система поощрений детей
Отношения в многодетной семьеУже неоднократно сталкивалась с упоминанием "жетонной" системы поощрения детей. Смысл такой: ребенок при хорошем поведении или выполнении каких-либо заданий получает "веселые" наклейки, при плохом поведении- "грустные". Каждый день подводится итог и ребенок при перевешивании плюсов получает жетон. Далее эти жетоны можно обменивать на какие-то детские радости (кино, игры, конфеты, мультфильмы и т.д.). Хорошая вроде мысль. Делу время, потехе час. Т.е. в первую очередь надо постараться что-то сделать, а потом уже довольствоваться бонусами. Тем более последнее время, когда я забираю детей из сада, первое что я слышу от них "Мама, а что ты нам купила?". А я ничего не купила. И считаю неправильным покупать каждый день что-то просто так. Думаю, многие со мной согласятся. Далее я слушаю протяжные "уууу", "ну почему?" и " а я хочу, чтобы ты нам что-то купила". В общем из меня всячески тянут это самое "что-нибудь". А тут, пожалуйста, хочешь- сделай и получишь.
Дополнение: Девушки, давайте сразу оговорим, что такая система не является единственным способом воспитания. Это только дополнение для более простого закрепления навыков. Давайте не будем впадать в крайности и представлять маму неким роботом, тупо выдающим /не выдающим наклейки.
далее под катом
В эту субботу мы ходили с детьми в театр. Всю пятницу и утро субботы дети были просто великолепны, потому что было оговорено, что в театр пойдут только те, кто ведет себя хорошо и слушается маму. Манипуляция? Дрессировка? Возможно! Но дети четко понимали, что плохое поведение имеет свои последствия. А это, скорее плюс, чем минус.
Что еще мне нравится в такой системе, так это то, что я могу успокоиться и в случае плохого поведения детей, не кричать, рычать и "пытаться достучаться", а просто пойти и наклеить недовольную рожицу в нашу табличку, что возможно повлияет на количество полученных жетонов ребенком. Никакого базара, никаких попыток быть услышанной тогда, когда слушать тебя не хотят.... Я просто предупреждаю и делаю то, что обещала- клею грустный смайл. Дошло? Отлично. Не дошло? Дойдет тогда, когда не хватит жетонов на какой-то бонус. Т.е. я переношу ответственность за поведение детей на них самих. Ведь в возрасте 4-6 лет дети уже могут это осилить?
Такая система предлагается разными специалистами в немного разных вариантах. Кто на что делает упор... Но мне больше всего импонирует система поощрения не за конкретные дела, а просто система оценок поведения ребенка в определенные промежутки времени. Т.е. есть график с временными интервалами, к примеру, по 2 часа. И вот каждые два часа ребенок может получить ту или иную наклейку. В конце дня по итогам получает или не получает жетон. Вот только как это сделать при условии, что в будние дни ребенок под моим присмотром только 1 час утром и около четырех вечером. А в выходной целый день.
Что еще смущает: если вводить эту игру, то для обоих старших детей. Не будет ли ревности и соперничества? Знаю, что в момент обиды, каждый из них в состоянии посрывать все положительные наклейки другого.
Еще момент: не воспитывает ли эта система в детях любовь к товарно-рыночным отношениям? Смогу ли я в дальнейшем увидеть своих детей в хорошем поведении за просто так?
А что вы думаете по поводу такой системы? Насколько она действенна и интересна детям?