Теория. Урок 2.
А вот и обещанный жизненный путь Марии Монтессори. Назову статью так : "От медицины к педагогике". Сатья моя авторская, копирование запрещено!!
Задание: прочитайте внимательно, представьте масшаб личности Марии Монтессори, поделитесь впечатлениями, задайте вопросы. Ну хоть + поставьте в комментах, плиз)))
Италия - страна с особым отношением к детству, если на Востоке почитают старость, то итальянцы с неменьшим трепетом относятся к детям. Поэтому совсем не удивительно, что Мария Монтессори родилась в этой чудесной стране. Произошло это в последний день лета в 1870 году, в городке Charvalle (Кьярвалле или Чьярвалле).
Семья Марии отличалась глубокой религиозностью во всем, с детства Бог-творец был абсолютом для девочки. Отец и мать души не чаяли в своей единственной дочери. С детства Мария показывала свой сильный характер, природную интуицию. Ведь именно она позже будет остро освещать проблему эмансипации и насилия над женщинами и детьми.
В 11 лет девочка тяжело заболела и была на волосок от смерти. Убитые горем родители готовились к похоронам, не надеясь на лучшее. И тогда, чувствуя свое Божественное предназначение, она сказала: «Я не имею права умирать, у меня есть миссия». После этого быстро поправилась.
Двенадцатилетнюю Марию родители перевозят в Рим, ведь только там в то время, она могла получить лучшее образование. К 14 годам у нее были сформированы четкие научные интересы. Но эпоха была не на ее стороне, женщинам было не позволительно учиться в университетах. Учительница – это лучшее, что могло бы ожидать в то время девушек.
Монтессори не сдавалась, никогда не опускала руки, шла напролом к цели. В 16 лет она поступила в школу с математическим уклоном. В 20 лет поступила на факультет математики и естествознания, в то время они были еще не разделены. Сколько порогов ей пришлось оббить, чтобы добиться этого места…Но через полгода она осознает, что ей биология и медицина интересуют ее больше и она бросает факультет.
Мария проходит «медицинские подготовительные курсы», укрепляясь в желании стать врачом. Снова ходит по инстанциям за разрешением поступать в университет. Она буквально прорывает себе место в больнице и одновременно с этим начинает учебу в медицинском университете. Трудно приходится ей там, анатомический театр вынесет не каждый зритель, она падала в обмороки, но не сдавалась. Наверное поэтому она выбрала психиатрию в последующем, а не хирургию.
В 25 лет Мария Монтессори работает уже ассистентом при больнице.
А в 26 лет защищает диссертацию по психиатрии и становится врачом-психиатром и открывает частную практику.
Стоит добавить, что Мария была очень общительна, хотя и горда. Она контактировала с многими великими умами эпохи: Пиаже, Бине, Бюллер, Выготский, Фрейды.
Грустное отступление. Мария в этом возрасте влюбилась в одного молодого мужчину. Но он предал ее и женился на другой. Монтессори рожает внебрачное дитя и прячет его в далекой деревне, боясь осуждения общественности. Ее мучения были бесконечными, только через 15 лет она отважилась забрать сына к себе как племянника. И еще через 5 лет она рассказала всем правду. Марио Монтессори был верным помощником в делах свой матери до конца своей жизни. Он наградил ее четырьмя внуками, Мария была очень счастлива этим.
Мария Монтессори – это активный социально-политический деятель. «Воспитание в духе мира» это ее концепция. В те же 26 лет, она едет на международный конгресс и вносит предложение о равной оплате труда мужчин и женщин. Она же предлагает новое понимание борьбы за мир: «мир – это коренное изменение характера человеческих взаимоотношений». В противовес негативному понятию о мире как контроле над вооружением. Суть ее концепции: человек существо доброе ; дети – носители мира и добра; детство – особый этап человеческого бытия, в детях человечество обновляется; дети другие и мы плохо понимаем их; дети продолжатели традиций и носители нового, они не только присваивают, но и вносят свое – детская субкультура. Вот главный лозунг: «Ребенок – отец человечества, он источник жизни». Педагогика в духе мира – это отстаивание прав ребенка на его счастливую жизнь, как мы видим, это глубоко социальная педагогика. Ребенок – гарант социального переустройства мира.
В такой педагогике мы идем от ребенка, наблюдая его потребности.
Имея врачебную практику, Марии Монтессори пришлось столкнуться с детьми инвалидами. И она начал свой педагогический поиск. Сначала нашла и прочитала все, что уже было написано до нее, труды Итара и Сегена. Сеген разработал специальные дидактические материалы И Монтессори поняла, что можно с помощью подобных материалов и педагогических средств можно помочь больным детям.
2 года она читала различную литературу: Джемс, Дью, Шацкий, Френе, не оставляя работу в психиатрической клинике. И начала активный эксперимент с умственно отсталыми детьми, абсолютно бесплатно работая при муниципальном совете Рима. В итоге эти дети сдали экзамены лучше нормальных. Так был создан небольшой институт, где можно было пройти обучение по работе с детьми с ограниченными возможностями.
Монтессори не переставала заниматься своим образованием. В 31 год она получила базовое философское образование, сюда же входила и психология, в том числе и экспериментальная.
Она посещает школы и ужасается, в каких условиях учатся дети, за какой несоразмерной мебелью они сидят. Более точный перевод трудов Сегена обнаруживает, что его доски были созданы для здоровых детей. Вот тогда и Монтессори обращается к здоровым детям. Она объявила войну практической педагогике, искала аргументы против нее.
В 1907 году по счастливой случайности она создает свое учреждение. Один миллионер предложил переоборудовать квартиры и создать дневной приют нового типа. «Дом ребенка» - своеобразная экспериментальная площадка, именно здесь Монтессори удалось многое разработать и опробовать. Здесь же она начинает видит необходимость организации подготовленной педагогической среды. «Любая жизнь – это проявление активности с содержанием».
Всю оставшуюся жизнь Мария Монтессори посветила здоровым детям и разработала весь комплекс средств. Сначала занималась детьми 6-9 лет, потом перешла на младший возраст.
В «Высшей женской школе» она занимается преподаванием, затем в «Доме ребенка» открываются первые курсы. Выходит книга «Метод научной педагогики применяемой в воспитании».
42 года до смерти Марии проводились ее курсы по всему миру. Из России приезжали Толстая, Сухотина, Фаусек, Тихеева. Юлия Фаусек стала последовательницей Монтессори в России, выпустила множество трудов, который по сей день используют педагоги.
Мария написала еще несколько книг: «Метод Монтессори», «Самообучение в начальной школе». В это же время ее методика получает поддержку с США.
В 1917 г встречается в Голландии с биологм Фризом, берет у него термин «сензитивный период».
В 1920 г Монтессори начинает заниматься подростками.
В эпоху двух мировых войн Монтессори сначала была национальной гордостью, но при фашизме все ее школы закрыли, а книги сожгли. Так как Сама Монтессори открыто отказалась от унификации человека, от фашистского режима. Она уезжает, живет в Австрии, Швейцарии. Здесь же получает активную поддержку Фрейдов. После оккупации Вены все ее школы снова закрываются.
В 1936 году в Амстердаме создается «Международная ассоциация Монтессори», АМИ, во главе с самой Марией.
В 1939 году Монтессори уезжает в Индию, проводит там свои курсы в теософском обществе. До 46 года на все время войны она живет в Индии, знакомится с практиками совершенствования духа, активно занимается детьми раннего возраста.
В 1946 году возвращается в Голландию.
В 1949 году получает Нобелевскую премию и многие другие премии тоже. Монтессори становится где-то почетным профессором, где-то почетной гражданкой. Она все также не прекращает ездить по миру.
И вот 6 мая 1952 года Мария Монтессори покидает наш мир. Случилось это в городе Амстердаме, где она и была похоронена.