Пишем правильный конспект
Студенческие хитростиЕсть ряд хитростей, используемых при написании конспектов. Особенно актуально, когда преподаватель диктует очень быстро.
Самая распространенная ошибка- пытаться как можно полнее записать текст лекции, часто дословно. Это ставит студента в условия дефицита времени, следствием которого являются пропуски слов, недописанные предложения и потеря смысла.
Главное правило: записи подлежит не текст, а смысл.
Грамотный конспект отличается тем, что быстро пишется смысл, в результате конспект легко читается и облегчается запоминание.
Приемы конспектирования:
1. Использование пространства и цвета.
Никогда не жалейте бумаги, обязательно оставляйте широкие поля. Выделяйте заголовки, подзаголовки, красную строку.
Прием "Работа цветом по важности": выбираем три цветные ручки и закрепляем за ними три функции. Например, красной пишем только новое и важное, зеленым отмечаем то, как новое связано с уже известным, фиолетовым пишем примеры и факты. Данный прием помогает хорошо ориентироваться в написанном, легко отыскивать нужное. Очень актуально, когда нужно срочно повторить материал, к примеру, перед тестом.
Прием "Светофор в конспекте": ставим на полях знаки цветными ручками (! ?), а так же используем цвет в обозначении обратного значения знака. К прмеру знак "=" перечеркиваем красной ручкой, что будет означать неравенство.
НО: не используйте более 3 цветов в конспекте.
2. Конспектирование фраз.
Часть фраз легко заменяются знаками. Например, вместо фраз "состоит из...", "включает в себя...", "подразделяется на...", "бывает следующих видов..." можно рисовать три палочки, направленные вперед, вверх и вниз под углом 45 градусов.
Так же можно активно использовать контекст. Это простое выбрасывание слов, которые без труда можно восстановить по смыслу.
Не следует употреблять слова или словосочетания из названияы темы. Самое простое- соеденить их в аббревиатуру.
Вышесказанное заменять прочерком или другим удобным знаком.
Любую фразу лектора можно заменить более короткой, сохраняя смысл.
3. Что сокращать и когда.
Употребляем систему общепринятых сокращений: т.к., т.е.,т.д.
Используем математические и физические символы: знаки равно, плюс, минус, приблизительно, следовательно, сумма, система, совокупность (к сожалению, в пост не все могу вставить- если кто-то не знает, объясню, как пишется тот или иной символ), t (как время) и Т (как темперутура) и т.п.
Использовать общепринятые в данной науке сокращения и аббревиатуры (их можно посмотреть и запомнить в научном словаре).
Использовать кванторы, т.е. перевернутые буквы. Например, если "П"- это педагогика, то перевернутая вверх ногами П будет обозначать психологию.
Использовать временные сокращения, т.е. те сокращения, которые будут актуальны в пределах одной темы. Их расшифровку пишем на полях. Например, в одной теме СП- оциальная политика, а в другой СП- социальная психология.
Мспользуем "хвостики-индексы". Обычно используют следующие "хвостики": j- существительное, небольшая волна- глагол, х- прилагательное. Хвостики пишутся чуть ниже слова. Например, Рj- развитие, а Рх- развитый.
Буквы в обертке. Самая известная обертка- "собака", @. Например, а- амплитуда, @- асимптота.
Можно использовать пропуск легко восстанавливаемых гласных. Например, симметрия- сммтр.
Использование пиктограмм- стилизованные упрощенные рисунки. О пиктограммах можно посмотреть на вики- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0
Эти правила в целом совершенно не сложные и, скорее всего, многие о них знают. Но не все используют. На собственном опыте скажу- сначала не очень получается использовать все, но со временем появляется навык. Я 5 лет институту писала так конспекты. В итоге к каждому экзамену у меня был краткий, но очень четкий материал, который позволял освежить знания в минимальный срок.