"Божья коровка, лети на небо...."
Обмен опытомЛет до 2,5 дочкиных у меня на языке реально была мозоль - так много мы с ней читали и играли. Зато разговаривать сразу стали хорошо, очень быстро стали говорить предложениями.
В своих записях иногда нахожу посты по нашим занятиям - надеюсь, будут полезны и вам :)
--------------
Как-то раз за обедом, для того, чтобы дочь (2 года 4 мес) не пыталась удрать из-за стола, я стала показывать ей набор карточек с красочно нарисованными насекомыми. Вот такие:
Рассматривали мы их не в первый раз, и просто описывать дочке их вид и повадки стало уже скучно.
Само собой получилось, что на каждую картинку у меня нашлась какая-нибудь строчка из детской сказки или стихотворения, которые мы уже читали с дочкой. Например:
-муха - "Муха, муха, цокотуха, позолоченное брюхо..."
-комар - "Сел комарик под кусточек на еловый на пенёчек..."
-клоп - "А за ними Клоп, Клоп, сапогами топ, топ..."
-кузнечик - "помнишь кузнечика Флипа, друга Пчёлки Майи?..."
-блоха - "блоха-попрыгуха из сказки Теремок..." (в "ранней" версии)
-пчела - "пчёлы гонятся за Мишкой, жу-жу-жу, не будь воришкой!..."
И так далее. Причём на каждое насекомое мне вспоминается уже даже не по одному произведению :)))
Мне захотелось немного развить тему дальше. Казалось бы, ну что за интерес для 2-летки - насекомые? Все в этом возрасте учат с детьми виды животных, машин, предметы... Запоминают формы, цвета, размеры... Подбираются к цифрам и азбукам... Особо настойчивые осваивают с детьми английский... Но интереса ради я решила провести пару дней, всячески упоминая тему насекомых в играх и занятиях с дочкой. Оказалось, что материала для этого у нас ОЧЕНЬ много (книги, диски, игрушки, пособия...). Вот что у нас получилось.
1)Послушали аудиосказку Теремок в варианте, где муха-горюха, блоха-попрыгуха и комар-пискун () и почитали (сказка бывает, кстати, в полном варианте, со всеми насекомыми, или начинается с мухи-горюхи, как у Сутеева, уже только с мышки-норушки, как у Булатовой)
Посмотрели мультик "Как муравьишка домой спешил" (поискали ВКонтакте).
2)Почитали со стихами из раздела на 1-3 года «АХИ, ОХИ, УХИ, ПРИЛЕТЕЛИ МУХИ». Обсудили стихи с дочкой. Мне в этом помогали вопросы, указанные в конце раздела. Очень удобно.
3)Взяли и альбом к ним на возраст 2-3 года. Нашли страничку с бабочками и выполнили задание (надо было выложить на трафарете 3 бабочки, выбирая из всех фигур кружочки и выкладывая их по размеру и цвету).
4)Послушали сказки "Муха-Цокотуха" и "Тараканище" (читает автор).
5)Сделали аппликацию в виде бабочки и гусенички (по пособию "Школы 7 гномов" ) Почитали "Сова" - поговорили, чем полезны насекомые (шмель из сказки), как они переносят пыльцу ("цветень" в сказке). Выстроили логическую цепочку сова-мыши-шмели-клевер-молоко-чай с молоком для старика. Очень полезная сказка!
6)Почитали сказку (где оса ужалила Лису в нос) и "Кротик и бабочки" (сказка о том, как из гусеничек появились бабочки). Дочка потребовала почитать ещё и "" (просто кладезь по содержанию насекомых). Вспомнили мультик, нашли насекомых на ах - водомерка, майский жук, жучок-блошачок...
7)Почитали потешки в хрестоматиии "". Там очень хороший раздел "Божья коровка..." - потешки о комариках, божьей коровке, жуке, светлячке, пчеле, с интересными иллюстрациями. Потом взяли , нашли потешку про комарика.
8)Занятие лепкой - по пособию "Школы 7 гномов" () сделали картину с божьей коровкой. Вечером похвастались папе свими трудами:
9)Поиграли-послушали муз.книжку "" (АЗБУКВАРИК) со стихами Усачёва и Пляцковского ("...Комарик ножкой топнул, шарик взял и лопнул...", "..Пчёлы гонятся за мишкой - жу-жу-жу, не будь воришкой!...").
10)Взяли пособие +альбом к нему. Выложили дорожку из палочек для гусенички. Палочки надо было подбирать по длине и цвету. Альбомчики для занятий продаются отдельно, я покупала в магазине "Лукоморье". Вариантов таких альбомов много разных:
11)Рассмотрели книжку И.Гуриной ( яичко-гусеничка-кокон-бабочка). В 2года уже ребёнку вполне доступно и наглядно. Из крупной собрали бабочку. Мама строила одно крылышко, дочка смотрела и повторяла второе крылышко:
12)Открыли нашу ЛЮБИМУЮ книгу (Азбукварик). В ней картонные окошки, детям очень нравится их открывать. Посмотрели как гусеничка прогрызла яблоко, как паук поймал муху в паутину, как выглядит улей изнутри:
13)Поучили буквы по "". Обрадовались, что на букву Н там "насекомые" (ювелирные изделия - муха, жук, стрекоза из золота с драг.камнями :))). А на букве Ф "фрукты" углядели муху на натюрморте Балтазара ван дер Аста (Голландия, 17 век).
14)Отгадали загадки в книжке-игрушке , открыли картон. кармашки (божья коровка, пчёлка, гусеничка):
15)Почитали стих "Муха-чистюха" Бориса Заходера. У нас было 2 книги этого автора; (изд.Махаон, илл. И.Красовская) и (в илл. И.Панкова). Панкова любим больше (второе фото):
16)Почитали Сутеева "". Пож-ж-ж-жужали и поз-з-з-зудели как пчела, которая погналась за щенком. На мой взгляд, так чуть-чуть поинтереснее, чем проводить "логопедическое" занятие, как, например, по пособию "Первые шаги" (пчёлка летела и громко гудела зу-зу, зу-зу-зу, зу-зу, зу-зу-зу...):
17)В Чешские песенках (Маршак ) отыскали по нашей теме стихи "Сенокос", "Муха".
18)Посмотрели , почитали сказку. И хотя у нас есть "Муха" в илл.В.Конашевича ("), но дочке пока нравится вариант с илл.Котёночкина . 2-летка на каждую строчку обязательно требует наглядного примера ("А где муравей? А где клоп?..."), так что чем подробнее иллюстрации к сказке, тем лучше.
19)В сборнике со стихами Матушки-гусыни "" нашли стишок " Божья коровка" в переводе А.Маршака:
20)Учимся бережно относиться к природе и всему живому, учимся быть добрыми - в этом нам помогают стихи А.Барто "Мы не заметили жука" (""), Мошковской "Кузнечик", Усачёва "Беги, жучок" (""). А также очень хорошая есть история в книге "" - "Бабочка".
21)Нравятся стихи и иллюстрации И.Мазнина (), поэтому с удовольствием почитали и полюбовались на его "Сверчка" и "Муху-сластёну":
22)В хорошем сборнике (картонная, толстенькая книжка) "" по нашей теме нашлись Маршак ("Помогите" про муравья) и Усачёв ("Песенка медведя" про пчёл).
23)По книге «» отправились в путешествие на «Прогулку восьмую - прыгающую, ползающую, жужжащую». Конечно, 2-летке читаю пока не весь текст, многое рассказываю своими словами. Рассмотрели, обсудили (шмель, паук, муравей). Когда дошли до паука, сразу потребовали книгу "со звездой". (У изд.РОСМЭН есть чудесное издание "Формы и фигуры" из
24)Достали свою любимую, уже клееную-переклееную книжечку "Про кого расскажет жук". И.Гуриной (). Почитали стихи, рассмотрели насекомых. Включили диск с потешками (, поиграли под потешку "про жука":
"Летела пчела около чела,
летела оса около носа,
летела мушка около ушка,
летел жук - и в лоб ту-у-у-к!"
(при этом надо гудеть и жужжать, теребить нос и ушки, а в конце шутя легонько ткнуть пальцем в лобик - ребёнку очень нравится!)
25)Поиграли с книжкой с картон. окошками " ". Узнали, почему некоторые насекомые окрашены в такие "сигнальные" цвета. Из этой же есть чудесная книга "", где дотошно и подробно всё рассказано и показано об этом насекомом. Окошки открываются нестандартно - то по кругу, то из центра, то неправильной формы, то из середины страницы. Вобщем, надо ещё догадаться, как открыть!
26)По сборнику "" закрепили в памяти потешку о божьей коровке, заодно вспомнили все остальные игровые и танцевальные стишки из этой книжки (изд.Стрекоза). Включили диск с потешками, попрыгали-поиграли.
27)В своем любимом сборнике "" нашли потешку по комара и "преогромные" комариные корзины. Поговорили о понятиях большой-маленький, сопоставили размеры комара и его корзин, посмеялись...Потом открыли сборник "", почитали потешку "Гром по горам раскатился, комар с дуба свалился!". Подумали вместе, разве от маленького комара может быть такой гром, посмеялись опять.
28)Обсуждали, кто умеет летать (птицы, насекомые), плавно вспомнили самолёты и вертолёты. Почитали о стрекозе-"вертолёте"; Э.Мошковская "Вертолётик" ("...вот над малиной вертолёт стрекозиный!") и А.Усачёв "Стрекоза" (Стрекоза! Стрекоза! Вертолётные глаза. Пролетает над прудом, ищет свой стрекозо-дром!). Книги и :
29)Почитали сказку и посмотрели мультик Это уже сокращённые варианты, из насекомых там "осталась" только муха-горюха. Но илл.в книге симпатичные, а мультик нарисован по илл.Ю.Васнецова.
30)С ностальгией вспомнили с дочкой "мульт-сериал" про пчёлку Майю. Поискали в интернете, нашли аудиосказку и книжку , но они уже, на мой взгляд, для деток постарше.
Тогда пошли искать на полках нашу новогоднюю поделку из картона в виде пчёлки. Ещё, думаю, надо бы найти в разукрашках пчёлку и порисовать :))) А пока ВКонтакте смотрим мультик про Майю ()
Более вкусный вариант - печём настоящее печенье для папы. Делаем с мамой настоящее песочное тесто, в половину которого добавляем какао. Вырезаем формочками бабочек. Украшаем изюмом и запекаем. Восторгу дочи и папы нет предела. (Кстати, в этом нам помогала книга "" - как найти рецепт, одеть фартучки, подготовить миски и продукты, не трогать горячую плиту без взрослых, накрывать на стол и т.п. и т.д.).
33)Делали аппликацию из мягкого фетра с липучками, на ковролине. Получилась цветочная полянка с летающими бабочками.
Вариантов конструкторов на ковролине очень много, выбирайте по своей тематике. Например , или
34)Почитали про нашего любимого Кротика - "Кротик и штанишки". Как Кротик растил Лён, отгонял жучков и гусениц, как паучки пряли изо льна нити, а муравьишки ткали полотно...Познавательная история о том, как делают одежду, а также о взаимовыручке и дружбе. Книга у нас такая
35)Изучаем лесную природу, клеим карточки в пособии "". А когда надоедает "заниматься", можно просто подурачиться!!! Вот и мы - выложили дорожку из карточек с насекомыми и бегаем по ней, приговаривая "жу-жу-жу" да "прыг-скок!" :)))
Вот такой список у меня получился. Его можно бы и продолжить :))
Как видите, совершенно спонтанно выбрав тему "Насекомые" мы сумели объединить ВСЕ необходимые для 2-летки занятия: лепку, рисование, знакомство с окружающим миром, развитие речи, памяти, логики, гимнастику, танцы, воспитание...Самый главный помощник для нас в этом был - КНИГА. Сказки, стихи, фольклор, современная литература, пособия, дидактические материалы... А помогали - CD и DVD, пластилин, кисточки и краски, игрушки... Любая мама, выбрав ЛЮБУЮ тему ("Тачки", транспорт, "Паровозики Чаггинтон" ,"Лунтика", животных России или экзотических, птиц, одежду, предметы мебели или кухонной утвари, цвет, счёт, алфавит...) сможет подобрать такие "тематические" занятия, заинтересовать и увлечь ребёнка. Конечно, не обязательно предлагать всё это малышу разом, можно придумывать что-то пару раз в неделю.
Когда есть ТЕМА занятия, какой-то ключевой элемент, вокруг которого строится весь замысел - так играть с ребёнком гораздо ИНТЕРЕСНЕЕ. Информация будет лучше запоминаться малышом. Вы и сами почувствуете интерес, подбирая подходящие книги, мультики, и наглядные пособия. Попробуйте, проявите фантазию - Вам понравится! :))
Надеюсь, этот список поможет и Вам в выборе и составлении собственных занятий для Вашего малыша.
Желаю удачи и поскорее заговорить :)