Развитие 11 месяцев. Знающие мамы, оцените.

Лучший ответ

Дорогой автор! Я как детский реабилитолог сердечно прошу Вас не играть с ребенком в доктора и перестать пытаться оценить ее психомоторное развитие по критериям, которые Вы увидели/прочитали в интернете. Вы все равно не понимаете как это правильно делать, потому что мало знать что «в 11 месяцев нужен УЖ» важно понимать что это и как он должен выглядеть, а так же как идентифицировать проблемы с этой умелкой правильно!!! И есть ли эти проблемы вообще. Во-первых! Почему Вы все так на нем помешались? Где вы все это читаете? Я осмотрела тысячи детей и ни разу я не спрашивала про этот долбаный УЖ. Его вообще может не быть у здорового ребенка в том виде, в котором это показано в «умных» (нет) статьях в интернете. Указательный жест это показатель того, что ребенку что-то интересно в этом мире, он удивляется новому и привлекает Вас к изучению этого интересного нового (заезженное разделение внимания). Поэтому! Если Ваш ребенок смотрит на что-то большими глазами, а потом на Вас взглядом типа «Ооооооо, смотри какая фигня клевая» - это УЖ!!!! Если он показывает на что-то ладонью, всей рукой, хоть ногой, хоть носом в контексте «ооооо, мама покажи мне че это» - это УЖ. Ребенок не обязан делать это двумя руками. Ребенок не обязан делать это пальцем оттопыренным из кулака и тем более не нужно ему эту руку в этот кулак складывать. Потому что это вообще не про УЖ - это категория кинестетического афферентного праксиса, чистейшая моторика, которая как и вся другая моторика у всех созревает в своем темпе. Так же как и эти дебильные ладушки (еще один мейнстрим) - это категория динамического эфферентного праксиса и более ничего!!! Ожидать от ребенка зрелого мануального праксиса в 11 месяцев - это все равно что ждать от Вас написания докторской диссертации по физике за неделю. Отвечая на Ваш вопрос УЖ связан с речью только в точке праксиса, и только с экспрессивной (говорение) речью примерной общей мозговой локализацией - премоторная кора и очень условно, так как этот участок коры большой а экспрессивная речь - это зона Брока и более ничего. Между тем как за понимание речи отвечает левый висок с центром Вернике. Так что на это УЖ влияет примерно никак. Все остальные умелки должны оцениваться только в общей клинической картине ВСЕГО ребенка целиком: контакт, совместная деятельность, реакция на новое, пищевое поведение, двигательная активность и еще миллион критериев и ТОЛЬКО после года, желательно после полутора лет. Никогда в жизни я не просила 11 месячного ребенка собирать пирамидки, сортеры и прочую бабуйню. Потому что это может быть абсолютно мимо в 11 месяцев и стать безумно интересно в год и месяц. Не складывает в емкость, ок, попробуйте для начала из емкостей доставать. Не собирает пирамидку - попробуйте стаканчики, предлагайте разные предметы и разные способы манипулирования ими. Не нужно специально учить ребенка именно вещам из списка «здоровый ребенок должен». Конкретно эта игрушка (а до того, как все стали сами себе врачами на дому вообще-то это были просто игрушки с которыми играли для радости) ребенку может быть просто не интересна. Опять же по поводу «другие это делают», зато не делают что-то другое, например нет звукоподражания животным (вообще нет), а пирамидка есть. Или нет показывания частей тела, зато есть условный сортер. 11 месяцев это очень рано для оценки психомоторного развития ребенка по строгим критериям. Есть реальные красные флаги (реальные, а не те, которые можно прочитать в интернете), но из того, что Вы пишите ни одного из них я не читаю. Поэтому, если есть какие-то сомнения сгоняйте к хорошему детскому нейропсихологу только после года (не раньше!!!!!!!!) и Вам в общей картине всего ребенка скажут нужно ли на что-то реально обратить внимание или нужно просто кайфовать, изучать новое и наслаждаться друг другом. Вы молодец! Все будет 🧡
21.09.2024
Яна, спасибо вам большое за такой подробной ответ. Очень-очень тяжелый анамнез заставляет следить за каждой умелкой ребенка.
21.09.2024
А.лена, верю охотно!!! Тогда тем более, доверьтесь профессионалам, не то попадете в дурку. Я сама недавно лоханулась так, хотя казалось бы столько лет в детской медицине. Но я с детьми до 9 месяцев не работала вообще, а моему 3. И понеслаааааааась. Слава Богу, вовремя выключила маму и включила клинициста и пошла с малым к врачу. Получила от него трндулей каких не видывал свет и больше в доктора со своим ребенком не играю. Потом еще рассказала своим на работе и еще от них получила порцию звездюль. Потому что сам себе никогда не доктор.
21.09.2024
А.лена, и еще я Вам одну вещь скажу, только не подумайте, что я Вас поучаю, нет-нет. Я сама этого не умею, но я верю!!!!! Что в мире есть мамы, которые гораздо умнее и лучше меня! Так вот, тревожная мама = тревожный ребенок. Я писала на эту тему диссертацию. А любая детская тревожность (невротизация) = сложности в интеграции в социум и в изучении мира (как спокойно изучать то, что потенциально опасно, мама тревожится, значит и мне стоит чего-то опасаться). Тем более ребенку со сложным анамнезом нужна большая спокойная мама. Поэтому по любому тревожащему Вас поводу - к врачу. Прям к хорошему (я не знаю что у вас за анамнез, но по профилю). Тупых вопросов не бывает. Мне родители писали в пятницу в 9 вечера: «Яна Вадимовна, что делать Вероника ест бумагу». И ничего, выжила, ответила, через месяцок с мамой улыбнулись по этому поводу. Только врач в контексте всего вашего ребенка точно скажет вам значат ли лично для вас все эти псевдо красные флаги из интернета и точно вам ответит что делать, если да. Если сильно нервничаете, выходите нафиг из всех сообществ, форумов, сайтов, где все это пишут. Я сама тут сижу только потому, что после того, что я видела за годы работы в детской психоневрологи меня на форуме уже не может испугать ничего. А вот из всех «мамских» чатов я вышла. Потому что «а Ванечка уже ползает, а вы что еще нет?». И всеееееее, паника детектед.
21.09.2024
Яна, спасибо. У нас в анамнезе тяжелая асфиксия, реанимация, долгое выхаживание. До мес 6 переживала насчет дцп. Сейчас отпустило, волнуюсь за интеллект. Подскажите, пожалуйста, на каком уровне в 11 мес должно быть понимание речи? О сохранности интеллекта судить можно будет намного позже? Спасибо
21.09.2024
А.лена, из того, что вы написали о ребенке я так походя проблем с импрессивной речью не вижу. Примерно так все и должно быть: отзываться на собственное имя (не каждый раз абсолютно нормально, концентрация внимания еще мала, префронтальная кора еще не зрела), понимать простые просьбы, дай, пойдем, помаши «пока-пока» и так далее, показывать простые предметы по возрасту, в принципе слушать то, что говорит взрослый. По ребенку всегда видно слушает он тебя хоть немного или просто плывет в потоке сознания ))) То, что вы смогли, например, научить ребенка подражать звукам животных и вообще чему-бы то ни было уже говорит о том, что импрессивная речь на данный момент развивается в рамках возрастной нормы. Показать фонарь это огого. Это нужно услышать маму, понять что она говорит об этой странной большой штуке, услышать и понять что это фонарь, понять, что от тебя просят этот фонарь показать. Это целый шквал информации, которую ребенок мог только усвоить посредством импрессивной речи. Так что пока я не вижу повода для беспокойства. Я признаться спрашиваю у детей гораздо более простые вещи в этом возрасте. Покажи где мама, покажи на картинке кого-нибудь из животных, покажи где твой носик и так далее. О сохранности интеллекта можно прям пытаться начинать говорить около 3-х лет. Когда уже можно будет адекватно оценить речевую картину, когда начнет формироваться словесно-логичнское мышление, когда уже от ребенка можно будет «условно» требовать знания каких-то вещей, при учете, что с ним это изучали (!!!) например, формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), простые группы (механизм обобщения): животные, овощи, фрукты. Простые исключения (механизм абстрагирования). Просто счет. Первичные пространственные представления (на себе) и так далее. Конечно, предварительные прикидки можно начинать делать с одного года, но даже я со своей тысячной насмотренностью до трех лет никогда ничего не говорю мамам в режиме: «у вашего ребенка …». Только общую канву с сильными и слабыми сторонами. Так же я категорический противник когнитивных диагнозов в таком возрасте, если это не грубая очевидная патология. Опять же ДЦП. ДЦП ДЦП рознь. И GMFCS 1 и GMFCS 5 (уровни двигательных нарушений) - это полярно разные диагнозы. И я сейчас может пугающую вещь скажу, но ДЦП 1-2 уровня - это не то чего нужно бояться. Начиная с 5 летнего возраста можно проводить ребенку оценку интеллекта с помощью специальных методик, но я бы рекомендовала не делать этого до 7 лет, так как практика показывает, что до достижения пациентами этого возраста количество погрешностей чудовищно велико.
21.09.2024
Яна, спасибо большое за информацию. Важно и ценно для меня сейчас услышать это от специалиста) Так как тревога никуда не уходит и от ребенка начинаешь где-то требовать вещей не по возрасту. У нас просто действительно странное развитие как по мне. На улице по просьбе покажет и найдет любой фонарь и светофор, например. Быстро запоминает новые слова -предметы. Даже папу иногда по просьбе может укусить за нос. ( говорю « сделай папе кусь) А вот положить что-то в коробку никак не хочет, достает и бросает. Когда делаем вместе, тоже неуспешно. Из-за этого я так понимаю , провал с просьбой дай) Надеюсь, просто не дозрела еще. Стаканчики тоже игнор, погрызть и кидать. Спасибо вам большое еще раз
21.09.2024
Все нормально у вас с ребенком, вы слишком много хотите от нее, ей даже года нет еще, а уже требования как в университете.
21.09.2024
Я считаю все норм в вашем возрасте, уже очень многое умеете👍
21.09.2024
Походы с ребенком в театр, зоопарк и пр. Указательный жест