Развивающие занятия дома с детьми 2-3 лет
Хотела обзорно написать о наших домашних занятиях с сыном с 2 до 3 лет.
За основу мы брали комплект «Школы семи гномов» для детей от 2 до 3 лет. Про «Школу семи гномов» я уже здесь писала неоднократно, давала примерную табличку для первого и второго года обучения - в какой последовательности добавлять книги для изучения. А вот про третий год обучения хотела бы написать отдельно и более подробно. Так как помимо «Школы семи гномов» у нас появилось много дополнительного материала:
- «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера» и альбомы к ним. (у нас производитель Корвет)
- плюс дополнительно используем альбомы серии «Это может ваш малыш» (тоже издательство Мозаика-синтез, которое выпускает Школу семи гномов),
- наборы карточек «Расскажите детям о…» (тоже Мозаика-синтез),
- книжки с наклейками .(тоже Мозаика-синтез).
Один из важных принципов обучения - это его многогранность. То есть если мы прочитали про времена года, то мы идем гулять и разговариваем с ребенком на тему текущего времени года. Вдобавок, если зима, то сделаем аппликацию из альбома «Бумажные крошки» - про кормление птиц хлебными крошками. Возьмем с собой на прогулку эти самые крошки и покормим птичек. То есть стараемся максимально обучение по книгам переносить в жизнь и наоборот. Тогда ваши занятия станут интересными обоим и, вообще говоря, будут неотрывными от ваших ежедневных игр. То есть не 20 минут в день чисто занимаемся. А прошли какой-то цвет/форму - заметили, что в доме есть такого цвета/форму, что на улице. И так далее.
Все, что мы изучали за этот год, условно разделим на знания (буквы, цвет, форма, величина), творчество (рисуем, лепим) и окружающий мир.
Цвет, форма, величина
Помимо книг «Цвет, форма» и «Один, много» очень удобно использовать Логические блоки Дьенеша и Счетные палочки Кюизенера.
В 2 годика ребенок уже может накладывать (накрывать) нужной фигурой фигуру на картинке. В альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких» из фигур составлены простые изображения. А ребенку надо выбрать нужный по цвету и размеру блок.
В альбоме «Волшебные дорожки» к счетным палочкам также малышу надо подобрать палочку нужного цвета и размера, чтобы завершить картинку.
Закреплять материал очень удобно с помощью книжек с наклейками.
Азбука
Не удивляйтесь, увидев книгу «Азбука для малышей» - действительно в этом возрасте у ребенка уже просыпается интерес к буквам. Задача этой книги - научить малыша выделять первый звук в слове. Мы с сыном используем эту книгу как подсказку, когда играем в слова. Высыпаем магнитную азбуку, берем любую буковку и начинаем придумывать на нее слова. Если сын затрудняется, то я задаю наводящие вопросы или открываем эту книжку.
Творчество: рисуем, лепим, делаем аппликации
В «Школе семи гномов» целых 3 альбома посвящено творчеству. Рисуем пальчиками - продолжаем совершенствовать это умение, в рисунке уже присутствует несколько цветов. К слову сказать, в этом возрасте можно попробовать также рисовать кисточкой и акварелью. Используйте стакан-непроливайку, кисточки разной толщины. Ребенку наверняка понравится смотреть, как окрашивается вода после опускания в нее кисточки. Правда отдельных усилий потребует обучение тому, чтобы малыш не пачкал краску одного цвета краской другого.
«Пластилиновые картинки» - если в возрасте от 1 до 2 лет ребенку предлагалось освоить технику надавливания на пластилиновые шарики. То с 2-х лет используется еще более интересная техника - размазывание. Сначала шарик придавливается, а потом пальчиком тянется вниз. Таким образом, можно сделать фейерверк, иголки у ежика и даже елочку!
«Умная вырезалочка» - эту книга очень неожиданно было встретить для возраста т 2-3 лет. Но на самом деле, сначала детали можете вырезать вы. Или, используя безопасные ножницы, придерживать и руку ребенка и бумажную деталь. Дальше добавляем клей-карандаш и получаются очень интересные аппликации.
Очень интересно будет добавить для работы альбомы «Пушистые картинки» - здесь используется вата для создания аппликаций. А также «Бумажные крошки» - из центральной вкладки рвутся на мелкие части кусочки бумаги, и приклеиваются клеем-карандашом на картинку основу.
Окружающий мир
За основу в этом направлении будем использовать книги из комплекта «Школы семи гномов»: «Кто где живет», «На лесной полянке», «Времена года», «Домашние питомцы». Конечно обязательно дополняя их прогулками в лесу, на природе и с интересом обращая внимание ребенка на все детали в живой природе. Для закрепления времени года очень подойдет одноименный альбом из серии «Это может ваш малыш».
Очень полезный альбом «Какие бывают профессии» - про него я писала отдельно. В нем очень интересное и функциональное лото.
Очень удобно использовать в качестве наглядного материала карточки «Расскажите детям о…». Во-первых, на карточках фотографии животных и птиц. Во-вторых, с обратной стороны карточки есть интересные подробности из жизни животных.
Овощи, фрукты, прочие продукты
Очень удобно использовать в этом возрасте набор овощей и фруктов. Здесь количество игр очень большое:
- - называть цвет овоща/фрукта
- - считать количество
- - на какую букву начинается название овоща/фрукта
- - разделять по принципу - овощ или фрукт. Что можно приготовить: сварить компот, сделать салат, сварить суп
- - сюжетно-ролевые игры - накрыть на стол и угостить кукол
- - играть в магазин, где продаются овощи и фрукты