Сензитивный период восприятия порядка
ТеорияКогда-то давно, когда у меня был ещё один Гриша, я писала статьи для сайта www.minibаnda.ru, целый цикл моих работ был посвящен Монтессори-педагогике. Поскольку сказать новыми словами то же самое сейчас у меня уже вряд ли получится, а слова там были хорошие и нужные, я позволю себе скопировать сюда свои тексты со ссылкой на исходные статьи.
Время от рождения до трех с половиной лет - период жизни ребенка, во время которого он наиболее восприимчив к порядку.
Поскольку до упорядоченности внутреннего мира ребенку еще далеко, прежде всего он обращает внимание на порядок в мире внешнем. Причем если мы с вами понимаем, что порядок это когда все находится на своих местах, идет своим чередом и в соответствие с положенными законами и правилами, то для ребенка это отнюдь не очевидно. Для него порядок это то, что он постоянно воспринимает в своей повседневной жизни, это то, что изо дня в день стабильно, а этими постоянными вещами, как вы понимаете, могут стать совсем не чистота и упорядоченность.
Если у вас в комнате вещи разбросаны где попало, вы выбираете, что бы одеть, из кучи висящей на спинке стула одежды, то именно это и будет пониматься ребенком как порядок, и не удивляйтесь, что он будет отчаянно протестовать, если вы предпримете попытки разрушить этот привычный для него мир и навести порядок в прямом смысле этого слова.
Для ребенка порядок это то, что изо дня в день находится рядом с ним и происходит вокруг него. Мы с вами можем пренебрегать чистотой и порядком в своем доме, однако только из восприятия упорядоченной внешней среды рождается у человека внутренний порядок - последовательность в поступках и порядок в мыслях. Именно поэтому ребенку до трехлетнего возраста жизненно необходим порядок в трех сферах - во внешней среде, во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.
Порядок в окружающей среде означает тот факт, что все вещи занимают свое положенное место, исходя из их назначения(посуда - на кухне, одежда - в шкафу, игрушки - на своем месте и т.д.) и используются по своему прямому назначению (на кровати спят, за столом едят и т.п.). Ребенок искренне радуется, находя вещи на своих местах и старается навести порядок в случае, если не находит чего-то на привычном ему месте. Разумеется, некоторое время родителям придется наводить порядок исключительно самим, но ребенок с удовольствием к вам присоединиться, как только его возможности будут это позволять и когда его образ порядка окончательно сформируется. Если соблюдать эти простые правила, у вас никогда не будет проблем с тем, чтобы объяснить малышу «почему на столе не сидят» или убедить его прекратить прыгать в ботинках на кровати.
Однажды один мальчик из нашей группы поверг в смятение свою маму, когда сообщил ей и ее подругам, собравшимся и мило щебечущим за чаем, когда серьезно заявил «Мама, за столом едят молча!» Этот эпизод как раз служит выразительным примером того, что когда для ребенка порядок в окружающей среде жизненно важен, то его нарушение он реагирует мгновенно и всеми силами старается его восстановить. В этом же смысле очень важно показывать ребенку способ использования каждого предмета в соответствии с его назначением.
Многие родители переживают, что воспитание в духе Монтессори лишает детей возможности фантазировать и творить из-за этих четко определенных алгоритмов. Не волнуйтесь за творческие способности малышей - если вы покажете, что ложкой едят, а на стуле сидят, это не значит, что малыш не додумается сам постучать ложкой по столу, а из стульев никогда не построит паровозик. Ведь для того, чтобы подойти к объекту творчески, то есть нетрадиционно, надо изначально знать, как его использовать традиционно, по прямому назначению.
Порядок во времени означает не столько привязку каких-то действий к конкретному времени (подъем в восемь, обед ровно в два), сколько постоянную последовательность действий - скорее ритм дня, чем истинный режим. На протяжении первого года жизниребенок как правило устанавливает свой распорядок дня, задача родителей помочь малышу в этом (режим дня ребенка должен быть компромиссом между желаниями ребенка и родителей, а не в коем случае не подстройкой малыша под ваши планы и потребности) и в дальнейшем поддерживать этот индивидуальный порядок. Если соблюдать порядок во времени, ребенку гораздо легче будет объяснить, что вы уходите и когда именно вы вернетесь - сообщите, что придете после обеда, и отпустить вас малышу будет ораздо легче, ведь он не просто отпускает маму "навсегда" (многие дети именно из-за этого страха не могут расстаться с родителями ни на минуту), а точно знает, когда она вернется и легко сориентируется в течении дня, когда ждать ее еще рано, а когда уже можно начать предвкушать радостную встречу. Порядок в отношении со временем обеспечит вам еще и то, что малыш однажды начнет понимать, что время объективно, куда-то можно не успеть, иногда необходимо торопиться, что-то неизбежно заканчивается, а уходить откуда-то нужно потому, что пора, а не потому что это мама такая злая и хочет лишить тебя радостей жизни.
Порядок в отношениях означает что требования, предъявляемые к ребенку постоянны и не зависят от настроения взрослых. Так же желательно, чтобы требования эти были обоснованными для ребенка и он понимал реальную необходимость им следовать. Правила, которым ребенок по вашему мнению должен подчиняться конкретны (не «уважительно относись к бабушке», а объясните, что именно ребенок должен делать), кроме того, все те условия, соблюдения которых вы ожидаете от детей, должны исполняться вами самими (странно было бы ожидать, что малыш будет уважительно относиться к бабушке, если вы сами смеетесь над ее недостатками, снисходительно относитесь к ее «старческому маразму» или постоянно с ней ругаетесь), поскольку ребенок, хотите вы того или нет, в любом случае научится тому, что видит.
Особенно остро ребенок начинает ощущать потребность в устоявшемся порядке в возрасте двух - двух с половиной лет.Поскольку мы, взрослые, редко отдаем себе отчет в том, насколько на самом деле важен для детей порядок и стабильность, мы часто пренебрегаем тем, что нам кажется несущественным, а для детей имеет решающее значение. Именно поэтому многие родители детей двух-двух с половиной лет считают, что их ребенок невыносимо капризный, постоянно чего-то хочет и требует и всем вокруг недоволен. В этом возрасте родители могут услышать серьезный протест, например в ситуации, если раньше сказка про теремок начиналась с «летела по полю муха-горюха...», а однажды вы взяли другую книгу, а там «бежала по лесу мышка-норушка» (это реальная история из моей воспитательской практики). Так же вы можете столкнуться с недовольством малыша, если сказку, хорошо знакомую ему по книге, вы вдруг начнете рассказывать от себя (разумеется, что это вряд ли получится дословно). Детское негодование в подобных случаях вовсе не означает, что малыш не приемлет творчества и растет ограниченным человеком - просто для него пока такое постоянство это уверенность в том, что все в порядке в жизни вообще, это его залог уверенности в себе и в окружающем мире. Еще раз повторюсь, не стоит беспокоиться, что при соблюдении вами всех вышеперечисленных правил ребенок вырастет педантичным и неспособным к творчеству или простому баловству и шалостям - этого не произойдет - когда придет время, и порядок внешней среды перестанет быть для ребенка гарантом внутреннего спокойствия, он начнет и с удовольствием шалить, и научится самовыражаться в творчестве.