Воспитание детей до 5 лет: основные правила
СтатейкиВоспитание ребенка - сложный процесс. «Какой же ты непослушный ребенок! Пора заняться тобой!» - кричит мать на нашалившего в детском саду сынишку, при этом, не понимая, что ставит перед собой невыполнимую задачу. Заниматься воспитанием ребенка нужно с самого его рождения, а не начинать этот процесс в тот момент, когда уже приносит свои плоды отсутствие этого самого воспитания. Научными данными подтверждено, что основные черты характера, элементы нравственности закладываются в период от 0 до 5 лет, и происходит это в семье. Перед молодыми родителями стоит очень сложная задача - за первые пять лет жизни ребенка вложить в него как можно больше доброты, послушания, справедливости. Но как это сделать правильно? На свете нет и никогда не будет одного общего шаблона воспитания для всех. Процесс развития ребенка обусловлен, в первую очередь, его индивидуальными особенностями. Однако можно выделить основные правила, которых нужно придерживаться ежедневно, ежечасно при общении с ребенком, рассказывает Baby.web-3.ru.
1. Спокойствие, только спокойствие. Какой бы вспыльчивой и эмоциональной ни была мама, рядом с малышом она всегда должна вести себя спокойно, говорить плавно, без резких срывов, окриков, «хватаний» малыша за руку и т.д. Это - одно из главных составляющих в воспитании ребенка. В грудном возрасте кроха может просто пугаться резких криков, а в возрасте 5 лет воспринимать их с протестом. В ответ на крик матери, скорее всего, последуют крик и слезы ребенка; малыш становится раздражительным, отказывается выполнять поручения крикливой матери. Конечно, впоследствии это отрицательно скажется на нервной системе ребенка и вызовет массу проблем в его взаимоотношениях с родителями.
2. На тебя как в зеркало смотрю. Дети, словно маленькие обезьянки, копируют поведение и повадки взрослых. Так почему бы не воспользоваться этой детской особенностью в процессе воспитания ребенка? Приятно наблюдать за девочкой, которая кормит и аккуратно причесывает своих кукол, заботится о них так, как мама заботится о ней самой. Но, к сожалению, дети копируют не только хорошие поступки родителей. В детских садах во время обеда они поднимают стаканчики с компотом и «чокаются» ими «за здоровье». Или начинают ругаться такими словами, которые знает не каждый сапожник. Всему этому дети учатся от нас, взрослых, с поразительной точностью копируя наше поведение. Поэтому перед нами стоит важная задача: собственным примером показать ребенку такое поведение, какое мы требуем и от него. Кроме того, необходимо заострять внимание на хороших поступках других людей. Например, девочка около подъезда кормит бездомных котят - это хороший поступок, девочка очень добрая, потому что заботится о тех, кто слабее ее.
3. Единство требований. Все взрослые, окружающие малыша, должны быть одинаково ласковыми и одинаково строгими с ним. Нельзя допустить того, что мама запрещает ребенку, допустим, играть с посудой, а папа, наоборот, поощряет такие игры. Нельзя - значит нельзя совсем. И притом необходимо правильно объяснить ребенку причину родительского запрета. Папа не должен говорить «Нельзя потому, что мама не разрешает». Нет, нельзя потому, что посуда стеклянная, и если ты ее разобьешь, ты можешь обрезаться, а это очень больно. Родители должны изначально провести четкую грань между «можно» и «нельзя» и вместе с тем постараться, чтобы «нельзя» было как можно меньше, ведь постоянные запреты плохо сказываются на психике ребенка и на его поведении.
4. Все по режиму. С самого первого дня жизни вашего малыша вы должны соблюдать режим - определенную последовательность занятий и действий, направленных на ребенка. Кроха должен привыкнуть к тому, что после завтрака он идет гулять, а после прогулки всегда ложится спать. Независимо от сложившихся обстоятельств мама должна придерживаться режима. Несоблюдение или частая смена режима делают ребенка тревожным, капризным. Например, неожиданный приход гостей вечером может резко ухудшить ночной сон ребенка, в итоге на утро следующего дня он не выспится, будет капризничать на прогулке днем и так до тех пор, пока он снова не войдет в привычный режим. Поэтому коррективы в привычный распорядок дня следует вносить постепенно и незаметно для ребенка.
5. Как привить послушание? Действительно, кажется невозможным научить ребенка беспрекословно выполнять поручения и требования родителей. На самом деле, это не так сложно, как кажется. Однако крики и приказной тон тут вряд ли помогут. Важно изначально сформировать в ребенке правильное отношение к слову «надо». «Надо» - это не мамин каприз, это не наказание за непослушание. «Надо» - это необходимость, без которой никак нельзя обойтись сейчас. Родительские поручения, сопровождаемые этим словом, должны быть понятны ребенку, мотивированны и несложны для него. Если вы дали ребенку задание, необходимо чтобы он его выполнил, и за этим вы обязательно должны строго проследить. Малыш на интуитивном уровне должен понять, что если задание дано, то его никто не отменит и не забудет о нем, что в любом случае его придется сделать. И получить заслуженную похвалу. Толстой говорил, что разница между новорожденным и пятилетним ребенком в разы больше, чем разница между пятилетним ребенком и взрослым, состоявшимся человеком. Ведь именно в первые пять лет жизни закладываются те основные черты характера, которые впоследствии будут только развиваться, усиливаться. Молодые родители, помните, что воспитание ребенка без «черновиков», и лучше сразу все делать правильно, чем потом сетовать на непослушание чада и искоренять в нем собственные ошибки, допущенные в воспитании.