Париж. Город огней
Дуэльные игры
Давно я обещала поделиться впечатлениями об этой небольшой, лаконичной, быстрой, но красивой и умной дуэльке с плотным взаимодействием игроков. За это время об игре уже появились отзывы в нашем сообществе, да и в игровых дневниках она часто упоминалась. Но я все же напишу, раз обещала )). Это одна из моих любимых игр этого года. На правилах подробно останавливаться не буду, лишь некоторые моменты упомяну.
Коробка небольшая (мой любимый размер), такая же как у Пэчворка, Драфтозавров. Она же игровое поле. Компонентов не много, они помещаются тоненьким слоем поверх картонной вставки.
Подготовка к игре очень быстрая - выбрать (случайным или не случайным образом) 8 открыток, которые будут использоваться в игре (из 12-ти), положить рядом с полем фигуры зданий (полимино), раздать игрокам плитки, дымоходы и жетоны своего цвета.
Я думаю, о сеттинге вы уже наслышаны: конец 19 века, мы будем заниматься освещением Парижа, чтобы сделать город еще красивее.
И вот тут начинается самое интересное. Игра делится на 2 этапа. На первом этапе в свой ход игрок выполняет одно из двух действий - размещает одну плитку мостовой на поле (берет верхнюю из стопки, смотрит на нее и решает, размещать сейчас или нет и куда) ИЛИ берет себе в запас одну из фигур домов из общего пула.
Плиток у игроков по 8, они все разные, некоторые с фонарями, некоторые без. Фонари очень важны, они и будут определять сколько очков принесет игроку то или иное здание в конце игры.
Оранжевый и синий - цвета игроков, фиолетовый - общий. Игрок должен разместить плитки так, чтобы подготовить место из квадратиков своего и общего цвета под свои дома. И еще успеть взять здание той формы, под которое подготовлено место. Внимательный соперник или уведет здание из-под носа, или разобьет цепь квадратиков, положив свою плитку невыгодной противнику стороной. Играть можно по-разному: каждый выкладывает мостовую только для себя, забирая нужные фигуры. Если соперник и сломает тебе планы, то случайно. Так играть будет довольно скучно. Другой вариант - постоянно ломать планы соперника - блокировать хорошие места, забирать нужные ему фигуры (даже если самому не нужны), класть свои фигуры так, чтобы соперник не смог положить свои. Такой агрессивный способ игры не всегда поможет выиграть, да и может показаться слишком обидным. Поэтому мы стараемся совмещать эти два варианта - готовить себе хорошие места, при этом стараясь понять, куда метит соперник, чтобы помешать ему с выгодой для себя. Сложно подготовить место под большую фигуру да еще и окружить его фонарями. К примеру, можно положить плитки мостовой так (подготовив место под фигуру из 4-х квадратиков с одним фонарем, касающимся здания):

А можно рискнуть, выложить еще одну плитку, попробовать успеть взять фигуру побольше.
Тут здание из 5-ти квадратиков, касающееся двух фонарей. Это намного выгоднее.
Бывает, что и место подготовишь, и дом нужный возьмешь, а на втором этапе игры соперник намеренно или ненамеренно займет часто твоего места (квадраты общего цвета), и этот дом уже никуда не влезает. Чаще всего, конечно, соперник занимает намеренно, если видит, что я получу много очков (на фото выше минимум 10, а могу и 15, если еще фонарь рядом добавлю), даже если сам при этом получит меньше. Потому и пишу, что игра с тесным взаимодействием игроков - ход соперника влияет на твои планы и возможности. Обидчивым не играть )).
В конце первого этапа поле будет выглядеть так:
Игроки взяли себе по несколько зданий. Брать можно сколько угодно, желательно разместить их все, т.к. неразмещенные здания принесут штрафные очки. В среднем получается по 4-5 зданий.
Хотя фигурки в игре "тетрисные", то есть полимино, игра с Тетрисом совсем не ассоциируется. Фигуры не столько нужно "подгонять" друг к другу, сколько найти подходящее место и окружить фонарями, используя для этого разные возможности.
Второй этап игры снова дает игрокам два действия на выбор: разместить одно из своих зданий или воспользоваться дополнительной возможностью, которую дает открытка. Начинает тот, кто первым выложил все свои плитки мостовой. Так что если подготовил себе хорошее место и боишься, что его займет соперник, есть смысл быстрее выложить свои плитки, чтобы на втором этапе игры гарантированно выложить первую фигурку (которая должна принести много очков).
Дымоход помечает, кому из соперников принадлежит здание. Открытки дают неплохие возможности, некоторые стоит занимать ближе к концу партии, другие можно использовать и в начале, что-то можно занять, чтобы не забрал соперник. Опять же нужно искать баланс - и места хорошие на поле не упустить и дополнительными возможностями воспользоваться.
Где-то читала мнение и с ним согласна, что не всегда на открытках понятная инфографика. На примере выше ясно, что данная возможность позволяет разместить фигуру прямо на фонарь. Но чтобы понять (вспомнить) значение других открыток, приходится лезть в правила. Пара строк на самой открытке исправила бы ситуацию, свободное место позволяет.
Так и играем, размещая фигуру за фигурой.
Пример использования дополнительных возможностей: синий игрок понимает, что одну из фигур не может никуда разместить.
Он пользуется возможностью заменить один квадрат цвета соперника на общий цвет. И еще он до этого получил право поместить фигуру на фонарь.

Вот место для здания и нашлось. Штрафа удалось избежать и даже 4 очка получить (на самом деле больше, т.к. здание войдет в состав самого большого квартала игрока и принесет очки еще и за это).
В общем, интересные возможности есть. Надо внимательно следить за действиями соперника, высчитывать, что в данный момент сделать самому. Игра тактическая, ситуация постоянно меняется, твое место занимают, поле меняют, фонари перекрывают и т.д., надо суметь извлечь из всего выгоду. В этом самое интересное - придумать, как выжать из текущей раскладки максимум очков.
Открытки со статуей, художником и танцовщицей мы обычно занимаем в последнюю очередь, когда уже большинство зданий на своих местах и понятно, куда можно разместить эти элементы с наибольшей выгодой.
К примеру, художник. Оранжевый игрок размещает художника, когда уже расставлены почти все здания (синий игрок не поставил одно, но понятно, куда именно он его поставит, художнику помешать не сможет).
Художник приносит по 2 очка за каждый фонарь в своей области (ограниченной зданиями и краями поля). На фото ниже у художника в его области 3 фонаря (красная линия обозначает область, желтый пунктир - место, куда соперник поставит свое последнее здание, но оно ничего не изменит, хотя область художника уменьшится). 6 очков за художника - неплохо.
В конце игры наше поле выглядело вот так:
Открытки использованы не все - никто не захотел менять фигуру.
Подсчет очков не сложный, но если бы издатель положил удобный блокнотик, то было бы еще проще. В нашем случае выиграл синий игрок (я только сейчас заметила, что на фото нет статуи на поле, она принадлежала синему игроку, но и без нее у него очков больше за счет большого квартала).
Нам с дочкой очень понравилась игра. Рекомендую играть примерно с равным соперником, неважно скольких лет. Наверняка шахматист 6-7-ми лет, привыкший просчитывать несколько ходов наперед, обыграет взрослого, не умеющего видеть разные варианты. Моя дочка в 10 лет вполне средних способностей, не играющая в сложные абстракты и евро, сначала никак не могла одержать победу. Я даже расслабилась, брала большие фигуры, открыто готовила под них места. А потом в какой-то момент дочка заняла мое место своей большой фигурой, отняла у меня очки и еще и со штрафом меня оставила )).
Я очень довольна этой покупкой, ждала игру еще с анонса. Когда увидела цену - взяла без сомнений. Одна из лучших моих игр этого года (в последнее время мы больше играем в детские и семейные игры, чем в сложные евро). Всем не порекомендую - дети могут обижаться, если сломать им план, а играть совсем мирно не получится да и скучно.
Атмосферу задают красивое оформление (даже правила), красочные открытки,
приятные глазу цвета, иллюстрация на коробке вообще моя любовь. Но в процессе игры я не чувствую, что занимаюсь освещением Парижа, фигуры для меня фигуры, а не дома, но это нисколько не делает игру хуже.
Спасибо за внимание!
Лучший ответ