Королевство кроликов
семейные игры
Сегодня предлагаю вам освоить и заселить обширные территории, богатые природными ресурсами, и создать самое процветающее и сильное королевство кроликов.
Много фото.
Отличная семейная игра от Ричарда Гарфилда (автора Повелителя Токио, про него я недавно рассказывала). Предназначена для 2-4 игроков от 14 (!) лет, так указано на коробке. На мой взгляд, возраст можно снизить лет до 12 (а может у кого-то дети и в более раннем возрасте ее освоят), но моей дочке 8-летке играть сложно. Вернее, сам игровой процесс очень прост и правила осваиваются легко, ребенку сложно выиграть. Но давайте обо всем по порядку. Сначала позвольте показать вам земли и рассказать о государственном устройстве ушастиков.
Большое поле, которое хозяйственные кролики разделили на квадраты и каждый обозначили буквой и цифрой. Справа шкала престижа и процветания подсчета очков.

Кроличьи кланы будут претендовать на богатые рыбой реки и озера, горные цепи, где можно поискать руду и драгоценные камни,

на леса, приносящие древесину, и плодородные поля, которые будут засеяны вкусной морковкой.

Осваивая территории, кролики будут возводить города для укрепления мощи своего государства.

Причем сила и влияние городов будут разными (на что укажет количество башен замка, выстроенного местным феодалом).

Случается, что кроме рыбы, древесины и овощей трудолюбивые зверьки открывают ценные месторождения в горах, находят раковины с жемчугом, собирают редкие грибы или готовят специи.

Кто же населяет это сказочно богатое царство-государство? В первую очередь, конечно, знать - всевозможные короли, принцы и вожди.

Без чиновников им никак не обойтись.

Но, как в любом государстве, основная работа по обеспечению населения ресурсами ложится на плечи работяг и торговцев.

Примерный семьянин ты или авантюрист-путешественник, в любом случае должен радеть о процветании родного королевства и славе его правителя.

Встречаются на торговых путях и асоциальные элементы, но и их надо суметь обратить в свою веру выгодно использовать.

А уж сокровищ в королевской казне не счесть!
Кстати, все эти свитки с текстом - первый тип карт в колоде. Они могут принести очки только в конце игры. Но в течение партии надо учитывать, какие из них взял себе, и согласно этому планировать свои действия.

Честолюбивые ушастики стараются заполучить как можно больше разрешений на строительство замков, от этого напрямую зависит сила и слава королевства. Замки с тремя башнями - самые редкие, могут быть построены только в горах.

Добыча полезных ископаемых, возделывание полей и прочее сельское хозяйство - еще одна обязательная статья расходов. Причем, чем разнообразнее деятельность ты ведешь, тем богаче становишься. На одних морковках далеко не уедешь, нужно осваивать редкие профессии.

Можно, конечно, и в путешествие отправиться, разбить лагерь за пределами заселенных земель. Тоже полезно бывает.
Это второй тип карт - карты построек.

Но главное - сначала получить вид на жительство!
Это третий тип карт - карты территорий. Такие карты содержат "адрес" клетки, куда можно разместить своего кролика.

По некоторым адресам находятся древние замки, которые без зазрения совести можно заселить.

Другие предписывают нам поселиться близ поля и заняться возделыванием земли.

Третьи отправят в рыбацкую деревушку, и быть тебе всю жизнь рыбаком. И так далее.

Главное - жить не в одиночку, а создавать поселения - феоды, которые и ресурсы будут производить и города в своем составе иметь. Именно это - залог успеха грамотно организованного государства.
Как вы уже поняли, вся игра строится на картах, коих в коробке великое множество, и основная ее механика - это драфт. Самая знаменитая игра, построенная на драфте, это "7 чудес" (которая и считается родоначальницей этой механики). Что-то общее есть, но "Кролики" более миролюбивы, они не нападают друг на друга, соответственно армию не содержат.
Карты очень-очень красивые, детально прорисованы. Благодаря стараниям художника появляется атмосфера сказочного королевства, и игра не сводится к простому перекладыванию карт с места на место. Даже рубашки красочные.

Чуть подробнее о процессе. Возле поля с изображением кроличьего королевства ставим замки (часть уже выставлена на поле по правилам игры) и кладем жетоны ферм и лагерей. Каждый игрок получает кроликов своего цвета и выставляет по одному на шкалу подсчета очков (справа). При игре втроем игроки получают по 12 карт (вчетвером по 10, правила игры вдвоем немного отличаются, о них позже). Всё! Это вся подготовка к игре, занимает буквально пару минут.

В игре 3 фазы - исследование, строительство и сбор урожая. Фазы будут повторяться 4 раза, то есть в игре 4 раунда. Все игроки ходят одновременно, что сводит даунтайм (время ожидания своего хода) к минимуму.
Фаза исследования: мы просматриваем каждый свои 12 карт, оставляем себе из них две (выкладываем перед собой на стол), остальные карты передаем соседу слева (а сами получаем карты от соседа справа, который тоже выбрал уже себе 2 карты). И так все игроки по кругу, пока не кончатся карты на руках - это и есть драфт (вдруг кто-то еще не знает). В чем его сложность и прелесть? В том, что бывает трудно выбрать 2 карты. Иногда хочется взять больше (потому что все дадут какие-то возможности), не знаешь, что выбрать - поставить кроликов на поле, взять город, лагерь или вообще оставить себе свиток, который принесет очки только в конце игры (и часто лишь при выполнении определенных условий к концу партии).
А ведь смотреть надо не только в свой "огород", но и в "огород" соперника - вот сейчас я ему отдам эту карту (мне-то она не нужна), а он ее таааак выгодно может использовать! Ну уж нет, оставлю себе (но мне-то она не нужна
).
Начинаем партию. Вот первый игрок забрал себе 2 карты - одну карту территории, чтобы поставить на поле своего кролика, а вторую карту постройки с грибной фермой (позже эту ферму можно будет выложить как раз на клетку, обозначенную на первой карте).


Кролик выставлен, уже добывает древесину, карта территории уходит в сброс, вторая - ждет фазы строительства.

Второй игрок заселяет своего подопечного в рыбацкую деревушку и получает разрешение на строительство замка с двумя башнями (=город с силой 2).


Третий игрок взял свиток с поручением, который принесет очки за контроль над горными территориями (соперникам его показывать не надо, переворачивается рубашкой вверх до конца игры). И тут же основал первое горное поселение.


К концу фазы исследования (когда кончились карты на руках) каждый игрок накопил какое-то количество построек. Наступает фаза строительства - теперь эти постройки надо как можно выгоднее разместить на поле.

А в чем, собственно, смысл? Понятно, что выиграет тот, кто наберет больше очков. А набираем их так - объединяем поселения кроликов в феоды (в правилах есть подробное объяснение, что считать феодом, если кратко - соседние клетки, занятые вашими кроликами), а затем собираем в каждом феоде урожай (=победные очки), которые получаются умножением силы феода (то есть количества башенок в городах) на его богатство (количество РАЗНЫХ ресурсов на этой территории). Это третья фаза - фаза урожая. К примеру, феод, в котором есть 2 башни (сила равна двум) и 4 разных вида ресурсов (богатство равно четырем) принесет 8 очков.
После первого раунда урожай у нас оказался весьма скромен.

Несмотря на то, что каждый игрок разыграл 12 карт, создать большие и прибыльные феоды пока не получилось. Никто ведь не гарантирует, что попадутся карты с "нужным" адресом (рядом с теми клетками, где уже стоят ваши кролики, а именно так выгоднее расставлять своих подопечных - рядом), не факт, что получится построить город или ферму (и желательно в одном феоде). А свитки вообще могут изменить всю вашу стратегию - к примеру, чтобы получить очки в конце игры вы можете занимать клетки на краю поля, или селить кроликов в леса (условия получения ПО), или создавать как можно больше маленьких феодов, или наоборот один большой (карт свитков в колоде много, соответственно условий получения ПО тоже). Каждая игра будет не похожа на предыдущую, в каждой партии вы получаете на руку совершенно разные карты и используете их по-разному, реиграбельность достаточно высокая.
Последующие раунды проходят так же, снова раздаем по 12 карт. К концу третьего раунда уже оформились какие-то прибыльные феоды, кролики бегут по шкале подсчета очков вперед. Но определить, кто выигрывает, нереально, т.к. у каждого в тайничке лежат карты свитков (уже сыграв несколько партий, запомнив, какие в колоде есть карты свитков, можно примерно предположить, чего добивается соперник - осваивает добычу древесины, т.к. собирается в конце игры получить за это 20 ПО, строит самый большой феод и т.д. Но порой надо решить, что выгоднее - мешать сопернику в достижении его планов или реализовывать свои возможности).
Выделила несколько "прибыльных" феодов игроков для примера (не все, что есть). Черная и синяя стрелки показывают, что отдельно расположенные феоды объединены с помощью небесных башен (в правилах есть описание, как они работают).

К концу четвертого раунда незаселенных земель осталось мало.

Феоды черных кроликов пока более процветающие (игрок лидирует по очкам), но мы еще не достали из тайников наши свитки.

Среди них есть те, которые просто приносят определенное количество очков (кольцо, скипетр), и есть те, которые приносят очки при выполнении определенных условий. Например, на фото ниже рыбак приносит по 1 очку за каждую рыбу, которую производит игрок, а морковный король принесет 15 очков, если игрок возделывает 5 или более морковных полей. И т.п.

Розовые кролики очень удачно занялись заготовкой древесины. Игрок собрал в руках 3 схожих карты - лесной король, плотник и великий плотник (в течение партии старался занимать клетки с лесом, соответственно) и получил в конце игры более 40 очков.

Кстати, бесполезные на первый взгляд феоды тоже могут принести очки. Крольнан-варвар принес по 2 очка за каждую клетку, на которой нет города и ресурса. Это неплохая добыча.

Желтые ушастики, подсчитав очки за свои свитки (кроме одного), отставали от лидера на 10 очков. Один оставшийся свиток позволял скопировать любой свиток игрока слева. Ха! Выбрать было из чего, и выбор пал на Искателя сокровищ (он позволяет удвоить очки за сокровища).

У желтых сокровища принесли 13 очков, соответственно теперь сумма удвоилась, и желтый кролик на финишной прямой обогнал лидера, уже практически праздновавшего победу!

Так вот - очки может принести практически все, главное - правильно распорядиться пришедшими в руку картами. Если не приходит нужная карта территории, можно выставить лагерь. Небесные башни помогут объединить отдаленные феоды, чтобы суммировать количество башен и видов добываемых ресурсов в них. Заняли пустую клетку? Постарайтесь поставить ферму или башню. А уж свитков с условиями получения очков в колоде много, всегда можно выбрать, к чему стремиться, на чем заработать.
Поэтому и стоит довольно высокая возрастная планка. Мы пробовали играть с дочкой (8 лет), ей трудно выбрать наиболее выгодные карты, она забывает, какие уже взяла себе свитки (забывает посмотреть и планировать дальнейшие действия исходя из них), не использует небесные башни (или располагает нерационально). Или в ситуации, когда можно снять с клетки лагерь противника и тем самым разделить его феод на части (если пришла на руку карта с "адресом", где стоит лагерь соперника), она не видит этой возможности.

В общем, с Ксюшей мы попробуем поиграть через пару-тройку лет.
Совсем другая игра с сестрой и подругой (одну партию я кратко описала выше). Когда соперники равны, и ты знаешь, что поблажек они не дадут и будут действовать исключительно в своих интересах, то игра раскрывается. Уже внимательно читаешь каждый пришедший на руку свиток, прикидываешь, сколько очков он принесет и как увеличить его "стоимость". Тактических решений за партию принимается довольно много, а в целом выходит весьма симпатичная и глубокая семейная стратегия. Нам с сестрой очень понравилась. Но мы чаще играем вдвоем. Отличия при игре на двоих есть.
По-другому проходит фаза исследования - игроки получают по 10 карт на руки и еще 10 кладут рядом не глядя. Каждый ход берут на руку дополнительно одну карту из этой отложенной запасной колоды. Затем с руки выбирают одну карту себе, а одну убирают в сброс. Оставшиеся карты передают сопернику. Это все несложно (как может быть выглядит в описании), но немного меняет игру. Теперь явно нужную сопернику карту можно просто отправить в сброс, а не ломать голову - отдать или взять себе. И процесс игры немного затягивается (по сравнению с игрой втроем, как это ни странно), т.к.игроки оставляют у себя только по одной карте (а втроем по две), соответственно карты чаще переходят из рук в руки. И что я вам хочу сказать, на Тесере я набрела на описание альтернативных правил драфта при игре вдвоем. Попробовали сыграть, нам так понравилось больше! Игра идет динамичнее, больше приходит возможностей. И да простят нас автор и издатели, теперь вдвоем мы играем только по альтернативным правилам.
И в конце моего и так уже затянувшегося обзора хочу сказать, что игра попала в ряд моих любимчиков (наряду со Стамбулом, Покорением Марса и некоторыми другими, разными, но красивыми и интересными).
Интересных вам игр!