Посмотри в глаза ребенку
Книги, материалы ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙЛиза 3-4 раза повторяет попытки разжалобить маму, вновь заглядывает в глаза, протягивает ручки... Затем начинает хныкать.
Но мама непоколебима. Она отрывает девочку от себя и отходит от нее на несколько шагов: «Если не хочешь идти ногами, оставайся здесь». Лиза в отчаянии бросается догонять уходящую маму, она уже не хнычет, она истошно кричит. В ее глазах неподдельный ужас: мама ее бросила. Девочка кричит все громче, требовательнее.
Через 3-4 минуты мама уже не может выносить крик, она подходит к ребенку, шлепает девочку и со словами «противная, противная, противная...» берет ее на руки. Крик мгновенно затихает. Лиза судорожно всхлипывает. А расстроенная мама оправдывается перед окружающими: «Вот так всегда. Ни к кому на руки не просится, только ко мне. А я так устала...»
Эта история, став своеобразным ритуалом, повторяется изо дня в день. Конечно, можно понять уставшую маму. Воспитатели стараются в течение дня уделить девочке побольше внимания. Но Лизе нужна именно мама, ее внимание и тепло. Он должна удостовериться в том, что за ту долгую жизнь, которую она прожила в яслях (с 7 часов утра до 6 часов вечера) ничего не изменилось в этом мире, что она по-прежнему нужна маме и любима ею.
Ребенок раннего возраста, как правило, проявляет больше интереса к взрослому, который за ним ухаживает, чаще всего матери. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность, с помощью которой удовлетворяется потребность ребенка в любви и безопасности. Исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или к другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и со взрослыми.
Именно поэтому специалисты не рекомендуют отдавать в ясли ребенка с года до полутора лет. Трехмесячный младенец не может выдержать даже часовую разлуку с матерью, а до 5 лет допустима разлука не более чем на 15 дней.
Для ребенка раннего возраста общение со взрослым является необходимым условием его полноценного развития. К сожалению, некоторые родители подменяют истинное общение уходом за ребенком. Они предпочитают в первую очередь выполнить домашние дела, а уж после этого... Как правило, после того, как все дела сделаны, ни у мамы, ни у ребенка не остается сил и желания играть, читать книги... А ведь совместное чтение, игра, беседа с ребенком может принести столько радости, эмоционального тепла, удовольствия и для ребенка, и для мамы.
Многие молодые родители, готовясь к рождению ребенка, читают психологическую и педагогическую литературу, в которой подробно описываются этапы жизни малыша, упражнения и игры для развития внимания, памяти, мышления. Некоторые авторы советуют мамам и папам незамедлительно начать обучение сына или дочки иностранным языкам. Не стану отрицать подобный подход, замечу лишь, что иногда несколько минут «теплого» общения с мамой, ласковая песенка, нежные прикосновения самого нужного на свете человека окажутся во сто крат полезнее, чем, например, обучение чтению или счету.
Придет время, и ваш ребенок сам попросит научить его читать и делать многие полезные вещи. А пока ему нужны Вы: близкий и родной человек, который его понимает, любит, оберегает. Вы для него - олицетворение огромного мира, доброго и приветливого, если добры и приветливы Вы. Злого и колючего, если это не так.
Г. Монина, Е. Лютова, «Проблемы маленького ребенка»