Занятие: Осень. Деревья
Записки мам1. Попросите ребенка назвать какое сейчас время года, какой месяц.
Помогите ребенку запомнить названия осенних месяцев.
2. Помогите ребёнку запомнить приметы осени:
- Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.
- Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.
- Начался листопад.
- Исчезли насекомые.
- Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
- Дни стали короче, а ночи длиннее.
- С полей и из садов убирают урожай.
- Люди стали теплее одеваться.
- Дети пошли в школу.
3. Объясните ребенку значение слова «листопад». Попросите ребенка произнести это слово по слогам.
4. Подберите вместе с ребёнком несколько сюжетных картинок об осени, наклейте их в тетрадь, помогите ребёнку придумать предложения по ним, запишите их под картинками.
5. Помогите ребёнку найти на прогулке листья клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины; рассмотрите их.
Помогите ребёнку нарисовать листья в тетради, подпишите их.
Ребёнок должен их различать.
6. Поиграйте с ребенком в игру «С какого дерева лист, веточка?»:
Лист березы – березовый;
Ветка березы – березовая и т.д.
Какой? Какая? Какие?
лист с берёзы - … ягоды с рябины - …
ветка с клёна – … ствол у осины - …
иголки на ёлке - … ствол у сосны - …
шишки на ели - … лист с тополя - …
3. В каждой строке найди 4-й лишний предмет:
Клён, рябина, ель, тюльпан.
Берёза, дуб, шиповник, тополь.
Яблоня, смородина, черёмуха, рябина.
Осина, липа, дуб, ель.
4. Продолжи предложения по теме «Осень»:
Наступила … . Пожелтела … .
Облетели … . Замолкли … .
Идёт … . Стало … .
5. В лесу много чего?
Не одна берёза, а много …
Не одна сосна, а много …
Не одна поляна, а много …
Не один пень, а много …
Не один куст, а много …
6. Что не так?
Осень наступила, потому что улетели птицы.
………………………………………………………………………
Дождь пошёл, потому что на улице лужи.
………………………………………………………………………
Дует сильный ветер, потому что гнутся деревья.
………………………………………………………………………
Прохладная погода, потому что люди тепло оделись.
Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите несколько раз вместе с ним слово осень и попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос: какое сейчас время года? (Сейчас осень.)
Потренируйте ребенка в произнесении этого словосочетания: сначала произнесите его сами, предложите малышу внимательно слушать и смотреть, как вы говорите; затем предложите повторить словосочетание вместе с вами. И, наконец, пусть малыш попробует ответить на ваш вопрос самостоятельно. Расскажите ребенку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными или желтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты.
Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.
Задание 2.
Рассмотрите вместе с ребенком картинку «Осень». Объясните ему, почему на картинке нарисована осень. Обратите его внимание на хмурое небо, темные тучи, мелкий дождик, разноцветные листья на деревьях, улетающих птиц, одежду детей. Попросите малыша рассказать об осени по картинке. Если он затрудняется, помогите ему, задавая вопросы:
• Какое время года на картинке? (Это осень.)
• Какое небо? (Небо хмурое.)
• Какие тучи? (Тучи темные.)
• Какой дождик идет? (Идет мелкий дождик.)
• Какие листья на деревьях? (На деревьях разноцветные листья.)
• Что делают птицы? (Птицы улетают.)
• Как одеты дети? Почему? (На улице холодно. Дети одеты тепло.)
Задание 3.
На прогулке побеседуйте с ребенком об осени, понаблюдайте с ним приметы осени (они перечислены в первом пункте). Найдите опавшие яркие листики березы, тополя, дуба, клена, покажите их ребенку. Научите малыша узнавать эти листья: кленовый листок — как раскрытая ладошка с растопыренными пальцами, дубовый — похож на отпечаток лапы сказочного зверя и т.д.
Задание 4.
Прочитайте ребенку стихотворение, предложите повторить его вместе с вами. Похвалите малыша, если он будет договаривать хотя бы отдельные слова.
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами осень.
Задание 5.
Предложите ребенку поиграть с пальчиками и разучите с ним пальчиковую гимнастику «Осенние листья». Сначала выразительно прочитайте ребенку текст, затем попробуйте разучить его с малышом. Если пока это для малыша сложно, покажите и расскажите ему, как выполняется гимнастика. Вот увидите, через два дня ребенок будет не только выполнять движения, но и станет договаривать отдельные слова, а к концу недели запомнит и весь текст, конечно при условии, если вы будете заниматься с малышом ежедневно.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Будем листья собирать.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих рук.)
Поделка: делаем гербарий.