Лень и скука - это хорошо)
Спорные вопросы1. Свободный доступ ко всем обучающим и творческим инструментам
Я верю в то, что все наши интересы и увлечения проецируются на детей и, рано или поздно, трансформируются в их собственную увлеченность. Музыка, альбомы по искусству, почти все средства самовыражения у нас доступны детям, даже если не всё и не совсем подходит им по возрасту (хотя журнал Playboy, если он у вас имеется, я все-таки держала бы на замке). Таким образом дети знакомятся с самой разной музыкой, с самыми разными видами изобразительного искусства, с самыми разными жизненными и научными темами, а главное - они сами выбирают, чем интересоваться, и поэтому весьма рано учатся прислушиваться к своим интересам и следовать за шепотом своей души.
Я не знакомлю их с Васнецовым, потому что по моему мнению это то, что им будет интересно на данный момент, это они берут альбом Васнецова, или Хельмута Ньютона, или Брейгеля и рассматривают тот, который на этот определенный момент подходит им больше всего по состянию духа. А я уж потом могу подключиться и предложить помощь в развитии интереса. Проверено не раз - то, что им не по силам, смотреть они не будут.
Мне не жаль, что на страницах альбома появятся отпечатки маленьких пальчкиков (хотя рисовать в альбоме или рвать его я, конечно, не дам), зато ребенок, листая его страницы, может увидеть и узнать то, что мне, с моим взрослым фактуальным мышлением, даже и в голову не придет.
Мне кажется, что книги надо читать, музыку слушать, из тканей шить, камерой фотографировать, поэтому всем этим мы позволяем заниматься и детям, даже ценой порой подпорченных вещей.
2. Скрупулезно продуманная организация вещей
Когда родилась наша вторая дочка, я быстро поняла, что в беспорядке теряются не только вещи, но и разум. Так начался мой «квест» по организации дома. У каждой вещи есть место - если ей места нет, то у нас такой вещи не место. Уж простите за тавтологию. Игрушки распределены таким образом, что дети видят всё, что у них есть и даже если не могут достать, могут показать пальцем или попросить, то есть всё на виду, но не всё доступно. То же самое касается материалов для творчества. Мелки, фломастеры, карандаши, бумага - всё это младшие находят сами.
Материалы, которые могут привести к разрушительным последствиям (вроде красок и материалов для лепки) - на виду, но в вне досягаемости. Младшие дети знают, где все эти материалы лежат, но самостоятельно их достать не могут.
Игрушки дети убирают сами, у нас их не так уж много, и опять-таки у каждой есть определенное место. Дети понимают созданную систему, поэтому любой, самый ужасный беспорядок изчезает (их совместеными усилиями) не более, чем за полчаса. На полках стоит все, что может стоять (пазлы, коробки с Лего, настольные игры, книги), в пластиковых выдвижных ящиках лежат разные мелочи вразнобой (машинки, музыкальные инструменты, коллекции животных), в большом ведре с ручками хранятся бесформенные вещи нестандартных размеров, в плетеном сундуке спрятаны игрушки, которые находятся в ротации, в деревянном ящике сложены костюмы для игр. Даже самый маленький ребенок может запомнить что где лежит, если всегда класть эти вещи в одно и то же место.
У учебных книг есть своя отдельная полка, поэтому, даже если я занята, любой учебник сын может взять сам. Сложные и дорогие художественные принадлежности хранятся в выдвижных ящиках в кабинете. Их тоже сын может достать сам, младшим они не доступны.
Не скрою, что сначала, для того, чтобы добиться удобной организации, пришлось поработать. Зато теперь мне не приходится нервничать о том, что, если я, например, с клиенткой на родах, сын не сможет найти нужную ему книгу. Так же, я совершенно не переживаю, если к детям пришли друзья. Даже если они особенно знатно повеселятся, я знаю, что мне не только не нужно будет проводить за уборкой половину моего дня, но скорей всего вообще не придется подключаться к этому увлекательному занятию. Ну, а главное, если детям скучно, то они знают точно, где самостоятельно найти себе занятие по душе, что приводит меня к последнему правилу.
3. Не нужно бояться скуки!
В современном мире скука так же не в почете, как и лень. Но на самом деле, скука это один из лучших двигателей творчества и прогресса, поэтому ее проявления я ценю и культивирую. Если детям скучно, я даю им поскучать, и рано или поздно они сами придумывают чем заняться, да так, что мне и не снилось. Иногда скука это реакция тела на перегрузку, и тогда поскучать просто необходимо. А если скука не связана с физиологией, то, если не мешать, из такой скуки часто рождаются особенно оригинальные изобретения или прочитываются самые неожиданные книги.
Когда дети слишком заняты, или слишком полагаются на те занятия, которые придумает для них мама, они постепенно теряют способность занимать себя сами, и начинают ждать, что их развлекут, тем самым превращаясь из новаторов в потребителей.
Если моим детям хочется плевать в потолок, или день-деньской строить из Лего, или неделями читать и больше ничего не делать, плохого в этом я не вижу. Уставшие взрослые смотрят телевизор, потому что их приучили, что нужно всегда что-то делать, а дети плюют в потолок, потому что они еще не привыкли стесняться своего бездействия. Если я всех подыму и организую, возможно, я прерву какую-то гениальную мысль? А если и нет там никакой гениальной мысли, то, может, просто лишу ребенка опыта самостоятельного поиска решения выхода из такого состояния? Кроме этого я не раз замечала, что, например, у сына такие периоды наступают после длительного «творческого запоя.» Скажем, после многомесячного строительства из Лего, у него вдруг наступает момент бездействия, что явно указывает на опустошение.
Во многом это вопрос доверия к внутренней потребности к познанию, и к тому, что эта потребность так или иначе проявится сама, а мы уж будем рядом, чтобы помочь. Поэтому давайте почаще включать в себе «доверялку,» или, если уж совсем невмоготу видеть бездействущее чадо, просто смотреть в другую сторону. А в освободившееся время давайте сами стараться жить интересно, да так заразительно, что, глядишь, и у детей не будет времени на плевки в потолок.
Дана Бар.