальный возраст для начала! А что читаете? есть ли любимые авторы? Я слышала, что многим детям непонятны герои которые были лет 20-30 назад. Вы с этим не сталкивались?
07.04.2018
Букварь по странице месяца 2 читали) малышковые... таа что насчет героев пока не скажу, но по мультфильмам судя это верно в какрй то степени.. сейчас они красочнее , интерактивнее, советские не выбирает если стоит вопрос выбора.
07.04.2018
Семилетка обожает читать. Еще год назад особо не любила, потому что было сложно. Слушать любят все, готовы хоть весь день хоть учебник по физике.
06.04.2018
Слушать то да. Но это другое немного удовольствие) Мне читали все- и мама, и бабушка и отчим. Больше всего я любила, когда дядя Саша читал, я словно в транс впадала. Сейчас появилось модное ACMR- думаю он бы преуспел на этом поприще.
07.04.2018
Первая книга (вернее, серия книг), которую я прочитала запоем и с огромным удовольствием, это ВИГ. Были летние каникулы после 2 класса, папа привёз мне волшебника, а уже к следующему приезду (папа работал сутки-трое) я с нетерпением ждала урфина. Поэтому сыну я эти книги не читаю, надеюсь его они цепанут как и меня. Эти книги стали в моей жизни переломным моментом, открывшими мне окно в мир литературы, оказалось, что лит-ра это не только скучнейший букварь и учебники с непонятными рассказиками, но и неимоверно интересное чтиво))
06.04.2018
ВИГ-да, это тема! мне с 5-ти их читали и так добывали каждую книгу! А иллюстрации там какие были! )) Правда последние части мне показались не такими интересными как первые три.
07.04.2018
Читают. Вернее одна читает (10 лет), другая слушает аудиокниги (6лет). Хотя старшая наравне с чтением и слушает также активно. Обе к школе сами читать умели крайне плохо. Что старшей нисколько не помешало. Книги любят разные. Особенно старшая. Некоторые по мне так тягомотина и скука смертная, а ей нравится.
06.04.2018
А мы раньше пластинки слушали. Граммофон стоял в комнате...))) Ну о вкусах не спорят))
07.04.2018
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Книги в подарок на выпуск из детского сада, список Год в лесу