С гаджетом в люльке...
СамостоятельностьЯ уже эту тему открывала здесь несколько месяцев назад, а теперь публикую результат. В конце МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА.
.................................................................................
Мой пятилетний сын - уже как год активный пользователь iPad-устройства.
На нем он играет в игры, вроде шашек, домино или пазлов. А также осваивает «быстрое чтение»: бегло по слогам произносит вслух «живые» тексты.
Дитя прогресса
А началось все с трех лет. Дедушка показал внуку в планшете игру, где нужно найти букву, которую произносит виртуальный собеседник. Ребенок быстро понял, что от него требуется, и периодически стал просить включить ему эту программу. Если планшета рядом не было, то малыш с удовольствием искал знакомые буквы в маминых газетах. И таким образом самостоятельно научился складывать слоги и читать. Конечно, не без родительской помощи, потому что старые добрые детские книги никто не отменял. Но это, скорее, было лишь «дополнением» к уже полученным навыкам сына.
Сегодня мой пятилетний сын знает абсолютно все функции iPad: где включать музыку, как пользоваться камерой, откуда «скачивать» интересные программы и прочее, прочее, прочее. Кстати, совсем недавно я узнала, что в некоторых школах в первом классе дети уже работают на планшетах! Видимо, не зря мой сын его освоил в столь юном возрасте.
Планшет - помощник мамы?
То, что когда-то казалось запредельной реальностью, - сегодня часть жизни наших детей. Но при этом каждая современная мама понимает, что планшет не должен стать единственным времяпровождением. Прогулки на свежем воздухе, поездки в детские музеи, игры с мальчишками в деревне еще никто не отменял! И уверена, современные родители уделяют культурному досугу своих чад даже больше времени, чем послевоенное поколение. До этого ли было нашим бабушкам и дедушкам? Конечно же, нет. Убегаться с друзьями во дворе, накататься до мокрых штанов на ледянке - вот был предел детской радости! Сегодня же отдых у современного ребенка совсем другой - более разнообразный. Игры в детских центрах, поездки на море и за границу, знакомство с крупными музеями городов России, посещение интересных фестивалей. Но огромное «но»… - планшет-то с ребенком повсюду! Увы, мы опять вернулись к нему.
А виноват не только прогресс, но и наша элементарная… лень.
Мы стараемся сделать свою жизнь все более комфортной, и если раньше нужно было ребенку самим читать сказки на ночь, показывать диафильмы, «доставать» новые мультики и переписывать их с кассеты на кассету, то планшет - решение проблем! Он ребенку и книжку почитает, и мультик покажет, и песенку споет. Пока родители занимаются своими делами, их дети самостоятельно развиваются. Правда, кто в какую сторону.
Если одни родители строго ограничивают времяпровождение своего ребенка у планшета, то другие на этот «пунктик» не обращают внимания. Увидеть малыша за электронным устройством в троллейбусе, автобусе, больнице - обычное дело. Скажем, сидишь ты в очереди к педиатру (час-полтора!), а ребенок уже и «на голове постоял», и с кем-нибудь подрался, и удрал куда-нибудь. А с планшетом - иное дело. Ребенок погружен в игру. Правильно ли это? Не берусь судить однозначно. Как и о том, как скажется «планшетомания» на ребятах в дальнейшем.
Бэби-ловушка
Кстати, к огромному минусу планшетных устройств я бы добавила быстрый доступ к сети и видеоблоги. Или, как я их называю, «бэби-блоги» (детские блоги). Вы когда-нибудь видели ролики, где четырехлетний Митя открывает киндер-сюрприз? Он долго и тщательно его распаковывает, потом кушает шоколад, а затем вынимает игрушку. Все это с нелепыми комментариями родителей. Или, возможно, вы наблюдали тысячу и одну серию некой Маши о ее нарядах? Сначала она демонстрирует платье, в котором пойдет в детский сад. Потом - курточку, которую ей купил папа. В третьей серии - туфельки на каблучках, потому что «даже в пять надо быть маленькой женщиной». И так до бесконечности! Ролики (простите!) глупые, но они мегадоступны для ребят и популярны.
Когда я первый раз увидела, что сын самостоятельно прокручивает ролик с «киндером» и смотрит его, открыв рот, не поверила глазам! На вопрос «А что тут интересного?» пятилетний сын четко ответил: «Хочу такой же киндер. Смотри, какая классная игрушка!» Собственно, тут все и встало на свои места. Подобные видеоролики -скрытая реклама для наших детей. Родители, снимающие бесконечные «распаковки» новых игрушек, скорее всего, делают это отнюдь не просто так. А наши малыши попадают в ловушку таких вот бэби-блогов.
В тему:
Детских видеоблогов очень много, родители бьют тревогу по поводу неуемного интереса детей к этим роликам.
Одно дело, когда дети сами создают видеоролики на отвлеченную тематику или даже по заранее приготовленному сценарию - это элемент творчества, игры, возможно, первый шаг к будущим кинодостижениям, кто знает? Другое дело - сериалы от пап и мам о своих чадах, где фигурируют бесконечные наряды, сладости и прочее, что можно отнести к детским товарам. Как относиться к этим «фильмам»? Мы решили пообщаться на эту тему с практикующим психологом Ольгой Коваль: