Звуковое лото "Птицы"

Юлия, разрешите показать еще одну точку зрения на развитие фонематического слуха. Которая рассматривает работу с неречевыми звуками, как вредную для развития речи. Вашему Григорию скоро 4 года, занятия с неречевыми звуками, ему, скорее всего не повредят, но и не помогут(. Просто лишняя трата времени и отвлечение внимания на несущественное. А если к идее заняться неречевыми звуками прислушаются мамы малышей, то это может серьезно задержать появление речи и обработку ребенком сенсорной информации. Физический слух (различение неречевых звуков)- это возможность услышать шорох, гром, карканье вороны и т.д. и т.п и отличить их друг от друга. С ним, как правило, у детей нет проблем. У родителей есть способы понять, хорошо ли слышит их маленький человек, именно по тому, обращает ли он внимание на внезапные, обычные звуки и звуки разной громкости. Очень часто подозрения на плохой слух (когда родители замечают, что ребенок не понимает их и отправляются проверить физический слух) не оправдываются и связаны не с качеством слуха, а скоростью и качеством обработки мозгом речевой информации (недостаточно развит фонематический слух и др.) Фонематический слух (различение речевых звуков) - это сложный процесс, в котором пункт «услышать», занимает только одну из ступеней. Человек не просто слышит разницу между «лук, бук, Вук, сук, тук, пук, хук, жук, Кук, мук, рук, Чук …». Его мозг должен еще: - 1. декодировать эту информацию (перевод физических характеристик звука в последовательность фонем. Качество декодирования улучшается с опытом говорения) - 2. определить , верно ли он ее определил, исходя из контекста (взрослый, например, говорит ребенку «смотри дерево Бук». Ребенок делает удивленные глаза, п.ч. совсем недавно мама говорила, что у дерева СУК. В памяти ребенка сохранилась ассоциативная связь дерево-сук. И вполне возможно, когда мама будет рассказывать про бук, память ребенка будет упорно выдавать связь с сучком, а Бук будет отказываться слышать. Тут, взрослому очень важно улавливать любой мимический ответ ребенка, связанный с сомнениями. Если ребенок посещает детский сад, там конечно внимания одного взрослого на всех не хватит) - 3. в случае, если произносит ответ, понимать(мозг не ребенок), как он произносит слово, чтобы соотнести: то, что он сказал вслух, совпадает с тем, что хотел сказать? (т.е. произношение должно быть доведено до автоматизма) Я перечислила только самые важные процессы, кот-е включает в себя фонематический слух, но ни один из них не совершенствуется при работе с НЕречевыми звуками. Поэтому не приближает ребенка к качественной речи, а только зря расходует ресурсы внимания, памяти и самое печальное- ресурсы ВРЕМЕНИ ( В рекомендациях логопедов действительно часто встречается совет, совпадающий с тем, что дал ваш специалист. Аргументов в его пользу я не встречала, может кто-нибудь в комментариях расскажет о работе с неречевыми звуками и результатах/пользе/смысле этого процесса Если обобщить мой длинный комментарий, то я предлагаю вам сконцентрироваться на совершенствовании фонематического слуха, а игры с неречевыми звуками (звуковые лото, игры с крупами в баночках и т.д. и т.п), оставить на потом, когда речь ребенка будет по качеству устраивать и родителей и логопеда. P.s. Хотела посмотреть насколько сложны названия птиц, задействованные в ЛОТО, но ваша ссылка не открылась
04.09.2015
Очень интересно, я наоборот,часто слышу про этот метод, но как-то времени не было, а тут вроде как специалист посоветовал. Надо обдумать. Про ссылку поняла, попробую исправить. О сложности названий я тоже, естественно не задумывалась В первую очередь выбирала птиц, которые у нас живут, и тех, которые он знает по книгам/игрушкам. В составе- воробей, дрозд, ворона, галка, филин, голубь, дятел, жаворонок, журавль, иволга, канарейка, кукушка, снегирь, сорока, стриж, трясогузка, утка, чайка, щегол, ястреб
04.09.2015
https://yadi.sk/d/HvW02xeFirpYu новая ссылка
04.09.2015
Спасибо, красивые картинки. Единственное НО, ястреб в сравнении с филином выглядит совсем не грозным, просто маленькой птичкой в полете (то, что несет добычу на фото не очевидно) Вспомнила, что здесь на ББ скачивала и распечатывала материалы звукового лото «Бим, бам, бом». Меня интересовало звучание музыкальных инструментов, но там кроме них есть еще 2 набора(звуки фермы и звуки улицы). Сыну в 3,5 года большинство звуков оказались незнакомы. Даже со второго, третьего раза он не всегда мог узнать визг свиньи и кваканье лягушек. При этом фонематический слух у него развит очень хорошо. То есть работа с неречевыми звуками - это отдельная работа по созданию отдельной базы данных определенных звуков. Нужно просто ответить себе на вопрос: «Мне и моему ребенку нужна сейчас эта дополнительная БАЗА ДАННЫХ? Или на данный момент есть более актуальные вопросы?». Я говорила выше об опасности привлечения внимания к неречевым звукам с маленькими детьми, неговорящими или плохоЕЩЁговорящими. В норме мозг должен научиться распознавать звуки речи и обрабатывать речевую информацию. Неречевые звуки малыш тоже слышит и распознает. Самым значимым, на которые ребенок часто обращает внимание, взрослые дают НАЗВАНИЯ. «Да это дятел ТУК-ТУК-ТУК, да это ворона - КАР, да это скорая помощь ИУ-ИУ-ИУ и т.д.». Моей племяннице 1г2мес, она в жизни ещё не слышала дятла, и не сильно прислушивается к воробьям и голубям)). Но среди 50ти слов ее активного словаря есть слова "дя", "бей" и "гУди". Она хорошо слышит разницу в фонемах. Так же было в этом возрасте с моими детьми. То есть теория, которую я пытаюсь здесь объяснить, вначале была понята и прочувствована на практике. Если к этим обычным житейским ситуациям взрослые добавляют именно ЗАНЯТИЯ с неречевыми звуками, то вместо появления речи может получиться перестимуляция. Когда мозг начинает обрабатывать как информацию все входящие звуки(((, а должен был пропускать, не допуская до анализа, интерпретировать как неважный ШУМ. Видео хорошо показывает, как чувствует себя человек с сенсорной перегрузкой. Одна из причин этого- неумелое вмешательство взрослых в процессы восприятия ребенка в раннем возрасте (( https://www.youtube.com/watch?v=K2P4Ed6G3gw
04.09.2015
ну, филин у нас есть игрушка, а ястреба обычно вот так в полете и видим ))) Что-то я задумалась, скорее всего будем просто слушать как музыку, а у птиц для начала названия разучим, потом - известные уже звуки типа "ку-ку" "кар-кар" "чик-чирик" "гули-гули" А остальное оставим до предшкольного возраста, папа планирует приучать ребенка к лесу, все равно они будут слушать этих птиц в лесу, тогда и начнем полноценно играть.
04.09.2015
"задумалась" это хорошо ), значит не зря поговорили. Давно собиралась об этом пост написать, никак руки не доходили, а тут в комментариях разошлась )) Потом скопирую к себе в дневник. А то бывает, удалит автор тему за ненадобностью... Если разрешите, дам ссылку на пост с вашим вопросом? "Ку-ку", "кар-кар" не поняла, это вы про младшего ребенка говорите? Если про него, то вначале "ку-ку", а потом названия. Или, в крайнем случае одновременно. Но "ку-ку" раньше: для малыша до поры до времени это и есть название птицы. Облегченное )
04.09.2015
Да, про младшего, от старшего я пытаюсь добиться нормального произношения, т.е. ворона-это ворона, а малышу пока хотя бы "кар" осилить.. ссылку конечно, можете дать, тема действительно интересная
04.09.2015
Юлия, скопировала себе, вот ссылка. Можете посмотреть все ли корректно, можно ли так оставить (2 первых абзаца и последний)? Я забыла сказать еще об одной важной составляющей фонематического слуха. Поначалу, когда ему еще далеко до совершенства, очень важна зрительная опора. Ребенок должен не только слышать слово, но и видеть/смотреть, как взрослый правильно его произносит. Вот здесь писала об этом- первые 2 пункта в первой половине "КАК говорить". Растягивать гласные полезно, чтобы дать мозгу время обработать информацию, как были произнесены (и были ли?) все звуки услышанного слова.
09.09.2015
Центр " Прогноз" в Санкт-Петербурге. "Ребенок заговорил"