Как использовать двигательный минимум малыша с наибольшей пользой?
Физическое развитие и подвижные игрыОтвечает Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Елена Замолодчикова
С какого возраста можно заниматься гимнастикой? - С самого рождения. Все просто и естественно. Грудных детей выкладывают в физиологические позы, переворачивают, осуществляют пассивные движения ручками-ножками. Этим занимаются педиатры, детские ортопеды и массажисты. Дома такую несложную гимнастику проводят со своими детьми родители. А что дальше?
К двум годам средства и методы такой пассивной гимнастики перестают быть эффективными. А что делать с детьми 2-х лет и чуть старше, почему-то мало кто знает. Ведь даже в группы ЛФК в поликлиниках предпочитают набирать детей «помудрее».
Так и получается, что в плане двигательной активности малыши этой возрастной группы, как правило, предоставлены сами себе.
Нередко для детей этого возраста предлагают разного рода программы «Беби-йога», к которым мы советуем относиться с крайней осторожностью. С медико-педагогических позиций, беби-йога является достаточно сомнительной фитнес-продукцией, использующую йогу как бренд. За пространными названиями асан скрываются такие хорошо знакомые элементы, как лодочка, берёзка, мостик и т.д. Но даются эти элементы детям методически необоснованно, без учета возрастных и физиологических особенностей. Весьма опасна и направленность беби-йоги на повышение гибкости в суставах. До 5-6 лет дети и так страдают излишней гипермобильностью суставов, ее целенаправленное увеличение автоматически означает нанесение вреда формирующемуся опорно-двигательному аппарату ребенка.
Рассмотрим базовые методические основания рациональной организации двигательного режима для детей двух-трех лет.
Самое главное открытие педиатрии заключается в том, что дети - не маленькие взрослые. Особенно это касается детей до 6 лет. Грубой ошибкой является мнение, что им следует всего лишь давать упрощенные упражнения старших детей.
Нет, им нужно давать другие упражнения!
Классический принцип преемственности упражнений для детей 2-3х лет тут не применим. Дети должны получать двигательную активность, подобранную индивидуально, дозируемую и корректируемую в ходе занятия. Планировать занятия с такими детьми можно лишь в общих чертах. Имеет смысл продумать несколько «рабочих планов» на одно занятие и переходить с одного на другой, в зависимости от того, что «работает» в данный момент.
Не рекомендуется использовать приемы концентрации внимания, пытаться излишне акцентировать внимание на чем-либо. Это может привести к эмоциональной перегрузке и сильному утомлению нервной системы ребенка. Игра является огромным стимулятором развития высшей нервной деятельности ребенка. Но это совершенно не означает, что игровой метод будет доминирующим при организации занятий с детьми этого возраста. Игры у детей 2-3х лет «несоциальные», то есть они ближе к играм животных. И в них превалирует состояние (как иной мир), а не соревновательность. Дети больше играют сами с собой, нежели с партнерами или противниками. Сверстники для них являются, скорее, окружающей средой, а не участниками игры.
Целенаправленно организовывать игры с детьми этого возраста не следует, лучше создать нужную психофизическую обстановку - показать упражнения, дать в руки предметы, подвести к снаряду. А дети сами начнут играть … в гимнастику.