Мегастройки Тюмени: набережные
Города и сёла РоссииПрошло уже пять лет после последней публикации о , за прошедшие годы развитие объекта не прекращалось, а её длина увеличилась почти на полтора километра. В этой статье я предлагаю познакомиться с городскими набережными, ведь их теперь в Тюмени три.
© mail.ruНабережная Туры в Тюмени - объект отнюдь не местечковый, а уникальный и выдающийся даже в масштабах страны. Набережная имеет четыре уровня и построена по оригинальному проекту, учитывающему сложный рельеф правого берега с перепадом высот в 22 метра и регулярно повторяющиеся многометровые паводки. Каждый год во время весеннего половодья нижние уровни набережной затапливаются, но уже к июню, когда уровень воды в реке снижается, все уровни набережной становятся доступными для прогулок.
© mail.ruНачалось строительство городской набережной в 2005 году. Сначала была построена центральная часть протяженностью 1,7 километра. После 2012 года строители продолжали строительство других очередей набережной с двух сторон - со стороны Свято-Троицкого собора и со стороны Масловского взвоза. В 2017 году первая часть была увеличена на 900 метров, в 2019 году вторая - примерно на 500 метров.
© mail.ruВопрос о необходимости строительства набережной и берегоукрепления реки обсуждался с 1980 года. Дело в том, что годом ранее в Тюмени случилось катастрофическое наводнение. Уровень воды в реке поднялся на 924 сантиметра и старую левобережную дамбу прорвало. Наводнение затронуло 15 тысяч человек, а ущерб составил 170 миллионов рублей - огромные деньги по тем временам! Обрушения берега происходили регулярно, с каждым паводком река отвоёвывала не только часть суши. В 1982 году центральный пролет деревянного моста через Туру сорвался с опор и упал в воду вместе с горожанами, один человек погиб. Стало понятно, что вопрос о проведении комплексных работ по укреплению берегов Туры назрел.
© mail.ruИнтересен факт, что за 100 последних лет берег Туры подмыло настолько, что Благовещенский собор находился бы сейчас высоко в воздухе, не будь он взорван в 1932 году. Впрочем, одним из оправданий коммунистов тогда тоже была угроза обрушения храма в реку.
© mail.ruПервый участок начали строить в 1990 году в виде вертикальной стенки из железобетонного шпунта. Но из-за отсутствия финансирования все остановилось. Эта часть набережной осталась незаанкерованной, незасыпанной. Одним словом, все, что удалось построить, постепенно стало разрушаться… Вопрос строительства «ожил» в середине 90-х и в 1998 году была построена шпунтовая металлическая стенка длиной 400 м. на самом проблемном участке. Тюмень убедилась, что в принятом решении не ошиблась, а вывод однозначен - строить. И срочно!
© mail.ruВ моём фотоархиве сохранились фотографии Тюмени 2009 года. Тогда берег Туры к западу от пешеходного моста был абсолютно дик.
© mail.ruНа востоке очертания набережной уже угадывались.
© mail.ru © mail.ruСегодня набережная впечатляет своей красотой! Горожане гордятся ею. Это настоящая визитка Тюмени…
© mail.ru © mail.ru © mail.ru © mail.ruПанорама предпоследнего участка набережной у Свято-Троицкого монастыря.
© mail.ruСамый новый участок набережной у Масловского взвоза.
© mail.ruМасловский взвоз - старинная дорога, покрытая брусчаткой и ведущая к берегу Туры, тихая и загадочная. Надо пройти по улице 25-го Октября (бывшей Ильинской) мимо женского монастыря - и вот он, пологий спуск к реке.
© mail.ruЕщё до середины XX века это было очень многолюдное место, товары и продукты питания ввозили в Тюмень по Масловскому взвозу. На берегу стояли пакгаузы, ходили поезда. Это было уникальное место в Тюмени. В конце XIX века в нескольких метрах друг от друга стояли железнодорожный и речной вокзалы. Не всякий город России имел столь удобную транспортную магистраль: путник от Екатеринбурга добирался до уездной Тюмени, делал несколько шагов по набережной, пересаживался на пароход и направлялся по судоходной Туре в губернский Тобольск или Обдорск.
© mail.ruСегодня домик железнодорожной станции Тура (ул. Пристанская, 13) огорожен высоким забором, памятник истории ждёт своего возвращения к туристам. Мемориальная табличка на его стене повествует, что летом 1890 года проездом на родину, в Тобольск, здесь побывал Д.И. Менделеев.
© mail.ruСейчас территория, где раньше были железнодорожные пути вымощена плиткой. Площадь используют для массовых мероприятий.
© mail.ru © mail.ru © mail.ruИсторические здания на площади восстановлены.
© mail.ruКонтора пароходства.
© mail.ru © mail.ruВодонасосная станция.
© mail.ruС левого берега новые городские кварталы подступают к берегу всё дальше оттесняя застройку Бухарской слободы и цыганских кварталов.
© mail.ruЗа 12 лет Тюмень серьёзно выросла.
© mail.ruСложно угадать, что обе фотографии сделаны с одного ракурса.
© mail.ruПолучив отличную набережную горожанам захотелось большего. Городские форумы пестрели сообщениями, что пешеходный мост ведёт в никуда. Так возникла идея создать на левом берегу что-то пешеходно-привлекательное, и она воплотилась в жизнь.
© mail.ruК работам над левым берегом набережной приступили в августе 2019 года и состояли они из двух этапов: берегоукрепления и благоустройства участка протяженностью 916 метров с тремя зонами (спортивной, детской и прогулочной).
© mail.ruДля начала рабочие вырубили старый ивняк и высокорослые деревья. От постоянных паводков многие деревья пришли в негодность.
© mail.ru © mail.ruВ сентябре 2020 г. стройка была в самом разгаре.
© mail.ru © mail.ruСтроительство левобережного участка завершилось к концу 2020 года.
© mail.ruВ спортивной части устроен скейт-парк.
© mail.ru © mail.ruДетская зона.
© mail.ruПрогулочный участок.
© mail.ru © mail.ru © mail.ru © mail.ruВот уже год как в Тюмени установился «аридный климат». Из-за практически полного отсутствия осадков Тура обмелела, повсеместно обнажилось дно. С таким маловодьем Тюмень не сталкивалась никогда.
© mail.ru © mail.ruНа левом берегу вода отступила на полтора десятка метров.
© mail.ruСправа обнажились, ранее скрытые в воде трубошпунты.
© mail.ru © mail.ruВ 2020 году завершилось строительство набережной в Заречном микрорайоне.
© mail.ru © mail.ruБлагоустройство началось с берегоукрепления Туры, 555 метров дамбы проложены от ул. Астраханской до аквапарка. Теперь набережная, выполняет роль защитного сооружения, ведь раньше Заречный парк во время паводков заливало водой вплоть до улицы Щербакова.
© mail.ru © mail.ru © mail.ruНа дамбе благоустроена прогулочная зона с велодорожкой, балкончиками, террасами.
© mail.ru © mail.ru © mail.ru © mail.ruСкоро одно из любимых мест отдыха горожан - парк Заречный ждут большие преобразования. На его месте вырастет ландшафтный парк с развитой инфраструктурой. По задумке авторов проекта на площади 7 гектаров планируют разместить спортивные и детские игровые площадки, современный памп-трек, зоны отдыха для взрослых, центральную площадь с «сухим» фонтаном, водопады и водные комплексы для детей, огромную поляну для массовых гуляний со сценой, собачьи площадки.
© mail.ru © mail.ru © mail.ru © mail.ruНабережная Туры давно и незаметно стала любимой горожанами и гостями города - сначала из-за моста Влюблённых, затем - из-за фонтанов и цветов, уличных кафе и источающих аромат лета зеленых кустарников. Сейчас можно с полным правом сказать слова, которые любят повторять экскурсоводы, - если вы не побывали на набережных, значит вы не были в Тюмени.
© mail.ru © mail.ru © mail.ruВ публикации использованы личные фотографии и 6 фото из открытых источников.
P. S. Рекомендую почитать:
-
-
-
-
Другие публикации о тюменской набережной:
-
-
-
Источник: