Чтение по методике Льва Толстого
Готовимся к школеМетод базируется на складывании букв в слоги и слова, причем к первому этапу - обучению малыша алфвиту - можно приступать уже тогда, когда вы привезли новорожденного домой.
С чего начать?
Повесьте на стену у кроватки малыша настенную азбуку, и, как только кроха сможет фокусировать взгляд, он с интересом будет присматриваться к ярким картинкам.
В возрасте 7 - 9 месяцев малыши, опираясь о бортик кроватки и водя пальчиком по плакату, указывают то на одну букву, то на другую. Ваша задача - вовремя заметить интерес крохи и назвать ту букву, на которую он указал.
Не старайтесь научить ребенка многократным повторениям: "Это буква "А", смотри!", "Это "А", запомнил?" Просто называйте букву всякий раз, как только малыш к ней прикоснется.
Когда крохе исполнится годик, в занятиях можно использовать карточки с буквами. К примеру, разложите карточки с изображениями букв в соседней комнате и попросите малыша принести букву, уже знакомую ему. Со временем арсенал пособий для изучения алфавита должен расширяться. Это может быть магнитная азбука, разрезная азбука, гибкий алфавит Монтессори, кубики, трафареты и т.д. Как нельзя кстати окажется знакомая всем нам по школьным урокам касса букв и слогов с набором букв и буквосочетаний и удобными кармашками для хранения и составления слогов.
Игры с буквами.
Придумывайте как можно больше игр с изображениями букв. Это разнообразит процесс обучения и не дает малышу скучать, несмотря на повторения материала. Предлагайте крохе отыскивать знакомые буквы в газетных заголовках и на уличных вывесках.
Мостик к слову.
Как только ребенок хорошо усвоит алфавит, переходите ко второму этапу - складыванию слогов. Этот этап пройдет успешнее, если вы будете учить малыша не названиям согласных букв алфавита, а не звукам.
Например, произносите "б", а не "бэ", "х", а не "ха", "л", а не "эль" и т.д. И не бойтесь, что у малыша возникнут трудности с правильным названием букв алфавита: к школе разница между звуками и буквами ребенок уже в состоянии понять,в то время как в 3 -4 года эти нюансымогут ввести малыша в ступор. Объяснить малышу разницу между буквой и звуком можно так: "У каждой буквы, как и у тебя, есть имя. Тебя зовут Мария, но мы в кругу семьи зовем тебя Машей. Букву зовут "эм", но рядом с другими буквами - её друзьями - она зовется "м".
Складывая слоги, меняйте в них одну букву, оставляя вторую неизменной. Всякий раз называйте сами, а потом проговаривайте нараспев вместе с малышом то, что получилось.
Когда открытые слоги (с гласной в конце) будут освоены, переходите к закрытым слогам. Объясните, что слог называется закрытым, потому что рот при его произнесении закрывается. Четко и медленно артикулируйте: "АМ", "АТ", "ОС". Такие слоги нараспев произносить трудно, а то и вовсе невозможно. Произносите звуки в слоге медленно, постепенно и внятно и одновременно ведите вдоль написанного на бумаге слога пальцем, как если бы вы читали слово для глухого человека, читающего по губам.
От слогов из двух букв переходите к трех- и четырех-буквенным слогам. Обратите внимание малыша на то, что такие длинные слоги часто бывают самостоятельными словами: "РОСТ", "КОМ", "АКР", "БЛОК" и т.п. Попросите ребенка найти подобные односложные слова самостоятельно. Кстати, если малыш от букв сразу переходит к словам, не настаивайте на складывании слогов. Подведите кроху к мостику, а он сам решит, воспользоваться им или просто перепрыгнуть на другой берег, ведь так значительно быстрее!
Финишная прямая.
На третьем этапе складывайте слоги в слова и - наоборот, разбивайте слова на слоги. Такие занятия учат ребенка выжнейшим мыслительным операциям, на которых строится весь процесс познания мира, - синтезу и анализу. Активно используйте буквари и книги для посложного или складового чтения.
Покажите ребенку, что, заменяя в слове всего лишь одну букву, мы превращаем его в новое слово: "СТО - Л", "СТО - П", "СТО - Г" , "МАЙ - КА", "ЧАЙ - КА" и т.д.
Поиграйте в пошаговую перемену, когда, меняя одну букву в слове, вы превращаете, например "ГОРУ" в "МОРЕ" (гора-горе-море), "КОШКУ" в "МЫШКУ" (кошка - мошка - мышка) и т.д. При этом после каждой замены должно получаться слово, действительно существующее в русском языке.
Этот этап дает простор для различных лингвистических игр со словами, слогами, буквами и звуками. Разгадывайте с ребенком шарады, анаграммы и другие словесные головоломки, играйте в "Балду" и "Эрудита". Игры со словами прекрасно расширяют словарный запас, развивают фонематический слух и формируют лингвистическое мышление, способствуют развитию грамотности.
На заметку
- покупая настенную азбуку для малыша, обращайте внимание на то, чтобы буквы были крупными, стандартного начертания. Картинки, иллюстрирующие азбуку, должны быть интересными, но узнаваемыми.
- хорошо бы с самого первого дня знакомства с буквами активизировать "ручную" память малыша и создать предпосылки для успешного овладения письмом. Называя и показывая крохе букву, обводите ее пальчиком, как будто он её пишет.
- учите ребенка звукам, а не буквам, чтобы избежать этапа добавления при чтении лишних звуков. Лишние звуки снижают темп не только чтения, но иногда и речи малыша, а также затрудняют восприятие текста. Ребенок сосредоточен на преобразовании одного слога в другой, а не на смысле слова. Следите, чтобы из ваших уст кроха не слышал: "Скажи букву "А", ведь произносим мы звуки, а буквы только пишем. Ребенок должен различать эти понятия.
- в начале процесса обучения не используйте в играх йотированные буквы (е-ё-ю-я), а также буквы Й, Ъ, Ь. Если малыш спросит о них или покажет вам, назовите их, скажите, что Ъ и Ь не обозначает звуков. Ребенку 5 - 6 лет можно объяснить, что функция Ь - смягчить согласный, который стоит перед ним, и что мягкий и твердый знаки делают в ловах паузы. Пусть малыш сравнит: "полёт" - "польёт". Объясните, что без этих знаков получаются совсем другие слова: мальчик сел - мальчик съел.
- когда составляете слоги, всегда повторяйте звуки отдельно, а затем называйте слог целиком: "М" "А" - "МА" - не перегружайте малыша лишними словами.
- когда ваш ребенок только начнет читать самостоятельно, выбирайте для него книги с небольшими по объему тексстами и крупным шрифтом.
Если вы учили его по слоговой методике, то подойдут книги-буквари с делением на слоги. Если же малыш учился читать пословно или побуквенно, то слова, разделенные на слоги, только отвлекут его и затруднят восприятие смысла.
- книги большого формата, как правило, более качественные, однако они предназначены только для домашнего чтения.
- собираясь почитать, выключайте радио, телевизор.
- когда читаете малышу, сажайте его рядом с собой или на колени, чтобы контакт между вами был максимальным.
Держите книгу так, чтобы ребенок хорошо видел картинки, а во время пауз в чтении обязательно обращайте внимание крохи на рисунки и их детали. Четко проговаривайте названия картинок и добавляйте информацию о свойствах предмета: "Это маленький домик, а слева от него большой дом. Это синий шар". Так вы во время процесса чтения обучите кроху и названиям цветов, и счету, и пространственным характеристикам, и многим другим интересным и важным для его развития вещам.
- чередуйте чтение прозы и поэзии, сказок и рассказов, длинных повестей и потешек.
- текст следует произносить максимально четко, темп чтения должен быть средним. Не читайте в спешке или в плохом настроении. Не отвлекайтесь на телефонные звонки, посторонние разговоры и домашние дела.
- обязательно запишите ребенка в библиотеку, как только он будет в состоянии её посещать. Это прекрасная возможность сэкономить деньги и познакомить малыша не только с той литературой, которая нравится вам, но и позволит сформировать ему собственные вкусы и быть в курсе издательских новинок. Ребенок, хорошо знакомый с библиотекой, без труда отыщет любую необходимую информацию, будет более самостоятельным и коммуникабельным.
- читайте малышу вслух даже тогда, когда он уже умеет делать это сам.