Железные дороги Якутии — магистраль до сурового Севера
Логистика© img.geliophoto.com
Якутия - самый большой регион России, по площади сравнимый с целой Индией. Транспортное сообщение в Республике Саха (Якутия) играет важнейшую роль, но сильно затруднено крайне суровым климатом, большими расстояниями и трудным ландшафтом. Железные дороги обеспечивают круглогодичное сообщение в любых погодных условиях и обходятся дешевле перевозок на автомобильном транспорте.
1. Якутия долгое время оставалась в стороне от важнейших транспортных коридоров страны. С конца 1970-х годов железная дорога протянулась до угольных месторождений в Нерюнгринском районе. Строительство дороги Беркакит-Томмот-Якутск началось в 1985 году.
2. С 1995 года строительством магистрали занималось ОАО «Акционерная компания "Железные дороги Якутии"», которую учредили РЖД и правительство Республики Саха (Якутия). Сейчас компания занимается перевозками на участке от станции Нижний Бестях до станции Нерюнгри-Пассажирская протяжённостью 799 км.
© img.geliophoto.com
3. Нижний Бестях - станция в 30 км от Якутска. Столица республики стоит на левом берегу реки Лена, а конечная станция магистрали - на правом.
© img.geliophoto.com
4. Пассажирские поезда до Нижнего Бестяха пустили в 2019 году. Таким образом центр Якутии, где живёт большая часть населения республики, оказался связан с Транссибом и в целом с железнодорожной системой России.
© img.geliophoto.com
5. Машинист локомотива на станции Нижний Бестях. Путь отсюда до Нерюнгри на юге Якутии занимает больше 18 часов.
© img.geliophoto.com
6. Сейчас пассажиры, прибывающие на станцию зимой, добираются до республиканской столицы по зимнику, летом - паромом до речного вокзала Якутска.
© img.geliophoto.com
7. Первая платформа станции Нижний Бестях - высокая. Пассажирам не надо карабкаться в высокий вагон с сумками.
© img.geliophoto.com
8. Поезда дальнего следования от Нижнего Бестяха идут не только в пределах Якутии. Можно добраться до Благовещенска и до Хабаровска. Путь до Хабаровска займёт 2 дня 19 часов.
© img.geliophoto.com
9. В прошлом году «Железные дороги Якутии» перевезли более 90 тысяч пассажиров - это почти десятая часть населения республики. Пассажиропоток растёт с 2017 года.
© img.geliophoto.com
10. Помимо пассажирского сообщения, станция Нижний Бестях выполняет и грузовую функцию - это важнейший пункт для «северного завоза».
© img.geliophoto.com
11. Контейнерный терминал разгружает железнодорожные платформы. Груз идёт как в Якутск, так и дальше в северные районы Республики Саха (Якутия).
© img.geliophoto.com
12.
© img.geliophoto.com
13. Участок железной дороги Нижний Бестях - Томмот проходит по малонаселённым районам Якутии. Вокруг - тайга и кустарники.
© img.geliophoto.com
14. Железная дорога пересекает ручьи и реки. В Якутии их тысячи: зимой некоторые полностью замерзают, а весной выходят из берегов в половодье. На фото - мост через реку Амга, приток Алдана.
© img.geliophoto.com
15. На магистрали используются тепловозы. Ветка пока не электрифицирована.
© img.geliophoto.com
16. В этих местах зимой может быть до -50°С, летом - до +38°С.
© img.geliophoto.com
17. Станция Томмот. Железная дорога пришла в город Томмот в 1997 году. Сначала участок использовался только для грузового сообщения, с 2004 года - и для пассажирского.
© img.geliophoto.com
18. На рабочем месте поездного диспетчера станции Томмот.
© img.geliophoto.com
19. Маневровый тепловоз используется для маневровых работ - для передвижения вагонов по станционным путям, формирования поездов, подачи вагонов к грузовым фронтам.
© img.geliophoto.com
20. Купола здания вокзала Томмот повторяют форму урасы - древнего летнего жилища якутов. В шалашах такой формы жили только жарким летом: берестяная кровля делала внутренние помещения прохладными.
© img.geliophoto.com
21. Электрожезловая система действует на участке от Томмота до Чульбасса. Она позволяет обеспечить безопасность движения на однопутном участке.
© img.geliophoto.com
22. Жезловая система Трегера разработана в СССР ещё в 1920-х годах. Из жезлового аппарата нельзя изъять более одного жезла - его вручают машинисту, который идёт по перегону. По прибытии на станцию в конце перегона жезл надо сдать.
© img.geliophoto.com
23. Протяжённость однопутного участка Томмот - Нерюнгри-Пассажирская - 364 километра.
© img.geliophoto.com
24. Вокзал станции Алдан в одноимённом городе, который основан в 1920-х годах рядом с золотым месторождением.
© img.geliophoto.com
25. Первый пассажирский поезд в Нижний Бестях отправился именно из Алдана 27 июля 2019 года.
© img.geliophoto.com
26. Первый грузовой поезд прибыл на станцию Алдан 19 декабря 1995 года. Сейчас в Алдане находится главный офис ОАО «АК "Железные дороги Якутии"».
© img.geliophoto.com
27. Локомотивное депо станции Алдан образовано в 2003 году для обслуживания локомотивов, курсирующих по магистрали.
© img.geliophoto.com
28. Движение по мосту через реку Чульман рядом с одноимённым посёлком открыто в 1987 году. Чульман - центр добычи угля и золота.
© img.geliophoto.com
29. Локомотивы и вагоны выкрашены в цвета флага Республики Саха (Якутия) - голубой, белый, красный и зелёный.
© img.geliophoto.com
30. Пассажирский поезд отправляется со станции Нижний Бестях отправляется через день, а на участке Томмот - Нерюнгри-Пассажирская курсирует ежедневно.
© img.geliophoto.com
31. Железные дороги Якутии - один из крупнейших работодателей республики. В компании работают около 1000 человек.
© img.geliophoto.com
32. Железнодорожный мост через реку Чульман недалеко от станции Нерюнгри-Грузовая.
© img.geliophoto.com
33. Станция Нерюнгри-Грузовая - крупнейший грузовой узел юга Якутии. Станция задействована в транспортировке угля Южно-Якутского угольного бассейна.
© img.geliophoto.com
34. Станция Нерюнгри-Грузовая лежит в черте города Нерюнгри, на расстоянии примерно 5 километров от его центра.
© img.geliophoto.com
35.
© img.geliophoto.com
