"можно" и "нельзя" в детском творчестве и наш опыт реализации
Общаясь с тётями в одном обществе, меня закидали тапками на тему «как много я позволяю своему ребенку и что же из него вырастет». Я ушла восвояси, стала думать и читать – а, вдруг, правда много? Вдруг это слишком, чтобы ребенок перемазывался краской и обязательно нужен фартук? Вдруг нельзя возить по полу кисточкой, даже если легко отмыть? Вдруг нельзя клеить большой лист на пол/дверь, а нужно рисовать строго на А4 и только за столом.
В общем, под катом резюме того, что я вычитала.
Известно, что рисование - это тренировка мелкой моторики, памяти, внимания, пополнение словарного запаса, воспитание эстетики, развитие творческого мышления, умения думать и анализировать.
Но бывает и так, когда малыш не очень хочет заниматься рисованием. Или оно ему нравилось, а потом вдруг перестало.
Оказывается, это норма, особенно в первые 3 года жизни малыша. Чтобы понять «почему», важно как раз понять, что можно и что нельзя позволять на пути любви детей к рисованию
Вот какие есть «нельзя»:
- ограничивать ребёнка постоянными: «не выходи за контуры листа, не рисуй на полу, не испачкайся, не бери краски в рот». Лучше организовать рабочее место, спецодежду, «съедобные» краски.
Я в этом случае просто выдохнула: ламинат хорошо отмывается, краски отстирываются; ну поели мы их, да, - ничего не произошло, разок можно. О нравоучений про «вредно есть краски» он захочет их еще больше.
- требовать рисунок «на заказ». Пусть малыш изобразит то, что хочется именно ему. Или предложите несколько вариантов, из которых он выберет один по душе.
- вмешиваться в процесс принятия нестандартных решений. Не надо заставлять кроху раскрашивать рисунок теми же цветами, что и в раскраске, не выходить за контуры и тому подобное…Дайте ребёнку возможность работать с разными материалами и формами, а он сам создаст образы по своему вкусу.
- дорисовывать, подкрашивать и всячески корректировать рисунки малыша. Конечно охота бывае похвалиться творением-то. А «наши доделки» могут обидеть ребенка.
- критиковать работы малыша. Мысли о неспособности нарисовать что-то стоящее очень быстро гасят любовь к изобразительному искусству.
А теперь «можно и нужно»:
-организовать благоприятные условия для творческих занятий. Можно, но не обязательно (вот бы тех тёток сюда, которые в меня тапками…), чтобы это был свои стол и стульчик.
Гораздо важнее хорошее освещение. Отлично подойдет пол, ванная, стена с недорогими обоями, ватман на двери или на стене, мольберт.
- обеспечить неограниченный доступ к материалам. Создать запас бумаги несложно:бумага оптом или рулон обоев (я раньше просто листы склеивала с обратной стороны, чтобы ватманы не покупать). Пусть все инструменты для рисования лежат в прямой досягаемости для ребёнка.
- увлечь кроху собственным примером. Малыш не хочет рисовать – и не надо, не заставляйте. Займитесь творчеством сами, а ребёнок захочет последовать Вашему примеру. Конечно, Вы должны воплощать собой энтузиазм и самозабвенность, а также рисовать то, что близко крохе (например, машинки, динозавров, прекрасных принцесс и т.п.).
У нас было так, что я красила ногти (специально с высунутым язычком). Приспичило и сыну кисточкой помахать. Я дала ему баночку с маслом для ногтей; он сначала мне сделал маникюр, потом покрасил пол, зато потом тааак урисовался))
- искренне хвалите рисунки малыша, вместе с ним радуйтесь придуманным решениям, поощряйте инициативу. Пусть он поверит в свои силы, чувствует себя успешным и счастливым в творчестве. Из лучших работ можно делать выставки дома, ну и оставлять на память.
- посещайте вместе галереи, выставки - развивайте художественный вкус крохи с детства.
- меняйте материалы для творчества - выбор красок, карандашей, восковых и акварельных мелков, фломастеров, ручек огромен.
- пальчиковые краски!!! Пусть малыш рисует подушечками пальцев или ставит отпечатки всей ладошкой.
- размер, цвет и форма бумаги должны различаться: можно рисовать и на огромных листах ватмана, и на вырезанных маленьких фигурках зверей, кукол, машинок.
- используйте готовые штампы для детского творчества или изготовьте их сами из поролона, пенопласта, сырого картофеля (у нас коллекция целая hand-made штампов - здесь писала подробно)
- создавайте волшебные рисунки: проводите контуры свечой или кусочком мыла, а затем покрывайте полученное изображение краской.
Мы на снегу рисовали)
- совмещайте рисование и аппликацию: приклеивайте к работе детали из цветной бумаги, ткани, ваты.
- используйте не только бумагу, расписывайте камешки, деревянные ложки и доски, банки и бутылки, гипсовые скульптурки, ткань (у «развивашек» есть очень замечательные гипсовые наборы и картонные – есть набор планеток маленьких, есть тарелочки, мы купили, очень классно! Как разрисуем - напишу)
- пусть малыш рисует с натуры то, что ему интересно: любимые игрушки, домашних животных, портреты родителей, себя самого. Создайте свою собственную уникальную картинную галерею.
Конечно, все эти правила не должны идти наперерез терпению мамы. Мне, например, не сложно отмыть пол или стекло, или постирать одежду.
Для кого-то это проблема. Тогда мой совет - рисование без грязи (но нельзя этим злоупотреблять - малыш всё же должен чувствовать фактуру и тепло бумаги)
Очень много идей мы берем из наших комплектов - здесь чудесные методички, откуда я слизала кучу техник (рисование ниткой, рисование при помощи сложенного листа и т.д.).
Дико хочу купить «первые шедевры» - там уже готовые наборы по всевозможным техникам для разных возрастов – обрывная аппликация, сочетание техник рисования и лепки….в общем, жду зар.плату)
Правила лично для меня показались не сложными, если цена – озорные глазки, высунутый язычок и радостное «Ууу!»