ФМ Авиалинии Юкона. Летим по приборам.
Настолки по-взрослому«Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы, а в этот край таёжный
Только самолётом можно долететь…» © Н. Добронравов, С. Гребенников
В рамках путешествия никак я не покину Северную Америку, из региона Каскадия, если мы немного переместимся вглубь Канады, то попадем в провинцию Ю́кон.
Эта территория на северо-западе Канады, названа в честь одноименной, самой крупной, реки данного региона. Справедливости ради скажем, что река Юкон продолжает свое течение далее в сторону Аляски, но мы с вами задержимся в именно в Канаде. Население региона около 36 тыс. человек. Столица и крупнейший город провинции - Уайтхорс. Юкон делится на два больших географических региона - тайгу и тундру, собственно места довольно дикие и труднодоступные, поэтому перемещаться тут удобнее с помощью гидропланов. Возможно, тем кто читал произведения Джека Лондона места покажутся знакомыми - например, городок Доусон упоминаемый во многих его произведениях…
Состав игры на фото с Тесеры:
и в моем исполнении:
Игровое поле с шестью пристанями для гидропланов, где будут пояляться пассажиры. В роли пассажиров будут кубики пяти цветов, они изображают разных специалистов (правила игры с Тессеры в вольном переводе и не все специальности там мне понятны) для себя я их обозначила : горняки(желтые, видимо они золотоискатели), врачи(красные), рыбаки(синие), лесники(зеленые) и турисы(розовые). Большую часть игрового поля занимает карта местности, там в начале игры разложены маркеры в городах и поселках, где требуется присутствие определённого специалиста или есть что-то интересное для туриста. Фото из Интернета:
классные фишки игроков в виде самолетов...
Игра масштабируется под число игроков: число кубиков пассажиров-специалистов каждого цвета берется по числу игроков, маркеры миссий в начале игры выкладываются в каждую локацию также по числу игроков, но в процессе игры уже не пополняются. На поле есть место для трех карточек дополнительных целей, всего таких карт девять и снизу поля трек отсчета раундов в виде дней недели. Почему-то мы начнем наши полеты со вторника, всего раундов будет шесть - в воскресенье подведем итоги и посчитаем прибыль. В летсплее на ОМГ предположили, что в Канаде понедельник выходной, но подтверждения этому я нигде не нашла, и пришла к своему собственному выводу. По моему мнению, события происходят в предновогоднюю неделю: понедельник выходной, потому что это 25 декабря католическое Рождество, а в воскресенье 31 декабря, мы будем подводить итог и в том числе получать Новогодний бонус по одному из приборов-циферблатов на панели самолета - там нарисована елочка.
Каждая пристань имеет особое бонусное свойство, которым мы можем воспользоваться, забирая с нее пассажиров.
Поскольку на время игры мы станем пилотами малой авиации и будем доставлять пассажиров по пунктам назначения, то вам определенно понадобится самолет! У вас нет? Да ладно не переживайте - дизайнеры игры это предусмотрели и вам предоставят классный планшет в виде панели управления самолета, с прикольными циферблатами с подвижными стрелками и тумблерами-переключателями. Вначале игры все переключатели в положении ВЫКЛ и стрелки приборов на минимуме, кроме топлива - в начале есть 4 бочки топлива, дальнейшее пополнение бака в процессе игры уже забота игрока - крутись как хочешь. Фото их Интернета:
Получаем карточку нашего самолета, где на одной из ее сторон указаны начальные бонусы, если играем на этой стороне, то перемещаем стрелки приборов на планшете в нужное положение начальных настроек, пилоты могут играть без стартового бонуса на одинаковых стандартных самолетах. В качестве начального бонуса может быть получение перед первым рейсом дополнительного топлива, увеличение числа набираемых карт или числа карт на руке, либо способность получать дополнительное топливо, во время рейса, сбрасывая карты.
Игроки получают начальный капитал, кстати, деньги это победные очки в конце игры, не стоит их транжирить. Берут по шесть карт маршрутов, в процессе игры на руке можно держать столько, сколько позволяют вам настройки самолета, но о том, что «лишние» карты надо сбросить в начале игры, перед первым раундом, в правилах не сказано.
Мы по возможно, сами себе немного «усложнили» начало партии т.к. сбрасывали в первом раунде карты до уровня приборов, чем затормозили развитие вначале партии, но нам это показалось логичным, иначе давать разные начальные условия игрокам. Если следовать вольному любительскому переводу правил, то есть небольшой вопрос и некая несправедливость для игрока, которому выпал начальный бонус повышенное число карт на руке, а в итоге оба начинают игру с шестью картами (возможно, если будет локализация игры, это как-то прояснится).
Мне показалось, что вариант без сброса карт, должен использоваться для игры начинающими пилотами, когда играют на стороне самолета без начальных бонусов. Полезно всё-таки писать обзоры, начинаешь более тщательно и вдумчиво правила игры изучать…
Для себя мы в итоге решили, что с шестью картами будем начинать игру, когда оба летят на одинаковых стандартных самолетах без стартовых бонусов. А при наличии начального бонуса будем играть, как играли, нашей игре это не мешало, плюс и это более справедливо для всех игроков. Именно такой вариант будет в примере, который я далее приведу - этот алгоритм игры верен для всех последующих раундов, где после набора карт идет сброс числа карт на руке до разрешенного текущего значения.
В игре каждый раунд имеет четыре Фазы.
Первая фаза Посадка пассажиров. Выбираем причал, с которого заберем кубики пассажиров, по умолчанию мы можем забрать все кубики одного цвета, но одна пристань позволяет брать кубики двух цветов (либо в процессе игры можно прокачать у себя такую способность и брать два цвета с любой пристани). Можно перемещать пассажиров между пристанями за денежку (но есть пристань, которая позволяет сделать одно бесплатное перемещение). В любом случае очередность хода в следующей фазе будет зависеть от того, на какой пристани вы находитесь (как в игре Виноделие), с той разницей, что можно занимать одинаковую пристань, правда тот, кто пришёл второй, ставит свою фишку под низ и ходить будет вторым.
Если хотите точно ходить первым, то идите на первую пристань, правда, там нет никаких бонусов. В игре часто бывает важно ходить первым т.к. число пассажиров на пристанях всегда одинаковое, а маркеры целей с поля уходят. Только в случае первого хода вы можете быть уверены, что точно довезете пассажира до цели, получив максимальную пользу для себя, и не будете сожалеть, что слетали впустую, потому что вас обошли на повороте и «сливки» с этой локации уже снял соперник. На некоторых причалах дают дополнительное топливо - отдельные канадские пассажиры настолько «суровы», что всегда имею при себе пару бочек топлива и предпочитают лететь «на своём». А на шестом причале, подальше от любопытных глаз, за денежку можно обратиться к «хакеру», и он перед полетом «подкрутит» вам что-нибудь на приборной доске самолета, ходить вы будете последним, но сможете немедленно воспользоваться улучшением и сделать более эффективные и прибыльные рейсы.
Обратите внимание, что на карточке самолета, куда вы размещаете пассажиров перед полетом, есть четыре посадочных места, и на них же нарисованы бочки - это неспроста - грузоподъемность не безгранична, вы сами решаете, сколько человек и сколько топлива в итоге у вас будет на борту.
После посадки пассажиров, происходит заправка самолета. Получите количество бочек топлива за оставшиеся свободными места в самолете, добавьте топливо по циферблату дополнительного топлива (если он прокачан это максимум 3 дополнительных бочки) и если вы берете пассажира с причала, где есть бонус топлива, то оно тоже добавляется перед полетом.
На примере: Фиолетовый игрок имеет начальную настройку самолета 4 карты на руке и получает одну денежку. Учитывая пришедшие карты, хочется слетать в Скагуэй и Дистракшен-Бей, поэтому он выбирает причал №3, который позволяет взять на борт пассажиров двух разных цветов.
Платит одну денежку, чтобы переместить туда зеленый кубик с причала №2 (можно перемещать сколько угодно, пока можешь это оплатить, но у игрока только одна денежка на начало игры).
Забирает пассажиров на борт гидроплана.
Перемещает стрелку уровня топлива на два деления до значения 6 т.к. в самолёте осталось два незаполненных места.
Циферблат дополнительного топлива еще не прокачан, поэтому на этом заправка окончена. Самолет готов к рейсу.
Зеленый игрок в качестве начального условия имеет увеличенный до 3 набор карт в конце раунда, но на руках оставляет только 3 карты. Можно взять одного пассажира и топлива как раз хватит, чтобы долететь в Форт Норман, но есть и другой вариант, хочется отвезти больше пассажиров т.к. за каждого можно будет провести апгрейд планшета. Он идет на причал №6 и за одну денежку прокачивает способность перевозить двух пассажиров по одному маршрутному листу в расчете, что ему эта полезная способность еще пригодится в игре.
За вторую денежку перемещает синего пассажира с причала №1 (выходы №1 и №6 считаются соседними, т.е. между ними как раз одно перемещение).
Помещает двух пассажиров одного цвета (синих) на борт гидроплана.
Производит дозаправку, также перемещает стрелку на два деления топлива до уровня 6.
Никакого дополнительного и бонусного топлива также пока не положено. Самолет готов к полету.
Фаза Выполнения рейса. Все рейсы изначально вылетают из столицы региона Уайтхорса, нужно разыграть карту рейса в нужный город и иметь достаточно топлива. По одному маршруту летит один пассажир, но можно прокачать способность перевозить двух пассажиров по одному маршрутному листу (как это в нашем примере сделал зеленый игрок).
Если у вас нет сейчас карты нужного города, то можно выйти из положения и отвезти пассажира сбросив три карты в закрытую. Важно, что в этот момент вы также можете разыграть дополнительные карты маршрутов, но уже для получения бонусов во время полета - бонусы дают только карты разыгранные открыто. При получении бонуса учитываются красные символы на маршрутном листе, нужно разыграть сет из трех одинаковых символов. Бочки-добавляет две бочки топлива, Ключи-позволят провести одну модернизацию планшета и Доллары-получить три денежки (ПО). Бонусные красные значки распределены по карточкам особым образом - на каждом городе всегда встречается только один тип значка.
Поскольку карты в игре очень нужный ресурс (это основной движок игры) - это и маршруты, и возможность дозаправки, и возможность дополнительной модернизации, то надо разыгрывать и сбрасывать их с умом. Полезно покачивать способности, которые позволят экономить карты, например, получать бонус при полете уже за две разыгранных карты одного типа (правда он будет работать только раз в раунд), летать в любую точку за две карты или возить двух пассажиров по одному маршруту. Также не лишним будет увеличить число карт на руке и число карт, которые можно добрать в конце хода. Получается, что все функции самолета нужны, и в каждой игре по обстоятельствам, вы будете решать, какие именно будут полезны именно сейчас (охватить все - как всегда невозможно).
Перемещаем наш гидроплан на игровом поле в город разыгранного маршрута, тратим топливо, перемещая стрелку прибора, «высаживаем» кубик пассажира на карту разыгранного маршрута и забираем из города маркер цвета выполненной миссии себе на планшет. Если нас опередили, и маркера нужного цвета в городе уже нет, то рейс все равно засчитывается пассажир «высаживается» - просто на планшет игрок получает маркер нейтрального белого цвета (маркеры на планшете в конце игры дают бонусы за сеть посещенных городов, шкала дохода есть на игровом планшете). За посещение 10 разных городов можно получить очень существенные 37 ПО в конце игры (похоже на игру Марко Поло, где мы собирали щиты разных городов). Вы можете брать пассажиров и лететь в город, где уже нет подходящих миссий, но посещение города вам нужно для расширения сети, так бывает уже в конце игры, когда маркеров на поле почти нет или до них не долететь или вам выгодно слетать в город где можно побольше заработать ПО. При достижении города вы все равно будете высаживать пассажира и брать нейтральный белый маркер т.е. вам нужно иметь на борту пассажира для каждого отдельного города, который планируете посетить.
В игре очень важно тщательно продумывать свой ход и придумывать комбинации, которые сделают его более эффективным, чтобы получать как можно больше бонусных «плюшек». В этом нам поможет следующий момент - если вы довезли пассажира в нужную точку т.е. забрали маркер соответствующий цвету пассажира - миссия выполнена удачно и вы получаете право на модернизацию самолёта (планшета). Поэтому очень важно возить как можно больше пассажиров в «правильное место», тогда получив бонусы во время первого рейса можно ими воспользоваться, совершив второй и даже третий рейс за один раунд, каждый раз доставлять «правильного» пассажира и прокачивать свои возможности.
В конце каждого рейса проверяется, выполнена ли дополнительная цель (по трем карточкам которые мы выкладываем на поле в начале игры), награда за ее выполнение (а иногда там можно получить дополнительное топливо и карты) также может вам позволить продолжить полет к следующему пункту назначения или начать следующий раунд, с более выгодными условиями - имея дополнительное топливо, карты и деньги.
Как это будет выглядеть на нашем примере:
Фиолетовый игрок разыгрывает маршрут Скагуэей, перемещает самолет, тратит топливо, забирает зеленый маркер себе на планшет. За выполнение дополнительной цели - доставки зеленого пассажира получает две карты. Поскольку цвет кубика совпадает с цветом взятого маркера, то игрок модернизирует свой планшет и прокачивает способность получать бонусное топливо в следующем раунде во время заправки. Первый рейс фиолетового игрока закончен, остаток топлива 5.
Зеленый игрок сбрасывает три карты в закрытую и поскольку он имеет способность возить двух пассажиров по одному маршрутному листу, он перемещает самолет в город Озеро Мунчо, тратит топливо, забирает два синих маркера на планшет, оба маркера соответствуют цветам кубиков, поэтому игрок делает два улучшения планшета. Первое - перемещает стрелку на циферблате бонусного топлива и второе - перемещает переключатель, чтобы иметь возможность забирать пассажиров двух разных специальностей (цветов) на борт. Больше рейсов данный игрок в этом раунде совершить не может. Никаких дополнительных целей он не выполнил. Остаток топлива 1.
Ход переходит к фиолетовому игроку. Он разыгрывает карту маршрута в Дистракшен-Бей, перемещает самолет, тратит топливо и забирает желтый маркер. Тратит 2 топлива. Разыгрывает в открытую еще одну карту со значком Ключ, чтобы получить бонусную модернизацию самолета. Таким образом, он проводит два улучшения, одно за ключи, второе за правильно доставленного пассажира. Активирует переключатель, чтобы в следующем раунде брать пассажиров разного цвета с любой пристани и второй переключатель, чтобы получать бонусы при разыгрывании только двух карт маршрутов с одинаковым символом. И хотя у него уже сейчас есть на руках две карты с символом бочка, а в игре нет запрета, получать несколько «красных» бонусов полета за раунд, но сейчас он дополнительно разыграть их уже не может т.к. это разрешено делать только до модернизации. Также эти карты маршрутов, возможно, еще пригодятся для полета в следующем раунде и тогда уже могут быть получены и бонусы за них. Фиолетовый игрок получает 1 денежку за доставку пассажира желтого цвета, согласно дополнительной выполненной цели. Остаток топлива 3 бочки.
После завершения всех рейсов наступает фаза Дохода. В этот момент каждый игрок получает доход за один самый дальний его маршрут (он указан рядом с городом на карте и в билете) и плюс по одному доллару за каждого перевезенного пассажира. Труднодоступные города Инувик и Олд-Кроу дают дополнительные бонусы за довезенных туда специалистов (помимо одной денежки, которую дают за обычный рейс, вы получите ЕЩЕ дополнительно 2 и 3 денежки за каждый доставленный туда кубик). Правда и попасть в эти далекие поселки совсем не просто т.к. требуется 8-10 топлива, а бак самолета рассчитан только на 7 бочек. Тут явно надо проявить смекалку, чтобы провернуть хитрую комбинацию, найти способ сделать по пути достаточную дозаправку.
В нашем примере: Фиолетовый игрок получает 2 денежки за самый дальний маршрут в Дестракшен-Бей и еще 2 за доставленных пассажиров (одну получил ранее за доп. цель) итого 5 «баксов». Зеленый получает 5 денежек за маршрут на Озеро Мунчо и тоже две денежки за пассажиров - итого у него 7 «баксов» по итогу первого раунда.
Фаза Техобслуживания. Сбрасываем все разыгранные карты маршрутов, кубики пассажиров бросаются и размещаются на соответствующих причалах, возвращаем самолеты в столицу, набираем карты и оставляем в руке разрешенное на «циферблате руки» количество.
В нашем случае: фиолетовый игрок оставил четыре карты, две с ключом и две с бочкой, в надежде что-то из них разыграть и получить бонусы (теперь он может получать бонус полета за две разыгранных карты), желательно еще доставить пассажиров в два города. В Скагуэй ему совсем нет смысла сейчас лететь. У него несколько других хороших возможностей, и первенство хода. Можно пойти на причал №6 получить способность возить двух пассажиров и отвезти их на Озеро Джун (правда, на перемещение кубов придется потратиться). А можно, забрать с причала №5 зеленого и желтого и отвезти зеленого в Уотсон-Лейк и желтого на Озеро Джун. Мне больше нравится второй вариант (это потому что я не знаю планов зеленого игрока). Спойлер - он тоже планирует везти зеленого в Уотсон-Лейк, для него это едва ли не единственный хороший вариант. В этом случае Фиолетовый игрок получит только нейтральный белый маркер, посещение города будет засчитано, но прокачка самолета у него сорвется. Правда, если фиолетовый не позарится на зеленый кубик (что маловероятно, желание получить дополнительные карты скорее всего пересилит), а доставит в Уотсон-Лейк фиолетовый кубик, ему и без зеленого пассажира хватает топлива на два рейса. Особо «матёрые» игроки могут перестраховаться и за деньги переместить и забрать на борт оба зеленых кубика, тогда другой игрок точно не вмешается в планы. Но это нам легко рассуждать, и планировать видя карты сразу двух игроков… Как говорится: «Знал бы прикуп - жил бы в Сочи».
У зеленого игрока ситуация либо опять играть карты в закрытую, чтобы куда-то долететь, либо лететь в Тунгстен и везти туда двух пассажиров по одному билету, благо он это уже умеет. Но при такой стратегии он все больше будет отставать от фиолетового по сети посещенных городов. Есть решение, которое может поломать планы фиолетового игрока. Пойти на причал №2 взять дополнительную карту и переместить туда зеленый и синий маркеры. За три карты и три топлива долететь до Уотсон-Лейк (получить две бонусных карты за доставку зеленого и прокачать дозаправку т.е. способность сбрасывать до двух карт и получать за это до двух топлива). Потом полететь, используя полученные карты на дозаправку в Тунгстен. Учитывая, что он перехватит первый ход, схема выглядит вполне реальной.
Вот как то так проходит игровой процесс, лучше играть, сверяясь с памяткой, тщательно выполняя указанный порядок действий, чтобы не пропустить получение всех своих законно добытых бонусов и улучшений планшета.
Финальный подсчет результатов игры. Учитываются все заработанные деньги, также добавляется доход за число (сеть) посещенных городов. Игроки получают бонусный доход с планшета, если они прокачивали циферблат «Новогоднего бонуса» можно получить от 2 до 20 дополнительных ПО. Получают ПО, если активировали переключатель бонуса за максимальное число выполненных миссий одного цвета, это иногда также может оказаться весьма существенной суммой в итоговом счете т.к. каждый добытый маркер одного цвета принесет 2ПО.
Мне почему-то момент с кубиками на причалах напомнил игру Гранд Отель, и даже механика чем-то похожа грузи-вези, в отеле мы кормили гостей (грузили их едой) и селили в номера, тут берем на борт пассажиров и доставляем их к нужной миссии, схожесть в том, что можно за ход проворачивать комбинации усиливая свои действия и получая дополнительные возможности, в остальном игра ничем больше не похожа, особенно порадовало, что нет никакого императора, который в Гранд Отеле изрядно напрягает игроков своими требованиями и наказанием за их невыполнение...
Игра Авиалинии Юкона не самая простая особенно в первой партии, я чтобы разобраться сыграла одну партию соло (соло режим довольно приятный, никой «бот» не нужен, просто сидишь и планируешь свои полеты, придумывая хитрые комбинации действий).
Вторую партию играла с папой. Он сначала пытался копировать мои ходы, я ему сказала, что это плохой вариант т.к. настройки самолета разные, маршруты на руках тоже и пассажиры разные. Тогда папа сказал, что вообще не понимает, что ему делать. В ответ я его успокоила: «ничего, ты делай пока что-нибудь, и уверяю, к четвергу (дело было по общечеловеческому календарю в понедельник, но я имела в виду счетчик раундов) ты уже поймешь, что и зачем ты делаешь, а к концу игры точно во всем разберешься, хотя эту партию скорее всего не выиграешь…». В итоге, после игры, он сказал «я понял, как играть на 87%» - отличный показатель для пенсионера! Вторую партию папа уже играл вполне осознанно, но возил мало пассажиров и тоже не выиграл, хотя уже на это надеялся. Одну партию сыграла с мужем, с ним играть всегда сложно т.к. он всегда очень хорошо видит какое действие более выгодно, поэтому часто выигрывает у меня даже в новую игру, которую ему только что правила объясняю - итог партии в Авиалинии Юкона очень боевая ничья 95-95. Муж сначала тоже хотел копировать мои действия, но быстро вник, что к чему - правила на самом деле для людей знакомых с настолками, не сложные. Мне можно сказать повезло, что мужу не очень шла карта, и он часто летал, сбрасывая карты, чтобы добраться в нужную локацию.
Мне показалось, что игра хорошо сбалансирована, потому что к этому результату мы шли разными путями: я посетила больше городов, и прокачала Новогодний бонус. Муж собрал много маркеров одного цвета и летал по более дорогим маршрутам, отвозил за раз двух пассажиров, и забирая последний маркер с локации получал 2 «бакса» - такая у нас была дополнительная цель на игру.
Когда ты познакомишься со всеми возможными действиями и бонусами, сам покрутишь приборы на планшете, то поймешь какие эффекты это дает, и как ими лучше воспользоваться, все довольно логично и понятно устроено. Но когда ты разобрался, как играть, игра не станет слишком простой т.к. нужно действительно хорошо планировать и просчитывать действия и поглядывать, в том числе каких пассажиров берет соперник, чтобы он не поломал вам план на раунд. Есть небольшая схожесть с игрой Марко Поло в том моменте, что надо смотреть, куда по карте направился соперник и желательно не идти следом т.к. будешь ходить «по обобранным местам», где уже нет бонусов. Даунтайм временами имеет место быть - нам с мужем такие карты под конец игры пришли, что мы оба крепко призадумались как быть, на поле три маркера, а маршруты совсем в другие места, где мы уже были и топлива не хватает до тех мест куда выгоднее всего прилететь. А бывают очень быстрые раунды, когда по картам сразу виден, очевидно самый лучший ход.
Атмосфера в игре тоже присутствует (насколько она вообще возможна в настольных играх): пассажиры, маршруты, топливо, приборы и переключатели, доход от рейсов - все это позволяет погрузиться в работу маленькой частной авиакомпании.
«А ты, улетающий вдаль самолёт
В сердце своём сбереги…
Под крылом самолёта о чём-то поёт
Зелёное море тайги…» © Н. Добронравов, С. Гребенников
Лучший ответ