Работа с произношением.Слабослышашие дети
статьиУ глухих и большинства слабослышащих малышей отсутствуют или обеднены такие стадии доречевого развития, как гуление и лепет.
А это необходимо для полноценнрго формирования произносительной стороны речи. В период гуления и лепета развивается подвижность речевых органов, появляются первые звуки, устанавливается самая важная в этот период обратная связь между собственным звукотворчеством ребенка и его слухом, что позволяет ему многократно повторять одни и те же звуки, закрепляя их в своем произношении. В этот же период формируется интонация.
Младенец произносит звуки, слоги и их сочетания в тот момент, когда он производит какое-либо действие: двигает ножками или ручками,манипулирует игрушкой и т.п. Таким образом, чтобы побудить малыша с нарушением слуха к произношению (гулению, лепету), нужно помочь ему в этот момент действовать. Также необходимо создать такие условия,в которых ребенок будет получать как можно больше звуковой информациии. Для этого необходимо подобрать слуховой аппарат и с его помощью как можно больше обращаться к ребенку с речью. Ласково, с разной интонацией и добрым лицом вы произносите перед ребенком разные сочетания с повторяющимися однородными звукосочетаниями типа бабаба, гагага, агу-агу-агу, абу-абу-абу и т.п. В этот момент ребенок должен производить какие-либо действия: пытаться схватить предлагаемую игрушку, отталкивать ножками вашу руку, подтягиваться, держась за ваши пальцы. Вы не должны требовать, чтобы ребенок повторял то, что вы произносите. Ваша задача - максимально передать ребенку звуковую информацию для развития его речи. Отдача у ребенка начнет ощущаться значительно позже, по мере созревания слуховой и артикуляционной готовности к воспроизведению звуков.
Кроме этих упражнений, нужно петь ему простые детские песенки, много разговаривать с ребенком, т.е. он должен жить в такой же речевой среде, как и его слышащие сверстники. Обязателен слуховой аппарат. Такая работа проводится с младенцами и детьми второго года жизни.
С детьми более старшего возраста (старше двух лет), помимо этих упражнений и создания речевого режима, следует проводить занятия по обучению произношению с использованием движений, т.е. фонетическую ритмику.(Принцип использования фонетической ритмики и типы движений для вызывания звуков заимствованы из работы Центра по реабилитации слуха и речи под руководством проф. П. Губерины в Загребе).
Однако у маленьких детей без специального обучения движения не могут сочетаться с произношением: малыш или двигается, или говорит. В этот период движения у детей еще неловкие, некоординированные, подражание движениям затруднено. Поэтому начинать занятия фонетической ритмикой следует с обучения ребенка подражанию крупным движениям туловища, рук, ног, головы (смотрите в заданиях 1-4). Когда ребенок научится подражать движениям взрослых,начинаются занятия фонетической ритмикой. Они заключаются в том, что производимые детьми движения сопровождаются произнесением разнообразного речевого материала. С помощью фонетической ритмики ребенок учится говорить слитно, достаточно быстро, с выражением, с правильным ударением. При вызывании звуков с помощью фонетической ритмики следует иметь в виду, что не всякое движение может быть использовано для получения любого звука. Определенным группам звуков соответствует определенный характер движений: произнесение взрывных звуков сопровождается резкими движениями, а протяжных - плавными, спокойными.
Здесь невозможно перечислить все движения, которые могут быть использованы в работе над каждым звуком. Приведем лишь примеры, на основании которых вы сможете сами подбирать подходящие движения для вызывания и закрепления в речи различных звуков. Занятия с использованием фонетической ритмики проводятся обязательно с каким-нибудь аппаратом, усилителем.
Занятия проводятся так. Ребенок и вы стоите друг против друга на расстоянии примерно 1-1,5 м (ребенок с аппаратом или в наушниках от усилителя). Вы поднимаете руки вверх и опускаете вниз - ребенок повторяет движения; таким образом вы привлекаете его внимание. Затем вы хлопаете в ладоши и произносите:ПАПАПАПАПА... Хлопки производятся в быстром темпе, произнесение точно должно совпадать с хлопками. Сначала ребенок может только хлопать, а затем у него, возможно, появляется звук А, и ребенок будет повторять - А-А-А...
Не забудьте дать ему возможность услышать себя - поднесите к его губам микрофон. Самопрослушивание - обязательный элемент развития устной речи.
У некоторых детей в этом упражнении довольно скоро может получиться звук П, у других он появляется позже. Но в любом случае попробуйте научить малыша выделять вслед за вами ударный слог в слогосочетаниях папапапапаПА- ударный слог последний, и хлопок при этом должен быть более энергичным. Затем на других занятиях переставьте ударный слог в середину сочетания (папаПАпапа), а затем и на его начало (ПАпапапапа...).
После произнесения ряда слогов выделите одиночный слог: папапапапа...-ПА! Продолжайте использовать в этой работе хлопки, чередуйте произнесение слогосочетаний с произнесением одиночных слогов. Вместо хлопков можно использовать похлопывание по бедрам, взмахи в воздухе сжатыми кулачками. Как только у ребенка получится слог ПА, нужно переходить к произнесению слова ПАПА: папа-папа-ПА, папапапа-ПА-па, ПАпа, ПАпа. Попробуйте дать это слово на одном движении (на одном хлопке, на одном взмахе кулачком) .Если у ребенка на одном движении будет получаться только один слог, то перейдите на два хлопка,но слоги в слове ПАПА должны произноситься слитно, а первый слог сопровождается более энергичным хлопком.
Когда у малыша получится слово ПАПА, подведите его к папе и назовите его. Через некоторое время можете предложить ему произнести слово ПАПА без сопровождения движениями, но если ребенок испытывает трудности, пусть продолжает помогать себе движениями; постепенно он научится говорить без них. С этого времени обращение к папе должно быть всегда устным, в какой бы ситуации это ни происходило.
Занятия с использованием фонетической ритмики должны проводиться параллельно с занятиями за столом. Звуки будут появляться у ребенка и без сопровождения движениями, на основе только слухо-зрительного восприятия.
Таким образом, формирование устной речи ребенка вы должны постоянно проводить в разных организационных формах - и за столом, и с помощью фонетической ритмики.
✽ ✾ ✿ Ира ✿ ✾ ✽
Спасибо за увлекательную статью! У моейдочери 4 ст. тугоухости и нам очень интересны различные новые задания! Буду благодарна, если подскажете, где нам найти "уроки", а то я перечитала массу литературы, но в основном везде рассуждения о слухе, о воспитании таких детей и так мало нужных занятий..
05.04.2011
Ответить
Логопед дефектолог нейропсихолог сообщество Логопе
Задания сурдологической направленности.Есть методические пособия.Можно посмотреть в Институте коррекционной педагогики,там есть кафедра и продаётся литература.Для развития позновательного,дефектологическую -можно посмотреть Стребелеву и тд.О практических методиках,к сожалению, не особо любят рассказывать.
05.04.2011
Ответить
✽ ✾ ✿ Ира ✿ ✾ ✽
Да, я тоже заметила, что не найти занятий. В основном пространные рассуждения о воспитании, особенностях развития и тд. Стребелеву не читала, обязательно поищу, спасибо! А в ИКП регулярно делаем аудиограмы, а я чего-то не сообразила, что там можно купить литературу))
05.04.2011
Ответить
Логопед дефектолог нейропсихолог сообщество Логопе
у них же кафедра,прямо по Вашему направлению,есть методички,можно спросить.Я там в своё время по работе покупала.На Фрунзенской "Медкнига",видела и в свободной продаже,но там больше теоретики,но есть и практические части
05.04.2011
Ответить
