Качество игрушек
ИгрушкиРечь пойдёт об игрушках для детей от 1,5 до 7 лет. Под катом много текста, хотя старалась писать самое основное))
Под качеством игрушек родители обычно подразумевают, что игрушка выполнена из надёжных и безопасных материалов, кроме того критерием качества часто является известность бренда.
Я же хочу обратить внимание на другие критерии качества игрушки:
1. Образ игрушки
2. Функции игрушки
1.Образ игрушки.
Для начала стоит сказать, что игрушка как таковая - это не только развлечение и заполнение досуга ребёнка. У игрушки есть важнейшие задачи:
- ознакомление ребёнка с окружающим миром (мир людей, предметов, животных, природы…)
- ознакомление ребёнка с социо-культурным моделями поведения (мама кормит малыша, строитель строит дом…)
И это ознакомление не проходит в виде организованного занятия, упражнения. Всё происходит естественным образом. Игра - это основная деятельность ребёнка, он не просто манипулирует предметами, в игре ребёнок идентифицируется с игрушкой, действует ей так, будто это он сам.
Из этого можно сделать первый вывод: выбирая игрушку для ребёнка стоит отдать предпочтение тем, чей образ является понятным и реалистичным (узнаваемые персонажи, которые могут встречаться в жизни). И хорошо, если образ этих персонажей будет доброжелательным, ведь если окружающий мир предстаёт враждебным, то нет к нему доверия, и не хочется его познавать. Это важно и потому, что ребёнок идентифицируется с игрушкой, и если у неё задан агрессивный образ, это диктует соответствующий характер игры.
Здесь сразу скажу для тех, кто захочет возразить)) Конечно зубастого монстра можно и покормить, и спать уложить. Но мы говорим о маленьких детях, которым важны ориентиры в этом мире: оскаленные зубы, красные выпученные глаза, шипы и рога… это признаки опасности, враждебности. Не стоит искажать эти ориентиры. Позже, когда ребёнок поймёт эти основы, кто хороший, кто плохой, он уже сможет фантазировать, наделять персонажей разными характерами… Это возраст, на мой взгляд, после 6 лет.
И ещё немного про враждебность образа игрушки. Персонажы «агрессоры» нужны и важны, прежде всего для отыгрывания собственных переживаний ребёнка. Но, во-первых, они не должны составлять основную массу игрушек ребёнка, а во-вторых, при возникновении такой потребности ребёнок сам найдёт возможность)) То есть даже милый мишка может стать злобным пожирателем зайчиков, если того захочет ребёнок.
И не могу не сказать про моих «любимых» кукол Монстр-хай (и подобных). Это к вопросу об ознакомлении ребёнка с социо-культурным моделями поведения. Кто они? Зомби (живые мертвецы), или вампиры, у них есть соответствующие атрибуты в виде гробов, костей и черепов... Тема смерти очевидна. Но преподносится эта тема легкомысленно, гламурно. Опять идёт искажение ориентиров (как в примере с монстрами). Это допустимо в предподростковом возрасте (9-11 лет), страшилки, привидения, «байки из склепа»… жутко весело. Но не для дошкольников категорически.
Итак, образ игрушки: понятный, реалистичный, доброжелательный, предполагающий адекватные культуре действия с ним.
2.Функции игрушки.
Часто хочется, чтобы в одной игрушке было заложено много функций. Так можно и сэкономить (не покупая кучу других), и вроде как ребёнок надолго занят. Но тут есть опасность переборщить))
Здесь хочу сказать, что помимо выше описанных задач, игрушка имеет ещё и развивающую задачу. Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам активно и осмысленно действует и воспринимает результат своих действий. И развитие не равно обучение. Поэтому плюшевый мишка, поющий алфавит - это не развивающая игрушка. Кроме того, игрушки с большим количеством функций (кушают, писают, задают вопросы, отвечают на них…) оставляют ребёнка наблюдателем и «оператором», нажимающим определённые кнопки. При этом лишают возможности самому придумывать, додумывать, фантазировать.
Но есть многофункциональные игрушки, которые кажутся на первый взгляд взрослого простыми. А ведь достаточно при выборе игрушки задать себе вопрос: что с ней можно делать? Что можно делать с кубиками? Строить дом, гараж, паровоз, раскладывать по цветам, они же могут быть «печеньями» для больших кукол, стульями для маленьких, постаментами для солдатиков… Ребёнок будет придумывать и развиваться))
Поэтому важными критерием качества игрушки является то, что она стимулирует активность ребёнка (познавательную, двигательную, коммуникативную…).
Не менее важно, чтобы функции игрушки соответствовали возрасту. Приведу цитату: «Например, кукла, как заместитель человека (партнера по игре) всегда отражает опыт играющего. Поэтому Барби для ребенка раннего возраста (период от 1 года до 3-х лет) слишком сложна: она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку - укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы)».
Итак, функции игрушки: многофункциональность может быть не очевидна, лучший вариант - простая игрушка, довольно условная, с возможностью разнообразных действий с ней. И функции, соответствующие возрасту, опыту ребёнка.
Для интересующихся темой дам ссылку, очень много полезной информации касаемо качества игрушек (оттуда была взята цитата)