методика Монтессори
Методики развитияЧто такое методика Монтессори? И стоит ли ею пользоваться?
Cамая добрая, самая универсальная, самая эффективная — так говорят педагоги и психологи во всем мире о педагогической системе, разработанной итальянским ученымноватором Марией Монтессори в первой половине прошлого века. Монтессорипедагогика… Про нее слышали многие мамочки, но некоторые так и не знают, чем же она отличается от того стиля воспитания и обучения, к которому мы привыкли с детства.
Первый пункт метода Монтессори: самостоятельность
Смысл метода, разработанного Марией Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, которые заложены в нем природой. Но как самообучаться, если не быть активным? Вот почему дети с самого начала своей жизни стремятся стать шустрыми и самостоятельными. Вспомните: чем старше становится кроха, тем больше он стремится отделиться от мамы. Сначала начинает ползать так, что не догонишь, а потом и вовсе ходить и бегать.
Второй пункт метода Монтессори: свобода
Мария Монтессори писала: „Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по-настоящему свободным. Ограждая ребенка от выполнения доступных ему физических действий (раздевание, кормление и т.д.), можно причинить вред подрастающему крохе. Ум человека, не трудящегося над удовлетворением своих нужд, становится ленивым. Излишняя помощь препятствует развитию природных сил ребенка”. Первый шаг в развитии самостоятельности — умение позаботиться о самом себе. Однако ключевое понятие в Монтессори-методе — это свобода. Кроха сам выбирает, чем и как долго будет заниматься. Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в подготовленной среде. Она считала, что для полноценного роста достаточно создать такую развивающую среду, где обучающий материал выбирал бы не взрослый, а сам малыш.
Третий пункт метода Монтессори: умение сконцентрироваться
Удивительно, как детки-двухлетки сосредоточенно стирают чистые тряпочки и моют снова и снова тарелки. Работа крохи, выбранная им самим, никогда не утомляет. Вы, наверное, заметили, что обучение навыкам самообслуживания помогает деткам развить мелкую моторику? Но самое удивительное то, что в процессе такой свободной работы проявляется и способность ребенка к сосредоточению. Умение сконцентрироваться и удерживать внимание Монтессори считала началом процесса превращения поведения ребенка из отклоняющегося (девиантного) в нормальное. Почти все дети до 3 лет проявляют отличные от нормы, но поддающиеся коррекции черты характера. Капризничают, скандалят, падают на пол, упрямятся. И как же меняются эти малыши, регулярно посещающие Монтессори-группу! Кроха становится более внимательным, спокойным, послушным.
Что такое Монтессори-группы?
В Монтессори-группах принято разделение развивающего пространства на зоны, у каждой из которых своя задача и наполнение материалами.
Зона упражнений в практической жизни всегда располагается ближе к входу. Основные цели этой зоны — формирование навыков самообслуживания, развитие координации движений и умения сосредоточиваться на одном деле. Ребята учатся чистить обувь, мыть посуду, нарезать овощи.
Зона сенсорного развития поможет малышу развить все органы чувств. Тут находятся материалы, которые научат малыша строить самые разные конструкции, определять цвета и оттенки, познакомят с геометрическими формами.
В зоне математики дети учатся счету в пределах первого и второго десятка. Для „продвинутых” шестилеток предлагаются материалы по возведению числа в степень, знакомству с понятиями „площадь”, „корень”, „дроби”.
Зона языка ставит целью расширить словарный запас, научить чтению и письму. Интересны целые наборы мелких предметов, разложенных в коробочки по темам, например „Животные Севера”, „Обувь”, „Птицы”, которые дети называют, классифицируют.
Зона космоса или окружающего мира содержит увлекательные материалы, знакомящие детей и с географией, и с биологией, и с историей. Под руководством Монтессори-педагога проводятся настоящие опыты с огнем, водой, магнитами, знакомство с календарями и планетами.
Монтессори-среда очень пластична. Педагог может убрать те материалы, с которыми дети почти не работают. И наоборот, добавить что-то, исходя из потребностей даже одного маленького ученика.
В Монтессори-группе дети сидят не за столами, а на полу, в кругу. Крохи могут менять позу, ведь дошкольнику трудно усидеть на месте. Начинается занятие с ходьбы — это разминка. Дальше — время приветствия. Педагог зажигает свечку и передает ее соседнему ребенку со словами приветствия, тот передает свечку следующему. Свечка путешествует, пока не вернется к педагогу. Здороваться можно по-разному, например „зимними” словами: „Здравствуй, снежный, ледяной, хрупкий, новогодний Денис”. Прекрасный способ обогатить словарный запас детей
Затем педагог рассказывает ребятам о временах года, рептилиях, народных промыслах — обо всем, что предусмотрено программой. Всю неделю дети посвящают изучению одной темы. Заканчивается занятие минуткой тишины: педагог включает спокойную музыку, дети ложатся на ковер. Достаточно нескольких минут, чтобы малыши отдохнули и вновь принялись за работу