Основные мысли из книги Дж. Готтмана "Эмоциональный интеллект ребёнка"
Книги, материалы ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙЧеловек руководствуется эмоциями не просто часто, а еще чаще, чем мы думаем.
Психолог Джон Готтман и его коллеги наблюдали за семьями с четырехлетними детьми вплоть до достижения ими подросткового возраста. Готтман попытался понять, как родители и дети общаются в эмоциональных ситуациях, какие ошибки совершают и каких проблем могли бы избежать. В результате появилась книга «Эмоциональный интеллект ребенка».
Основные тезисы из книги:
Что такое эмоциональный интеллект
Конечная цель воспитания не в том, чтобы вырастить послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хотят для своих детей большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.
Одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты.
Успех и счастье во всех сферах жизни определяются осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют эмоциональным интеллектом. С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять.
Эмоциональное воспитание - это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи. Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными эмоциями, они создают взаимное доверие и привязанность.
Дети ведут себя в соответствии с семейными стандартами, потому что они сердцем чувствуют, что от них ожидается хорошее поведение. Это не означает отсутствие дисциплины. Поскольку между вами существует эмоциональная связь, то они прислушиваются к вашим словам, их интересует ваше мнение и они не хотят вызывать ваше недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает вам мотивировать детей и управлять ими.
Как делать не надо
Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, Готтман выделил три типа:
Отвергающие - это те, кто не придает значения негативным эмоциям детей, игнорирует их или считает пустяком.
Неодобряющие - это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
Невмешивающиеся - они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.
В случае с отвергающими родителями дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные, безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции. То же касается и детей неодобряющих родителей.
Если у детей невмешивающийся родитель, то такие дети не учатся регулировать свои эмоции, у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.
Ирония в том, что родители, которые отвергают или не одобряют эмоции своих детей, обычно делают это из величайшей заботы. В попытках защитить их от эмоциональной боли они избегают или прерывают ситуации, которые могут закончиться слезами или вспышкой гнева. В стремлении воспитать стойких мужчин родители наказывают своих сыновей за проявление страха или печали. Но в конце концов все эти стратегии дают обратный эффект - дети вырастают неподготовленными к жизненным проблемам.
Мы унаследовали традицию сбрасывать со счетов детские чувства просто потому, что дети моложе, менее рациональны, у них мало опыта и меньше власти, чем у окружающих взрослых. Чтобы понять своих детей, нам нужно проявить сочувствие, внимательно их выслушать и быть готовыми посмотреть на вещи с их точки зрения.
Дети составляют мнение о своей личности со слов родителей и, как правило, верят тому, что те говорят. Если же родители унижают детей шуточками, придирками и чрезмерным вмешательством, дети перестают им доверять. Без доверия нет близости, а значит, дети оспаривают советы, и совместное решение проблем становится невозможным.
Не критикуйте черты личности своего ребенка. Вместо: «Ты такой небрежный, вечно у тебя беспорядок», скажите: «Твои вещи разбросаны по всей комнате».
Один из самых быстрых способов помешать эмоциональному воспитанию - сказать ребенку, который расстроен и злится, как бы вы решили его проблему. Дети на таких советах не учатся. Предложить решение до того, как проявлено сочувствие, - это все равно что поставить каркас дома до того, как заложен прочный фундамент.
Трудно построить близкие и доверительные отношения с ребенком, если у вас нет возможности побыть с ним один на один. Я не рекомендую заниматься эмоциональным воспитанием в присутствии других членов семьи, друзей или незнакомых людей, так как вы можете смутить своего ребенка.
Как делать надо:
Применяйте позитивные формы поддерживания дисциплины: больше хвалить, чем критиковать, награждать, а не наказывать, поощрять, а не препятствовать.
Старайтесь понять, какую эмоцию испытывает ребенок, используйте эмоции для сближения и обучения - сочувственно выслушивайте и признавайте чувства ребенка, помогайте ему найти слова для обозначения эмоции, вместе с ребенком изучайте стратегии решения проблемы.
Старайтесь в большей мере осознавать собственные эмоции. Помните, что печаль, гнев и страх, играют важную роль в нашей жизни. Обычно дети учатся справляться со своими чувствами, глядя, как это делают их родители.
Ребенок, который видит, как его родители горячо спорят, а затем улаживают свои разногласия мирным путем, получает ценные уроки по разрешению конфликтов и выдержке в отношениях между любящими людьми.
Ребенок узнает, что когда люди вместе переживают горе, то близость и связь между ними усиливаются.
Когда ребенок переживает сильные эмоции, взаимный обмен простыми наблюдениями работает лучше, чем прощупывание. Вы спросите дочь: «Почему тебе грустно?», но она может ничего об этом не знать. Она еще ребенок, у нее нет за плечами многих лет самоанализа, поэтому и готового ответа у нее нет. Поэтому лучше озвучить то, что вы видите. «Кажется, ты сегодня немного устала» или «Я заметил, что ты нахмурилась, когда я упомянул о концерте» - и ждите ответа.
Обозначение эмоции словами идет рука об руку с сочувствием. Родитель видит своего ребенка в слезах и говорит: «Наверное, тебе очень грустно?» С этого момента ребенок не только чувствует, что его поняли, но у него также есть слово, чтобы описать то сильное чувство, которое он испытывает. По данным исследований, обозначение эмоций обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.
Повысьте самооценку своего ребенка, предоставляя ему выбор и уважая его желания.
Книги помогают детям создать словарный запас для разговора о чувствах и рассказывают о различных способах, при помощи которых люди справляются с гневом, страхом и печалью. Правильно подобранные, соответствующие возрасту книги могут дать родителям повод поговорить о вопросах, традиционно вызывающих затруднения. Хорошо написанные детские книги могут помочь взрослым войти в контакт с эмоциональным миром своих детей.
В процессе воспитания вам будет полезно помнить о следующих принципах Хаима Гинотта:
Допустимы любые чувства, но не любое поведение
Взаимоотношения «родитель - ребенок» - это не демократия; только родитель определяет, какое поведение является допустимым.
Купить книгу