Дельфины-доктора: как животные помогают лечить детей-инвалидов
ОбществоДельфинотерапия как научный метод реабилитации инвалидов известен уже почти полвека - в 1970-х годах американский психолог Дэвид Натансон заметил и документально зафиксировал, что после общения с морскими млекопитающими у детей с синдромом Дауна наступают улучшения.
За последние четыре года курсы психологической реабилитации в Сочинском дельфинарии прошли более тысячи детей, страдающих различными нарушениями в развитии. С ними «общаются» 7 дельфинов и две белухи
Впоследствии его наблюдения подтвердили врачи Германии и Израиля. В этих странах дельфинотерапия официально включена в программы реабилитации инвалидов, занятия бесплатны и оплачиваются из медицинской страховки.
В России дельфинотерапия пока не внесена в реестр реабилитационных методик, хотя во многих дельфинариях такие курсы проводятся. Российские дети-инвалиды проходят бесплатную реабилитацию за счет спонсоров или благотворительных фондов.
Отделение дельфинотерапии в Сочинском дельфинарии одно из самых больших в России. Здесь построено сразу три бассейна, один специально отведен под занятия с детьми. «С 2012 года курсы психологической реабилитации прошли более тысячи детей, страдающих различными нарушениями в развитии. В месяц проводится 500-600 занятий с 60 детьми. С детьми "общаются" 7 дельфинов и две белухи - полярных кита», - рассказала ТАСС руководитель направления дельфинотерапии Сочинского дельфинария Мария Озун.
«У нас работает целая команда - наши дельфины, тренер дельфинов и дельфинотерапевт. Последний - это обязательно специалист с медицинским образованием, а еще лучше с психологической специализацией. В его задачу как раз и входит помочь ребенку найти взаимодействие с дельфином, наладить общение», - отметила собеседница ТАСС.
КОМУ ПОЛЕЗНА ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ
Показаниями для занятий с дельфинами являются: детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна и другие генетические патологии, минимальная мозговая дисфункция «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», функциональные нарушения центральной нервной системы, умственная отсталость до средней степени, неврозы, посттравматические стрессовые расстройства, некоторые виды депрессивного расстройства, нарушения обучаемости, расстройства памяти, речи и слуха.
Дети с отклонениями в развитии часто страдают не только физическими недугами, но и нарушениями речи и внимания. С первого занятия ребенок получает положительные эмоции от общения с дельфином, что и способствует его дальнейшему развитию. Специалисты считают, что дети, которые в отличие от взрослых более восприимчивы к невербальным способам общения, лучше находят общий язык с теми, чей основной способ передачи информации - ультразвук.
При необходимости на занятия могут быть приглашены родители ребенка. Совместное плавание и общение с обитателями дельфинария помогает таким семьям лучше понять своего «особенного» ребенка, наладить контакт с замкнутыми в себе малышами, которые после занятий становятся ближе к своей семье, а также более коммуникабельными и открытыми.
Как становятся дельфинотерапевтами
На дельфинотерапевтов не учат в медицинских институтах и курсах повышения квалификации медработников. Чтобы стать таким специалистом, нужно не только хотеть помогать людям, но любить и чувствовать животных. А еще быть в хорошей физической форме, ведь придется почти целый день проводить в воде рядом с дельфином и ребенком. Опытный дельфинотерапевт подбирает под ребенка определенного дельфина, ведь они как люди, различаются своими характерами.
Мария Озун, руководитель направления дельфинотерапии Сочинского дельфинария:
Дельфины отличают лечебные занятия от простого купания. Когда в бассейне участники дельфинотерапии, наши животные становятся более внимательными, спокойными и ответственными. Если ребенок отпустил плавник дельфина, тот вернется и снова его подставит
Работники дельфинария говорят, что работающие с детьми морские млекопитающие отличают лечебные занятия от простого купания. На обычных посетителей могут и водой плеснуть, проплыть с человеком на спине неполный круг, уплыть от него. «Когда в бассейне участники дельфинотерапии, наши животные становятся внимательными, спокойными и ответственными. Если ребенок отпустил плавник дельфина, тот вернется и снова его подставит», - поделилась наблюдениями за поведением морских животных Мария Озун.
После первого знакомства со «своим» дельфином ребенку предлагают сделать вместе с ним зарядку, порисовать, поиграть в мяч. Когда контакт налажен, наступает время совместного плавания в бассейне. После 25 минут занятия ребята «прощаются» с дельфинами уже как со своими друзьями и с нетерпением ждут следующей встречи.
Дельфины, участвующие в терапии, как правило, рождены в дельфинарии. Их проще обучить, они с рождения видят людей, наблюдают за тем, чем занимаются их родители и родичи, повторяют.
Мария Озун, руководитель направления дельфинотерапии Сочинского дельфинария:
И среди дельфинов встречаются глубокие интроверты, не готовые близко общаться с людьми и детьми. Заставить что-то делать против их воли или из-за страха наказания, нельзя. Поэтому мы всегда подчеркиваем, что мы дельфинов не дрессируем, а тренируем
Среди дельфинов профнепригодность тоже есть. «Случается, что и среди этих животных встречаются глубокие интроверты, не готовые близко общаться с людьми и детьми. Заставить что-то делать против их воли или из-за страха наказания, нельзя. Поэтому мы всегда подчеркиваем, что мы дельфинов не дрессируем, а тренируем. Если говорить приближенно к реалиям человеческий жизни - помогаем им закрепить навыки выполнения определенных элементов, как это делают артисты или спортсмены», - отметила Мария Озун.
У каждого дельфина свой тренер, который чувствует настроение и недомогание своего подопечного. Дельфины ведь тоже болеют и могут это показать своим поведением. «Но у нас такого практически не случается, у всех обитателей дельфинария вовремя берутся анализы, команда ветеринаров следит даже за гормональным фоном дельфинов, который также может, как у человека, резко изменять их поведение», - рассказывает дельфинотерапевт.
Отказов «выйти на работу» в дельфинарии почти не бывает. Общение дельфинов с детьми дозировано, в день бывает не больше четырех занятий подряд, потом отдых и тренировка. «Ночью наши помощники предоставлены сами себе, кстати, дельфины очень социальные животные, у них тоже есть любовь, конкуренция, ухаживание», - подчеркивает сотрудница дельфинария.
Есть ли будущее у дельфинотерапии в России
В Большом сочинском дельфинарии всерьез задумались о создании специализированного реабилитационного центра. Так как влияние ультразвука морских млекопитающих на человеческий организм еще полностью не изучено, готовы работать и с учеными.
«Прошлым летом наши дельфины участвовали в телепроекте, где известные артисты и общественные деятели выступали в роли тренеров. Среди них был депутат ГосДумы Светлана Журова. Она заинтересовалась нашей идеей и обещала свою поддержку», - рассказала Мария Озун.
Татьяна Полинюк
http://www.sdelanounas.ru/blogs/86998/