Развиваем правильные навыки питания
Готовь к обеду ложкуУстоявшийся режим дня, в котором завтрак, обед и ужин служат точками отсчета для других занятий – прогулок, игр, купания, следует умело использовать при обучении ребенка навыкам рационального питания и культуры поведения за столом. Со временем малыш узнает, что такое завтрак, обед и ужин, как их едят и из чего они состоят. Точно так же, как мы приучаем ребенка к ежедневным гигиеническим процедурам, следует приучать его к различным продуктам и блюдам, заботясь об эстетике их приготовления, привлекательном внешнем виде, сервировке стола и общей атмосфере трапезы.
Здоровое питание и стабильный режим служит своеобразным тренингом для пищеварительного тракта ребенка. В привычное время усиливается выработка желудочных соков, особенно перед обедом, поэтому регулярный прием пищи имеет огромное значение для здоровья желудка и кишечника.
У детей дошкольного возраста возникает большой риск нарушения режима питания путем различных «перехватов». Заядлые лакомки просто не могут пройти мимо всяких крекеров, чипсов, конфет и т. п., чему в немалой мере способствует телевизионная реклама и наше попустительство. Мы сами слишком легко уступаем капризам своего чада, которое требует пачку чипсов в награду за полтарелки супа или съеденную котлету. Ради вящего спокойствия – лишь бы ребенок что-то съел – взрослые нередко сами пичкают его в высшей степени непо-лезными продуктами. Между тем в науке рационального питания самая важная роль отводится нам, взрослым, нашей настойчивости и последовательности в соблюдении режима, умению приготовить и подать то, что вкусно и полезно. В этом нам помогает наблюдение за индивидуальными пристрастиями ребенка к различным продуктам и блюдам.
Плохой аппетит у ребенка
Ребенок, который ест вяло, подолгу «страдая» над тарелкой, становится источником тревоги и предметом особых родительских забот. С одной стороны, домашние, страшась анемии или замедления в развитии, чрезмерно заботятся о его питании и наперебой изощряются в выдумках, лишь бы накормить свое чадо.
Однако, потакая его капризам, они далеко не всегда кормят его по-настоящему полезными продуктами. Между тем разным детям требуется разное количество пищи для полноценного роста и развития. Потребности ребенка зависят от его индивидуальных особенностей, обстановки в семье и внешних условий. Именно они наряду с аппетитом, хорошим самочувствием и объективными параметрами его физического развития (ростом и массой тела) определяют количество потребляемой пищи. Превышение этой границы приводит к отказу от пищи, рвоте и расстройствам пищеварения. Родители часто не видят разницы между голодом и аппетитом. Голод, как потребность организма в пище, заставляет ребенка браться за всякую еду, тогда как аппетит — это желание съесть какой-то конкретный продукт. Довольно часто родители пичкают ребенка сладостями, пирожными, чипсами, подслащенными соками и кока-колой (в 1 литре кока-колы 20 кусочков сахара!), подавляя у него чувство голода и помогая ему стать привередой.
Недостаточное питание
Недостаточное питание — довольно частое явление у дошкольников. Причина в том, что именно в этом возрасте родители впервые на несколько часов в день разлучаются с ребенком, отводя его в детский сад и теряя контроль над тем, что и сколько он съел. В этой же возрастной группе резче проявляются диспропорции в физическом развитии городских и сельских детей. Деревенские малыши часто недоедают, поскольку занятые крестьянским трудом родители оставляют их без присмотра либо попросту не имеют понятия об основах рационального питания.
Недоедание отражается на общем состоянии ребенка – появляется вялость или, наоборот, повышенная активность, бледность, отсутствие аппетита. Ребенок чаще подхватывает инфекции, которые ухудшают и без того слабый аппетит, замыкая порочный круг. Наиболее распространены авитаминозы (дефицит витаминов А, С, группы В), а также недостаток железа.
Перекормленный ребенок
Потакание непомерному аппетиту, большие порции пищи, пристрастие к конфетам, пирожным и сладкой газировке грозят ранним ожирением ребенка. Во взрослой жизни оно не сулит ничего хорошего, а в детском саду или школе может привести к развитию комплекса неполноценности. Родители должны заботиться о гармоничном психофизическом развитии своего ребенка, чему в значительной мере способствует рациональное питание и правильные навыки приема пищи.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА ПЛОХОЙ АППЕТИТ
• Не заставляйте малыша есть то, что он не любит.
• Полезное, но нелюбимое блюдо старайтесь подать первым и не давайте следующего, пока ребенок все не съест.
• Когда ребенок ест самостоятельно, оставьте его наедине с тарелкой минут на 30 – пусть ест сам. Если за это время он с едой не справится, уберите тарелку. Не уступайте его требованиям дать что-нибудь вкусненькое, если, по вашему мнению, от лакомства больше вреда, чем пользы. Придерживайтесь этой линии несколько дней. Увидев, что вы не проявляете интереса к тому, как он ест, ребенок в конце концов ощутит голод и, не получив ничего взамен, сам возьмется за ложку.
• Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Порции должны быть маленькими, но калорийными.
• Старайтесь разнообразить процесс принятия пищи, улучшая вкусовые качества блюд, их запах, внешний вид, сервировку стола.
• Поощряйте участие ребенка в приготовлении пищи, чистке овощей и фруктов, сервировке стола.
• Соблюдайте режим питания; не давайте малышу сладостей или молока между приемами пищи, так как они угнетают выработку пищеварительных соков.
ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЦИОН ДОШКОЛЬНИКА
• Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) 750 мл (3 стакана в день).
• Мясо, птица, рыба – ежедневно или 5-6 раз в неделю, 70 г в день, как минимум, в 3 блюдах.
• Яйца -1 в день, 3-4 в неделю.
• Овощи, зелень – 2 раза в день.
• Фрукты – 2 раза в день.
• Картофель – 2 картофелины средней величины в день.
• Сливочное масло – 3-6 чайных ложек без верха в день.
• Сметана -1 столовая ложка с верхом в день.
• Растительное масло -1 чайная ложка в день.
• Крупы (манная, гречневая, ячменная, рис) – 6 чайных ложек без верха 1 раз в день.
• Макароны – 2 столовых ложки без верха в день.
• Выпечка -1 белая булочка + 1 ломтик ржаного + 2 ломтика отрубного хлеба.
Источник http://kinderinfo.ru/rezhim-pitaniya-rebenka/
Здоровое питание и стабильный режим служит своеобразным тренингом для пищеварительного тракта ребенка. В привычное время усиливается выработка желудочных соков, особенно перед обедом, поэтому регулярный прием пищи имеет огромное значение для здоровья желудка и кишечника.
У детей дошкольного возраста возникает большой риск нарушения режима питания путем различных «перехватов». Заядлые лакомки просто не могут пройти мимо всяких крекеров, чипсов, конфет и т. п., чему в немалой мере способствует телевизионная реклама и наше попустительство. Мы сами слишком легко уступаем капризам своего чада, которое требует пачку чипсов в награду за полтарелки супа или съеденную котлету. Ради вящего спокойствия – лишь бы ребенок что-то съел – взрослые нередко сами пичкают его в высшей степени непо-лезными продуктами. Между тем в науке рационального питания самая важная роль отводится нам, взрослым, нашей настойчивости и последовательности в соблюдении режима, умению приготовить и подать то, что вкусно и полезно. В этом нам помогает наблюдение за индивидуальными пристрастиями ребенка к различным продуктам и блюдам.
Плохой аппетит у ребенка
Ребенок, который ест вяло, подолгу «страдая» над тарелкой, становится источником тревоги и предметом особых родительских забот. С одной стороны, домашние, страшась анемии или замедления в развитии, чрезмерно заботятся о его питании и наперебой изощряются в выдумках, лишь бы накормить свое чадо.
Однако, потакая его капризам, они далеко не всегда кормят его по-настоящему полезными продуктами. Между тем разным детям требуется разное количество пищи для полноценного роста и развития. Потребности ребенка зависят от его индивидуальных особенностей, обстановки в семье и внешних условий. Именно они наряду с аппетитом, хорошим самочувствием и объективными параметрами его физического развития (ростом и массой тела) определяют количество потребляемой пищи. Превышение этой границы приводит к отказу от пищи, рвоте и расстройствам пищеварения. Родители часто не видят разницы между голодом и аппетитом. Голод, как потребность организма в пище, заставляет ребенка браться за всякую еду, тогда как аппетит — это желание съесть какой-то конкретный продукт. Довольно часто родители пичкают ребенка сладостями, пирожными, чипсами, подслащенными соками и кока-колой (в 1 литре кока-колы 20 кусочков сахара!), подавляя у него чувство голода и помогая ему стать привередой.
Недостаточное питание
Недостаточное питание — довольно частое явление у дошкольников. Причина в том, что именно в этом возрасте родители впервые на несколько часов в день разлучаются с ребенком, отводя его в детский сад и теряя контроль над тем, что и сколько он съел. В этой же возрастной группе резче проявляются диспропорции в физическом развитии городских и сельских детей. Деревенские малыши часто недоедают, поскольку занятые крестьянским трудом родители оставляют их без присмотра либо попросту не имеют понятия об основах рационального питания.
Недоедание отражается на общем состоянии ребенка – появляется вялость или, наоборот, повышенная активность, бледность, отсутствие аппетита. Ребенок чаще подхватывает инфекции, которые ухудшают и без того слабый аппетит, замыкая порочный круг. Наиболее распространены авитаминозы (дефицит витаминов А, С, группы В), а также недостаток железа.
Перекормленный ребенок
Потакание непомерному аппетиту, большие порции пищи, пристрастие к конфетам, пирожным и сладкой газировке грозят ранним ожирением ребенка. Во взрослой жизни оно не сулит ничего хорошего, а в детском саду или школе может привести к развитию комплекса неполноценности. Родители должны заботиться о гармоничном психофизическом развитии своего ребенка, чему в значительной мере способствует рациональное питание и правильные навыки приема пищи.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА ПЛОХОЙ АППЕТИТ
• Не заставляйте малыша есть то, что он не любит.
• Полезное, но нелюбимое блюдо старайтесь подать первым и не давайте следующего, пока ребенок все не съест.
• Когда ребенок ест самостоятельно, оставьте его наедине с тарелкой минут на 30 – пусть ест сам. Если за это время он с едой не справится, уберите тарелку. Не уступайте его требованиям дать что-нибудь вкусненькое, если, по вашему мнению, от лакомства больше вреда, чем пользы. Придерживайтесь этой линии несколько дней. Увидев, что вы не проявляете интереса к тому, как он ест, ребенок в конце концов ощутит голод и, не получив ничего взамен, сам возьмется за ложку.
• Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Порции должны быть маленькими, но калорийными.
• Старайтесь разнообразить процесс принятия пищи, улучшая вкусовые качества блюд, их запах, внешний вид, сервировку стола.
• Поощряйте участие ребенка в приготовлении пищи, чистке овощей и фруктов, сервировке стола.
• Соблюдайте режим питания; не давайте малышу сладостей или молока между приемами пищи, так как они угнетают выработку пищеварительных соков.
ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЦИОН ДОШКОЛЬНИКА
• Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) 750 мл (3 стакана в день).
• Мясо, птица, рыба – ежедневно или 5-6 раз в неделю, 70 г в день, как минимум, в 3 блюдах.
• Яйца -1 в день, 3-4 в неделю.
• Овощи, зелень – 2 раза в день.
• Фрукты – 2 раза в день.
• Картофель – 2 картофелины средней величины в день.
• Сливочное масло – 3-6 чайных ложек без верха в день.
• Сметана -1 столовая ложка с верхом в день.
• Растительное масло -1 чайная ложка в день.
• Крупы (манная, гречневая, ячменная, рис) – 6 чайных ложек без верха 1 раз в день.
• Макароны – 2 столовых ложки без верха в день.
• Выпечка -1 белая булочка + 1 ломтик ржаного + 2 ломтика отрубного хлеба.
Источник http://kinderinfo.ru/rezhim-pitaniya-rebenka/
Наталья
• Не заставляйте малыша есть то, что он не любит.• Полезное, но нелюбимое блюдо старайтесь подать первым и не давайте следующего, пока ребенок все не съест. По-моему, эти два пункта противоречат друг другу

11.11.2010
Ответить
Mama-Mouse
я бы сказала дополняют. не заставлять, но предлагать. ребенок имеет свойство менять свои вкусовые предпочтения. вчера он не любил цветную капусту, а через неделю спокойно её ест. или допустим не очень любит суп (а есть его надо), тогда стоит предложить сначала поесть немного супа (так чтоб порция была не сильно большой, чтоб не доходило до истерики) и сказать, что когда доешь суп, мама даст (например) любимой картошки или печенье с молоком (как стимул доесть суп)
11.11.2010
Ответить