Сензитивный период сенсорного развития
ТеорияЦикл моих статей "Сензитивные периоды", опубликованных несколько лет назад на сайте www.minibanda.ru, перепубликую сюда, чтобы наполнить раздел "Теория" нашего сообщества.
* * *
В среднем сензитивный период сенсорного развития длится от 0 до 5,5 лет, и задача сенсорного воспитания, как считала Мария Монтессори, является одной из основных для детей возраста до трех лет. Развитие органов чувств малыша начинается еще во внутриутробной жизни, многие сенсорные системы к моменту рождения уже относительно сформированы (новорожденный видит, слышит, чувствует вкус, различает запахи, демонстрирует кожную чувствительность). Разумеется, в первые месяцы жизни органы чувств еще продолжают развиваться и структурно, и функционально.
Кратко опишем основные возможности органов восприятия новорожденного и направление их развития в первые месяцы его жизни.
Зрение: только что родившийся ребенок хорошо различает темноту и свет, даже с закрытыми глазами жмурясь от яркого света и поворачиваясь в сторону его источника. Наиболее сфокусировано и четко малыш видит на расстоянии примерно 20-30 см от глаз, а поскольку именно на таком расстоянии чаще всего и находится от него лицо матери при кормлении грудью, то именно его он имеет возможность изучить наилучшим образом и запомнить, и именно лицо матери ребенок узнает раньше всего остального и реагирует на него быстрее всего. Со временем формируется способность к пространственному восприятию предметов, скоординированному движению обоих глаз, фокусировке на объекте и удерживанию его в поле зрения (слежение) и т.д. Наиболее интенсивное развитие зрения происходит начиная со второго месяца жизни ребенка.
Слух у новорождённого снижен из-за того, что некоторое время после рождения во внутреннем ухе еще находится жидкость, но на сильные звуковые раздражители он реагирует с первых дней жизни (от сильного или резкого громкого звука ребенок вздрагивает, моргает глазами, реагирует мимическая мускулатура лица). Затем постепенно малыш начинает слышать лучше и быстрее всего он привыкает к материнскому голосу и реагирует на него очень чутко, малышам очень нравится, когда с ними разговаривают эмоционально, поэтому очень важно в интонациях матери слышать и радость, и нежность, и игривость, и спокойствие, и удивление.
Вкусовой аппарат уже достаточно развит даже на первой неделе жизни ребенка, и ребенок по-разному реагирует на различные вкусовые ощущения. Уже в этом возрасте дети демонстрируют явное предпочтение сладкого и негативную реакцию (беспокойство, протест, вплоть до плача) на соленое, горькое или кислое.
Обоняние у новорождённого также в определённой мере развито уже с первых дней жизни. При воздействии на ребенка неприятных, раздражающих запахов, он становится беспокойным. В дальнейшем ребенок лучше дифференцирует различные запахи, и его реакции на них становятся более разнообразными.
Осязание: в первую очередь проявляется повышенная тактильная чувствительность в области рта ребенка, это необходимо малышу для успешного кормления грудью. Поэтому в первую очередь и долгое время рот является для ребенка лучшим способом исследования и самым отлаженным и привычным познавательным инструментом. Лишь появившаяся возможность исследовать предметы с помощью рук позволяет ребенку отказаться от привычного обследования предметов ртом. Кстати, именно потому, что развитие чувствительности рук связано с угасанием значения осязания с помощью рта, следует либо давать ребенку возможность свободно пользоваться руками (особенно если вы сторонник пеленания нужно давать ребенку время, когда он сможет находиться свободным), либо не удивляться, почему у малыша «все во рту».
Развитие органов чувств подталкивается двумя основными силами - постепенным развитием мозга, созреванием определенных нервных структур (внутренний ресурс) и постоянными упражнениями, получением новых впечатлений(внешний ресурс). Стоит ли говорить, что это получение новых впечатлений в возрасте новорожденности, да и позже тоже, на все сто процентов зависит от взрослых, именно они занимаются с малышом (или не занимаются) показывают ребенку новые предметы, знакомят различными звуками и т.п.
Смысл сензитивного периода сенсорного развития заключается в том, что основная познавательная активность ребенка направлена на чувственное познание окружающего мира, поэтому совершенно естественным было бы максимально обогатить развивающую среду, созданную для детей этого возраста (до пяти лет, но особенно до трехлетнего возраста), различными возможностями для интенсивной деятельности восприятия и ощущения. Не преувеличу, если скажу, что в этом возрасте по возможности все должно пройти через руки, рот, уши, глаза, нос и кожу ребенка. Чем больше малыш трогает, пробует, нюхает, слушает и видит, тем больше почвы для его дальнейшего развития.
Главное правило, которого предлагала придерживаться М. Монтессори в занятиях, направленных на сенсорное развитие малышей, этоправило одного признака, то есть, в ряду одинаковых предметов отличие должно быть только в чем-то одном, только после того, как вы убедитесь, что ребенок видит это различие, стоит называть для ребенка сам признак. Так, например, показывать ребенку мягкий мячик зеленого цвета и говорить, что он зеленый, и тут же показывать красную тарелку и утверждать, что она красная (при первом знакомстве ребенка с цветом) не верно. Поскольку нам с вами доподлинно не известно, что именно воспринимает ребенок, глядя на мячик или тарелку, и вполне вероятно, что он выделяет для себя совершенно не цвет. Правильнее поступить следующим образом: приготовить много одинаковых, например, пуговиц, отличающихся только цветом и несколько ёмкостей (очень здорово, если и они будут соответствующих цветов), и показать малышу, что в одну емкость вы кладете пуговицыи одного цвета, а в другую емкость другого (по парочке пуговиц положите в каждую). Дальше, поняв принцип, ваш малыш сможет сам рассортировать оставшиеся пуговицы, а вы тем самым убедитесь, что он понимает и видит отличие. Затем вам останется только, показывая на каждую корзинку, сообщить ребенку, какой это цвет. Таким способом лучше всего усваиваются так называемые сенсорные эталоны (цвет, форма и т.п.)
Одновременно с тем, что введение нового признака следует вводить в арсенал ребенка на материале, где именно этот признак выделен отчетливо, знакомство с различными отдельными предметами, напротив, можно и нужно проводить так, чтобы у ребенка сформировалось разностороннее впечатление. Например, если вы показываете ребенку мяч, обратите его внимание на форму, гладкость, то, что мяч катается, если вы даете ребенку фрукты или овощи, покажите ему их внешний вид, дайте потрогать кожуру, покажите, как счищаете, а уж после давайте пробовать на вкус.
Помогайте ребенку знакомиться с окружающим его миром во всем его разнообразии и полноте, и его органы чувств смогут достичь по уровню развития едва ли не предела человеческих возможностей.