Абхазия. Отдых по соц. путвке
Отдых многодетных семейУ этого рассказа могло быть несколько разных названий. Оптимист назвал бы его «мой удивительный и чудесный отдых». Пессимист написал бы «отдых строгого режима»…
Я постаралась быть объективной. И, если честно, этот отзыв невозможно озаглавить однозначно и недвусмысленно.
Итак, отдых без названия.
Начался наш отдых задолго до заветной даты. Глубокими ночами мы сидели на берегу и рыбачили. Именно так мы называли азартный лов путевок от Мосгортура.
Огромное спасибо девочкам, вытащившим для меня эту рыбину. Они прочитают сей опус и поймут, что я про них… Феечки мои, родные и настоящие, спасибо вам.
«Рыбина» моя была на 3-ий заезд.
В 1-ом - ехала одна из фей. И мы все ждали от нее радужных отзывов.
Но не тут то было. Абхазия повернулась тылом к зажравшимся москвичам. И первый заезд «хлебнул» грязи со всех сторон: и из моря, и из столовой, и от Мосгортура.
Далее был 2-ой заезд. Лично у меня сложилось такое впечатление, что их отдых совпал с цветением каких-то местных галюциногенных кустарников, ибо пребывать в полнейшем восторге от недосанатория и не замечать вопиющих недостатков может только либо слепой, либо одурманенный.
И вот день «Х» настал и для моей семьи.
Чтобы собрать чудо-паззл под названием «отдых», мне пришлось двоих средних детей отправить в лагерь. Старшая дочь осталась в Москве. А мы, самая счастливая часть нашей семьи, я с мужем и двое младших детей, упаковали чемоданы и помчались в аэропорт.

С этого момента буду подробно рассказывать обо всех «этапах» отдыха.
В аэропорт мы поехали не к назначенному времени, а почти к окончанию регистрации (наличие пяти детей в анамнезе сделало меня здоровой пофигисткой).
Предъявив на стойке электронные билеты, мы их поменяли на посадочные талоны, сдали багаж и пошли к трапу.
Как оказалось, если очень хочется, на борт самолета можно пронести питьевую воду в нескольких 0,5-литровых бутылках. Кстати, на обратном пути мы обнаглели еще больше и загрузились в самолет с 1,5-литровыми баклажками.
Я летела впервые. Всю сознательную жизнь страдала не пойми откуда взявшейся аэрофобией.
Думала, что буду просить катапульту, биться в истерике и искать стоп-кран.
Но к нашему с мужем удивлению полет прошел замечательно. Не скажу, что я словила кайф, но летать оказалось не так страшно. И в любом случае лично для меня это было гораздо удобнее и проще, чем трястись двое суток на поезде.
Мне очень помогли советы подруг по поводу ручной клади. Пригодилось всё: и пеленка, и влажные салфетки, и игрушки, и детское питание, и баранки, и запасные комплекты одежды для детей.
Спустя два с лишним часа под общие возгласы «Ура» и хлопанье в ладоши мы приземлились в аэропорту Адлера.
Аэропорт оказался затоплен после наводнения. Но тогда я об этом не знала. И, промочив свои ножки в грязных лужах, очень возмущалась, почему сотрудники аэропорта не подготовились к визиту «принцессы».
Потом был квест «найди свой чемоданчик и попади в автобус». Эта игра удалась нам только с третьей попытки. И мы перешли на новый уровень - трансфер до Сухума.
Я очень боялась проходить таможню, т.к. по каким-то невыясненным причинам мой фантом светился в базе должников.
Еще в Москве, начитавшись отзывов о зверствах таможенников, мы поменяли паспорт и свидетельства о рождении, чтобы они были кристально чистыми.
Подъехали к таможне. Сердце билось. Надо было выйти вместе со всем багажом на паспортный контроль. Мысленно я уже прокручивала план «Б». Если меня не пропустят, мы с сыном остаемся в Адлере на две недели, а муж с дочерью едут в Сухум. Вещи я предварительно сложила именно на случай «плана Б», у меня с сыном один чемодан, у мужа с дочерью - другой.
Но, слава Богу, очередная фобия была поражена, и мы дружно прошли границу.
Уже стемнело, и окрестности были не видны. Но наш веселый водитель постоянно рассказывал нам про Абхазию, про местные достопримечательности, отвечал на наши вопросы.
Еще 2,5 часа в пути, и вот он, Сухум… Город контрастов.
Нас сразу повезли в «элитный» 12-ый корпус, простое везение, в связи с наводнением наш маленький микроавтобус не смог проехать к высотному корпусу.
Все были уже уставшие и сонные, время около 23.30.
Выдали сухой паек: вода, сок, печенье и вафли.
Началось расселение. Нам достался очень хороший двухкомнатный номер с кондиционером.
Насмотревшись жутких фотографий из высотного корпуса, я поняла, что условия у нас королевские.


На утро мы пошли искать столовую. Она оказалась достаточно далеко от нашего корпуса. И из-за наводнения нам пришлось буквально плыть по щиколотку в воде.

Изголодавшийся московский бомонд уже был в полной боевой готовности. Первый плацдарм «проход через администратора» взяли штурмом. Потом были заняты «высоты» стол, раздача горячего и бутербродная нарезка.
В этом неравном бою мы оказались аутсайдерами. Но сделали для себя первый вывод: столов в столовой меньше, чем количество семей, желающих за ними поесть.
В обед ситуация не изменилась. А в ужин я чуть было не обнаглела… Показала дочке единственный свободный столик и попросила бегом занять место. Но перед нами в «очереди на столы» стояла милая девушка. По моральным соображениям это был ее стол, и я извинилась.
Было очень стыдно, что я почти уже включилась в это соревнование любыми средствами занять себе место…
На ночь глядя, мы сделали второй вывод: свести к минимуму походы в столовую. В последующие дни мы появлялись там только на завтрак или только на ужин.
Мой муж смог есть в столовой только тертую морковь с сахаром. Всю остальную еду он называл комбикормом и силосом. А чай - настоем из пальмовых листьев.
Еда была отвратительной, пресной, невкусной и однообразной. Муж удивлялся: как можно умудриться испортить вкус вареной картошки. На столах стояли солонки и перечницы без крышек, и туда залезали пальцами все подряд. Чувство брезгливости взяло верх над голодом и желанием сэкономить.
Методом проб и ошибок мы нашли «свою» столовую за пределами санатория. Цена и качество нас вполне устраивали.


О своём решении мы ни разу не пожалели, тем более, в санатории начались повальные отравления. Нас сия чаша миновала, возможно, потому, что мы отделились от основной массы и даже не ходили на общественный пляж, предпочитая ему дальний, безлюдный и чистый.
Сынок мой решил держать меня в тонусе и каждое утро просыпался в 5.30.
К 6 утра мы с ним были уже на пляже и наслаждались мягким безобидным утренним солнцем.

Потом мы шли на массаж к потрясающей тете Эмме.
После обеда мы любили прогуливаться по территории. Мало кто знает, на сколько огромны владения МВО. Сначала мы испытали шок: блеск и нищета. Буйство красок и богатство растительности и… разруха и запустение.



Причем природа берет верх над цивилизацией. Некогда роскошные жилые корпуса стали складами для пустых бутылок, сквозь «глазницы» окон прорастает плющ… Кругом атрибутика счастливого семейного отдыха «по-советски»: статуи, прудик с кувшинками и, конечно Ильич. И всё это утопает в великолепии диковинных деревьев и цветов, интересных и незнакомых ароматах и в шуме прибоя.















В плачевном состоянии находится не только санаторий МВО. Это беда всей Абхазии. Этот малюсенький кусочек земли, который назвать отдельным государством не поворачивается язык.
Осколок советского союза, оставшийся где-то в 80-х годах и внешне напоминающий город Припять.

В центре Сухума очень красиво. Мы с удовольствием гуляли около фонтанов.



Но на окраинах много заброшенных домов. А за городом опустошены целые деревни. Стоят полуразбитые, некогда роскошные дома, как безмолвное напоминание о войне.
И восстановить это уже, наверное, невозможно.



Абхазы очень дружелюбны. Но на дорогах эти джигиты не уважают никого и носятся с сумасшедшей скоростью. При этом коровы и собаки в Абхазии - священные животные.
Они спокойно ходят по проезжей части, и водители терпеливо их объезжают. А вот пешеходов даже на «зебрах» пропускают крайне редко.
К вопросу о собаках непосредственно на территории санатория: их там было много. И позволено им было всё. Они ходили по пляжу, ели, удовлетворяли свои инстинкты на глазах у отдыхающих.
Как выяснилось, одна из собак болела чумкой. В последние дни ей было очень плохо. Она так и померла перед генеральским корпусом. Я обнаружила ее на следующий день и попросила, чтоб ее убрали. Странно, что до меня ее никто не видел.
Сразу прошу прощения за фото, но я обещала объективный рассказ...
(все фото с собаками сделаны внутри санатория)


В санатории живет медведь. Его можно и нужно подкармливать. А он, если будет в настроении, скажет вам спасибо, кивнув головой.

Мусор на пляже и открытые люки - обычная картина. Но работа в санатории кипит. Хочется верить, что к окончанию летнего сезона он превратится в многозвездочный курорт.


Детская анимация в санатории проходила каждый день. Мы посещали только вечерние дискотеки. Ребята-аниматоры старались. Мне показалось, что им лет по 15-17. Работали они не профессионально, однообразно, но увлеченно. Детям очень нравилось. А мне на столько въелась в мозг песенка про Фиксиков, что я пою ее до сих пор.


Итак, когда мы решили вопрос с едой, отдых стал более приятным.
Не смотря на то, что у генеральского корпуса был свой пляж, как я уже писала, мы ходили еще дальше, к заброшенным корпусам. Вода и берег там были чище. Народу - очень мало. Иногда в течение 1,5-2 часов мы находились одни на пляже.



Но однажды мы поленились и остались на пляже около корпуса. Я сидела на берегу и кормила сына. Дочка с мужем были в воде…
Не знаю, что заставило меня оглянуться. Очевидно, Ангел-Хранитель настучал мне по темечку. Я увидела, как от меня удаляется «джигит» с моим телефоном. Ловкость рук… Вытащил его практически из под меня. Если бы не сынок, который, ни о чем не подозревая, спал у меня на груди, я бы вскочила и показала этому «джигиту» несколько па промеж ног. Но тогда я смогла только зашипеть на него и , видимо, сделала это настолько страшно, что тот вернул телефон и поклялся мамой, что всего лишь хотел его поднять и отдать.
Как я потом узнала, воровство в Абхазии процветает, но это работают цыгане. Места их обитания - рынок, пляжи, общественный транспорт и экскурсионные маршруты.
По экскурсиям мне поездить практически не удалось. И я понимаю, что мой отчет об Абхазии был бы более радостным, если бы я увидела ее не только сквозь призму МВО и его окрестностей.
Я искренне завидую людям, которые смогли съездить на озеро Рицу, на водопады, пройти конными тропами и получить дозу адреналина на джипинге.
Отдых с годовалым малышом не предполагал всего этого. Но я счастлива, что попала в Новый Афон, в пещеру, в село Илор и на сероводородные источники.
В Новый Афон мы поехали вчетвером. Дорога не показалась мне тяжелой. По пути мы заехали на Лебединое озеро. Покормили там с рук лебедей.



К монастырю поднимались по тропе грешников. Для нас это восхождение оказалось нелегким. Мощеная дорога, по которой спотыкалась и не ехала наша коляска. Пришлось тащить ее на себе вместе со слоненком-сыном.



Многие постройки монастыря на реставрации. С вершины горы открывается потрясающий вид на море.
Потом мы спустились той же тропой и поехали к пещере. К началу осмотра экскурсантов отвозят маленькие вагончики, почти как в метро. Экскурсия длится полтора часа. Внутри прохладно.
В залах играет музыка, классическая и национальная, что придает еще больший эффект.
Далее мы отправились на рукотворный водопад. А затем - в келью апостола Симона Канонита.


По содержанию - очень интересное место. К самой келье идет узкая тропа вдоль реки, потом надо карабкаться высоко в гору. Эту часть пути мы преодолевали уже вдвоем с дочерью.
Около кельи сохранился камень с отпечатком стопы апостола.

Еще через несколько дней мы поехали на многокомпонентную экскурсию в село Илор.
Там есть храм, где мироточат 6 икон. Прикладываться к иконам не благословляется. Можно только приложить свечу, а затем крестообразно провести ей по лбу.
После храма мы отправились на сероводородные источники и грязевое озеро.
В грязь мы не полезли, а вот гидромассаж сделали с удовольствием.

Кроме этого мы совершили пешую прогулку на вершину горы к развалинам замка Баграта.
Гора находится рядом с санаторием. Но идти вверх тяжело, особенно с коляской. Вид развалин нас не впечатлил.

Оставшиеся несколько дней мы провели на пляже. А вечерами ходили по местным кафе.

В день отъезда мы попрощались с морем, быстро сложили вещи и поехали в аэропорт.
Т. к. у Мосгортура был на очереди следующий заезд, в Адлер нас привезли очень рано. Потому что эти же автобусы должны были забрать из аэропорта 4-ю смену.
А нам предстояло провести 5 часов в зале ожидания. Но ничего. Мы терпеливые и выносливые. Мужественно дождались посадки и загрузились в самолет.

Абхазия была хороша. Но кто-то видел ее лицо, а мы оказались, видимо, около попы.
Но мы постарались сами устранять все недостатки. Нам очень хотелось, чтобы эти две недели пошли детям на пользу и запомнились только с хорошей стороны.
Тем не менее… Я бы туда вернулась.