Взлёт 104б, день 15. Расстановка приоритетов
Задания по взлётам
Продолжаем разбираться с целями! :)


В данном примере я использовал самую простую, трехбалльную шкалу. Единица означает, что вариант практически не ценен с точки зрения данного критерия - например, «вырастить сад» не вносит никакого вклада в ваше профессиональное развитие. Двойка - средняя ценность варианта, например, сад ценен с точки зрения семейной жизни, но не критично ценен. Тройка - существенная ценность варианта по критерию: например, директорская должность очень ценна с точки зрения благосостояния.
К сожалению, в наших школах и вузах практически не учат расстановке приоритетов, не учат определять для себя, что - главное, а что - не очень. Есть обязательная программа, из которой, как считается, необходимо усвоить «все». Что из этого «всего» вам нужно, что очень нужно, а что - так себе или вообще не нужно, - об этом обычно никто не задумывается.
В нашей жизни, к счастью или к сожалению, такой «обязательной программы» нет. Хочется многого: и успехов в работе, и счастья в личной жизни, и сходить в ресторан с друзьями, и почитать любимую книгу… Но «все-все-все» - не успеешь, приходится выбирать. Вся наша жизнь - непрерывный выбор. И лучше, если этот выбор будет делаться осознанно, а не «как придется».

И в делах на день, и в делах долгосрочных, и в глобальных целях важно расставлять приоритеты. Все дела не могут быть одинаково важными, а из долгосрочных в первую очередь нужно делать не что попроще, а что приоритетнее :)
Определив ценности и ключевые области, можно определить и критерии, по которым оценивать важность дел или оценивать различные варианты решения одного вопроса.
Метод многокритериальной оценки заключается в следующем:
1. Определить критерии оценки вариантов.
2. Взвесить критерии, определить их сравнительную важность. Для наглядности рекомендую выбирать веса так, чтобы их сумма была равна единице.
3. Оценить варианты по каждому критерию. Для оценки рекомендую применять трех-балльную шкалу, максимум - пятибалльную.
4. Подсчитать взвешенные оценки вариантов, выбрать оптимальный. Если полученные оценки существенно расходятся с вашей интуицией, необходимо пересмотреть веса критериев и оценки вариантов по критериям. Возможно, какой-то критерий был упущен.
Например выбор курсов английского может выглядеть так:

Тут отдельное уточнение: в этой табличке 3 критерия и 3 варианта, соответственно 9 значений, которые нужно одновременно держать в голове. Как я уже говорила - это максимум. То есть сравнить больше трёх вариантов или три варианта по большему числу критериев в уме не выйдет, что-нибудь да упустите. Так что всё на бумагу! :)
Точно так же оцениваются и все остальные цели, но критериями выступают ваши ценности.
В данном примере я использовал самую простую, трехбалльную шкалу. Единица означает, что вариант практически не ценен с точки зрения данного критерия - например, «вырастить сад» не вносит никакого вклада в ваше профессиональное развитие. Двойка - средняя ценность варианта, например, сад ценен с точки зрения семейной жизни, но не критично ценен. Тройка - существенная ценность варианта по критерию: например, директорская должность очень ценна с точки зрения благосостояния.После расстановки приоритетов делаем следующее:
В соответствии с расставленными приоритетами определяем цели, которыми нужно заняться в первую очередь. И заниматься надо не тем что проще, а тем, что нужнее :)
Смотрим в планы дня, хронометражи и оцениваем, на какие цели сколько времени тратится (если уже начата работа над ними). Бывает, что расходы времени не соответствуют приоритетам, и основное время тратится на всякую незначительную фигню.
Ну и напоследок довольно баянистая притча, но мало ли - вдруг кто не читал? :)
В жизни есть огромное количество ситуаций, вещей, или людей, которые нас не устраивают и уже давно. Например:
- Отношения, которые давно в тягость.
- Работа, которая давно надоела.
- Бизнес, который приносит одни убытки.
Но по неизвестным причинам мы цепляемся за борт тонущего корабля в надежде, что он может быть, поплывет когда-нибудь, тратя на это оставшиеся нервы, время, деньги.
Разумеется, если принимать во внимание установки - «терпенье и труд, все перетрут», необходимо проявлять упорство и не сдаваться. И в этом случае должен быть индикатор-показатель - точные сроки исполнения целей.
Но если его нет, тогда уясни древнюю индейскую пословицу:
Лошадь сдохла - слезь!
Казалось бы все ясно, но……
Мы уговариваем себя, что есть еще надежда.
Мы бьем лошадь сильнее.
Мы говорим «Мы всегда так скакали».
Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей.
Мы объясняем что наша дохлая лошадь гораздо «лучше, быстрее и дешевле».
Мы организовываем сравнение различных дохлых лошадей.
Мы сидим возле лошади и уговариваем ее не быть дохлой.
Мы покупаем средства, которые помогают скакать быстрее на дохлых лошадях.
Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей.
Мы посещаем другие места чтобы посмотреть, как там скачут на дохлых лошадях.
Мы собираем коллег, чтобы дохлую лошадь проанализировать
Мы стаскиваем дохлых лошадей, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее.
Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.
Если лошадь сдохла - слезь!
Ну и задания:
1. Расставьте приоритеты у своих целей
2. Проанализируйте, правильно ли вы распределяете время и что стоит делать в первую очередь
3. Осмотритесь и посмотрите - нет ли у вас дохлых лошадей?
4. Составьте план на завтра! :)
Evgenika
извиняюсь, за поздний отчет. Но неправильное колесо жизни (здоровье ниже карьеры, финансов, самообразования и детей) привело к прямым последствиям - я заболела. Может это и совпадениие, но заставило задуматься и правильно, надеюсь, расставить приоритеты:
1. Мое здоровье - создание привычек "зарядка" и "15 мин спорта ежедневно", составить меню приближенное к ПП
2. Дети и Муж. Что, как и когда делать с детьми представляю. А вот как быть с мужем пока не знаю, наедине мы редко остаемся
3. Саморазвитие, карьера.
4. Дом
Время распределено неправильно, а конкретно, с точностью наоборот.
Лошадей дохлых вроде не имею, но расхламить дом, чтоб меньше убираться точно надо
05.12.2016
Ответить
Ксения
Наверно у меня нет таких целей.
Мои цели на данный момент:
1. Изучение английского
2. изучение техники быстрого чтения
Пока что главная моя цель это забота о ребенке т.к. этот ребенок очень маленький.
04.12.2016
Ответить
Anettee
Привет! я наконец прогнала четверть своих целей через этот метод расчета приоритетов - ура ура наконец то до меня дошло как это все делается - как оказалось не очень сложно - приоритеты выстроились в следующем порядке - здоровье всех членов семьи, семья и личностное развитие мое - впереди просчет по оставшимся целям - но общий вектор понятен куда бросать основные силы и финансы. с дохлыми лошадьми распрощалась в задании предыдущего дня - двигаюсь дальше! Спасибо!
04.12.2016
Ответить
zavrik
Приоритеты-дети,вся деятельность крутится из-за них и вокруг них,хобби,самообразование.
Дохлая лошадь-это моя стройка и летняя работа(моё мини-кафе),строящийся дом привязал меня к кафе.Там я зарабатываю на стройку.Получается кабала.Хоть деньги хорошие,но морально и физически очень тяжело((
03.12.2016
Ответить
Танюшка
Я что-то долго обдумывала это задание. Уже и схемы рисовала по примеру курсов английского. У меня в приоритете семья, сначала ребенок, потом муж. И ребенок занимает очень много времени. Мужу достается меньше времени. А на себя, включая работу, саморазвитие вообще мизер. Дом вообще только в процессе параллельно приводится в порядок, как оказался он не в приоритете. Дохлых лошадей нет, но я как-то все-равно не могу собраться.
03.12.2016
Ответить
Инна Дизайнер Частного дома
Я тоже подвисла с заданиями - все читала, обдумывала. Нарисовала свой круг жизни и села расставлять приоритеты... Печальный сюрприз - оказалось, что порядок в доме перетягивает очень много на себя времени и сил, тогда как в приоритетах он таки оказался на последнем месте((
Полезное оказалось задание. Буду вписывать в список дел сначала приоритетные занятия...
А получилось как-то так
1 - Здоровье мое и семьи. Тут первые задачи - определиться с прививками ребенку и самой попасть к врачу. Потом уже составить хотя бы какое-то меню, чтобы было и разнообразно, быстро и вкусно) Ну и минимальные занятия спортом.
2. Развитие ребенка - найти бассейн для маленьких, записаться, а так же развивающие игры, мультики на английском.
3. Семья и отношения с мужем. Тут все как у многих - с появлением ребенка мало времени уделяем друг другу. Надо исправлять.
4. Совершенствоваться в профессии - книги и треннинги. С 5 декабря начну проходить треннинг для дизайнеров.
5. Порядок в доме - ремонт и поддержание чистоты.
6. Развитие себя. Книги, хобби.
02.12.2016
Ответить
Nikki
Про меню потом тема будет :)
а в остальном - главное узнать про этот перекос. Это уже половина дела :)
02.12.2016
Ответить
Ольга
Я подвисла над этим заданием на 3 дня. Недоумение вызвало то, что мне надо расставить приоритеты между чисткой ушек сынуле и жаркой картошки мужу. А ведь этот марафон мне был просто необходим для работы 2 года назад. Умение грамотно определять приоритетность задач, текущих и долгострочных, необходимых для своевременной отчетности и для поддержания текущего производственного процесса. Раньше я это делала интуитивно, и как сейчас поняла, зачастую неверно. Именно эти шаги по планированию и требовал от нас делать генеральный директор. Но все откровенно халтурили и тонули в текущей работе.
А Я ТАКАЯ ВСЯ) выйду из декрета, и уже выдрессированная.
В общем я заново переписываю цели на более обдуманные и заново перечитываю все посты, с оглядкой на то, что это не просто взлет для мамочки в декрете, а тренировка перед выходом на работу из декрета более взрослого и серьезного сотрудника.
Все. Приоритеты расставила, цели сократила и конкретизировала. Сложно и интересно!
01.12.2016
Ответить
Nikki
Да, на работе расставление приоритетов просто необходимо :) а в жизни - зависит от человека, дома тоже ведь можно утонуть в рутине и ничего не делать толкового...
01.12.2016
Ответить
Наталия
Расставила приоритеты в соответствии с кругом жизни:
1. Здоровье - потому что без него никак.
2. Семья и отношения в семье
3. Дальше у меня примерно на одном месте духовность и саморазвитие
4. Отдых - хотелось бы организовывать более качественный отдых.
5. Хобби отнесла в отдых, хотя они с самореализацией тоже практически на одном уровне.
6. Самореализация - ищу себя. Чего-то хочется, а чего не знаю. Поняла, что в последнее время не ставлю себе практически никаких задач. Вот взяла ради нового опыта, организовала в нашем районе закупку пельменей от производителя (на свою голову, так это все хлопотно, надеюсь на качественный товар и благополучный исход) Людей собрала, партию собрала, деньги всем рассчитала, заказ отправила - теперь дело за производителем )
А вообще я приоритеты в голове вроде не плохо расставляю, но на деле.... мне всегда хочется полениться, отложить важное, сделать что побыстрей и попроще... Очень сложно себя организовать и мотивировать....
1. Здоровье - потому что без него никак.
2. Семья и отношения в семье
3. Дальше у меня примерно на одном месте духовность и саморазвитие
4. Отдых - хотелось бы организовывать более качественный отдых.
5. Хобби отнесла в отдых, хотя они с самореализацией тоже практически на одном уровне.
6. Самореализация - ищу себя. Чего-то хочется, а чего не знаю. Поняла, что в последнее время не ставлю себе практически никаких задач. Вот взяла ради нового опыта, организовала в нашем районе закупку пельменей от производителя (на свою голову, так это все хлопотно, надеюсь на качественный товар и благополучный исход) Людей собрала, партию собрала, деньги всем рассчитала, заказ отправила - теперь дело за производителем )
А вообще я приоритеты в голове вроде не плохо расставляю, но на деле.... мне всегда хочется полениться, отложить важное, сделать что побыстрей и попроще... Очень сложно себя организовать и мотивировать....
30.11.2016
Ответить
Nikki
Если целей мало, то оценить и в голове можно. А вот если много параметров и вариантов - только бумага :)
30.11.2016
Ответить
Светлана
Очень понравилось задание. Никогда раньше так не делала, всегда расставляла приоритеты интуитивно. А оказалось не настолько все лежит на поверхности. В итоге выделились 2 цели, которые и так были первыми и еще 2, которые я думала отодвинуть за счет других. Но теперь займусь вплотную ими.
Дохлых лошадей вроде нет. План на завтра составлен.
30.11.2016
Ответить
Nikki
Хорошо :) да, если расставлять интуитивно, то можно что-то не учесть и ошибиться :)
30.11.2016
Ответить
Екатерина
Почитала комментарии, все так быстро приоритеты расставили. А мне если с табличкой да с критериями - зависну на дня 3 точно. Учитывая, что у меня час времени всего свободного в день.
Пока начну делать, но сразу несколько вопросов:
1. Срочные цели имеют какой-то дополнительный балл или просто автоматом в приоритете? Например, подготовка к НГ? Даже если она мне не настолько важна, как здоровье, то я же все равно должна ею заниматься именно ДО нового года?
2. Если у меня в хронометраже есть время (грубо) рабочее, домашнее, с ребенком и т.д., то именно в это время я должна включить свои цели по каждой из сфер? Или на них нужно выделять время отдельно (т.е. то время, которое сейчас стало временем на отдых?)
3. Цели нужно анализировать сразу все? У меня их просто таки ооочень много...
Насчет дохлой лошади есть у меня пара подозрений )) Но я не готова с ней расставаться. Я "сижу возле лошади и уговариваю ее не быть дохлой"
30.11.2016
Ответить
Nikki
приоритеты расставили те, кто этим и раньше занимался или те, кто имеет полторы цели :)
1. Срочность влияет на то, когда дело должно попасть в список среднесрочных дел. То есть сейчас различные кусочки подготовки к нг должны мелькать в планах и висеть в среднесрочном списке, а здоровье - оцениваться по всем критериям. Что-то можно вполне сочетать с остальным, что-то можно задвинуть на следующий год и не пострадать от этого, а из-за чего-то нужно бросать всё и бежать. У меня вот кариес есть, который я отвезу к врачу аж в апреле )))
2. Для того и организовывался день, чтобы разгрести всё и найти время на то, на что его не хватало :) отдых всё равно остаётся, но помимо него можно ещё что-нибудь нужное воткнуть. А в остальном - не дели время, а составляй план.
3. Нет конечно :) постепенно :) составь табличку с критериями, и по несколько штучек прогоняй. Вот после составления плана дня можно же оценки расставить, посчитать сумму и рядом с целью записать :) все сразу сделать всё равно не выйдет :)
30.11.2016
Ответить
Екатерина
Я свой кариес прячу даже от себя. Вдруг сам пройдет?
По срочности сегодня прочитала уже в 16м дне. Буду планировать.
А отдых да, можно поделить на части и понемножку еще цели выполнять какие-то.
Но вот тут как раз УЙМА работы. Надолго мне хватит. Тем более, с моими хромающими приоритетами (буду все таки писать мемуарник, чтобы разобраться).
По срочности сегодня прочитала уже в 16м дне. Буду планировать.
А отдых да, можно поделить на части и понемножку еще цели выполнять какие-то.
Но вот тут как раз УЙМА работы. Надолго мне хватит. Тем более, с моими хромающими приоритетами (буду все таки писать мемуарник, чтобы разобраться).
30.11.2016
Ответить
Nikki
сам не пройдёт! :)
про деление на части будет завтра :)
а про мемуарник - надо. и дневник успеха надо. можно не 5 достижений писать, а например главное событие и два достижения :)
30.11.2016
Ответить
Екатерина
Я уже три дня над главным событием думаю и получается все время с семьей связано )) Вроде много прикольного происходит, а главное то, что с ребенком сегодня полчаса перед сном в Лего играла ))) Даже не думала, что такой будет результат.
А дневник успеха для повышения мотивации?
30.11.2016
Ответить
Nikki
Для мотивации и уверенности в себе. Чтобы и начинать делать не бояться, и доделывать начатое :)
30.11.2016
Ответить
Екатерина
Начала делать сегодня. Так интересно )) Прямо очередь из дел вырисовывается, что и за чем нужно делать.
Подскажи, я правильно поняла? Все свои сферы жизни на колесе (у меня 8) я расставляю по их важности для меня. Дальше каждой присваиваю коэффициент такого размера, чтобы и важность соблюдать, и чтобы единица в сумме вышла. А потом по 3х-балльной шкале оцениваю влияние каждой цели на сферу и умножаю это влияние на коэффициент. По сумме определяю общую важность цели. Все верно?
01.12.2016
Ответить
Nikki
Да, примерно так. И по результатам можно смотреть - если кажется, что рейтинг неправильный, то или критерия какого-то не хватает, или вес неправильно распределен.
И про вес - можно не 1 в сумме, а 10. Тогда разрыв в результатах будет больше, это нагляднее :)
01.12.2016
Ответить
Екатерина
Попробую 10. А то и правда очень близко все друг к другу. Пока вроде бы все совпадает по моим ощущениям и по результатам. Но я буквально 5 или 6 целей проверила
01.12.2016
Ответить
Екатерина
Кстати, а не будет такого в итоге, что цель из менее приоритетной сферы будет постоянно задвигаться на задний план другими, более высокоприоритетными? Или так и должно быть?
01.12.2016
Ответить
Nikki
Если много целей ноздря в ноздрю - можно увеличить сумму веса. Явно приоритетные разобрали - обратно до 1 скидываем и другие цели вполне себе выбираются вперёд :)
01.12.2016
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
