ГЕНИЙ МИМАР СИНАН - ИЛИ ВЕЛИЧАЙШЕЕ ТВОРЕНИЕ В ЭПОХУ СУЛТАНА СЕЛИМА II
Считается что Селимие Джамии – наилучшая мечеть в Турции. Она была построена в 1569 г. по приказу султана Селима II 80-летним имперским архитектором Мимаром Синаном.
Творение профессионального и опытнейшего мастера, она высится над плоскими равнинами Фракии, являясь эмблемой Эдирне, чей контур декорирует тут все, в том числе и транспорт в Турции . К Селимие Джамии можно подойти через центральный парк, Дилавер-бей, и построенную учеником Синана, Давутом, «аркаду сапожника» Кавафлар Арасту (Kavaflar Arasta) (закрыта по воскресеньям). Она до сего времени употребляется в качестве крытого рынка, на котором население Турции ведет торговлю домашней утварью и дешевенькой одежкой. Каждый денек хозяева его магазинчиков молятся днем в его часовне, обещая Аллаху вести свои дела честно.
Мечеть стоит в центре кюллие (külliye) – типового архитектурного комплекса, обычно включающего в себя госпиталь, школу, библиотеку, бани. В кюллие Селимие находятся также медресе и торговые ряды. Входящие в состав кюллие многочисленные вспомогательные сооружения – библиотеки, больницы, рынки, кладбища и кухни для бедняков – строят также в соответствии с неким генеральным планом; их стараются располагать вдоль заданных осей и по возможности группировать.
Для самой мечети Синан разработал 8-угольную систему подпорок, построенную на базе восьми несущих колонн, вырезанных в квадратных фрагментах стен. Четыре полукупола в углах квадрата за сформированными колоннами арками окружают главный купол, диаметром примерно в 31.25 метров.
Обычные мечети традиционно внутри разделяются на несколько частей; Синан, однако, задумал нечто более сложное – ему хотелось построить мечеть, в которой михраб можно будет видеть с любой позиции. Для этого михраб был помещен в нишу – достаточно обширную и освещенную с трех сторон. Архитектор не только сумел воплотить задуманное в жизнь, но еще и создал абсолютно уникальный во всех отношениях шедевр исламского зодчества.
Отошел Синан от традиционных исламских канонов и при формировании внешнего облика мечети; от традиционных минаретов разного размера было решено отказаться – архитектор счел, что они будут отвлекать внимание от основного купола. В итоге Синан построил четыре абсолютно одинаковых минарета; располагались они по углам внешнего двора и своим положением скорее акцентировали внимание на куполе. Вытянутые стрелоподобные сооружения создают ощущения стремления ввысь; купол заметно выделяется на фоне окружающих построек, однако окрестные полукупола и башни вовсе не подавляет. Считается, что традиционные круглые формы символизируют общность человечества и напоминают о концепции круга жизни; внешняя и внутренняя симметричность здания взывает к божьему совершенству – традиционно воплощающемуся в сооружениях столь же простых, сколь прочных.
Как раз примером такого простого и несокрушимого творения и является купол мечети.
Внутри мечеть также особо богатым убранством не отличается – традиционно османские здания старались оформлять в первую очередь снаружи. Богатые фасады должны символизировать влияние и мощь империи, тогда как простое внутреннее оформление как бы говорит, что хозяева столь впечатляющих дворцов не должны забывать о скромности и искренней вере в Господа. Внутреннее оформление мечети Селимие, впрочем, интересно не столько скромностью убранства – архитектор сумел создать абсолютно восхитительное произведение из сравнительно простых и знакомых геометрических форм.
Во время осады Эдирне в 1913-м купол мечети был поврежден болгарским снарядом; к счастью, Синан сумел разработать здание не только прекрасное, но и чрезвычайно крепкое – и серьезных повреждений удалось избежать. По личному распоряжению Ататюрка (Atatürk), восстанавливать поврежденный купол не стали – след от снаряда должен был послужить своеобразным предупреждением будущим поколениям.