Неделя8/День2: Потери и отношение к ним
Задания по взлётамВсем привет! Девочки,отредактировала вчерашний пост, если кто не видел. Была ошибочная нумерация.

Сегодня у нас теоритическая часть) Будем говорить о потерях.
Все мы время от времени переживаем потери: надежды, престижа, денег, веры в себя. А вот творческие потери очень редко осознаются, но становятся творческими шрамами, которые тормозят развитие. Нам кажется, что делиться ими с кем-либо болезненно, глупо, унизительно. Мы не даем им зажить и тем самым превращаем в очаги боли.
Незаслуженно холодный прием хорошего произведения, невозможность перейти к другому жанру, инструменту или роли из-за того, что от нас ожидают окружающие, - все это творческие потери, которые необходимо оплакивать. Никакой пользы не принесут слова вроде: «Эх, такое может случиться с кем угодно» или «Кого я пытался одурачить?». Непережитое разочарование становится барьером, отделяющим нас от наших стремлений.
Пожалуй, больше всего вреда приносят такие их формы, которые как-либо связаны с критикой. Ваш внутренний художник, как внутренний ребёнок, редко обижается на правду. Ещё раз повторю, что большая часть конструктивной критики только помогает художнику вздохнуть свободно. Мы похожи на детей, но все же не глупы. «Ага!» - часто восклицаем мы, услышав уместную и точную критику. Художник думает: «Да! Я вижу! Конечно! Я могу это подправить!».
Критика, которая приносит художнику вред, - высказана она с добрыми намерениями или нет - лишена спасительного зерна истины, при этом в ней есть некое укоризненное порицание или непререкаемое и неконкретное осуждение, которое невозможно рационально опровергнуть.
Учителя, редакторы, наставники часто бывают для молодых художников авторитетными фигурами или чем-то вроде родителей. Неотъемлемое условие такой связи ученика и учителя - доверие. Когда оно разрушается, эффект так же силен, как при родительском насилии. Речь в обоих случаях идет об эмоциональном инцесте. Полный доверия ученик слышит от недобросовестного учителя, что его работа плохая, что он не подает никаких надежд, что ныне мэтр видит пределы истинному таланту ученика, а ранее ошибался или сомневается в том, что талант присутствует. Такая критика - очень субъективная и очень расплывчатая - похожа на скрытое сексуальное домогательство, оставляющее смутную тяжесть в душе. Ученик чувствует себя пристыженным, оттого что он плохой художник или, что ещё хуже, глупец, потому что решил испытать свои способности.

В то же время сами преподаватели зачастую пребывают в душевном разладе. Мастера интеллектуальных рассуждений, они отдалены тем самым от собственных творческих устремлений настолько, что часто успехи подопечных расстраивают их.
Бывает, что пытаясь реализовать собственные безудержные устремления через жизнь своих студентов, преподаватель то чересчур контролирует их лучшие начинания, то недооценивает их, оправдывая таким образом то, что сам остается «вне игры».
В университетах, где все зиждется на искусстве критиковать - разбирать на части произведения, искусство созидать, искусство творческой сборки вынуждено довольствоваться очень скудной поддержкой. Проще говоря, большинство ученых мужей знают, как ломать, а не строить.
Даже когда работу студентов пристально рассматривают, её редко по-настоящему ценят. Хуже того. Какими бы блестящими достижениями она ни отличалась, замеченными оказывались исключительно недостатки, о поощрении просто забывалось.
Недостаток смелости - а она иссякает из-за жестокой критики или систематического пренебрежения - может искалечить художников куда более талантливых, чем те, кто широко признан. Чтобы возродить надежду и отважиться дерзать, нам просто необходимо осознавать и оплакивать шрамы, которые не дают нам развиваться творчески. Этот процесс может показаться кропотливым и малозначительным, но все-таки без него не обойтись. Так же как подросток должен добиться независимости от чересчур властолюбивых родителей, художник должен освободиться от зловредных наставников.

Когда Тед закончил свой первый роман, он смело отправил его литературному агенту. Даже вложил чек на сто долларов, чтобы оплатить время и усилия, потраченные на чтение. Ответ оказался торопливым, бесполезным, безответственным и туманным: «Роман наполовину хорош, наполовину никуда не годен. Хуже и быть не может. Не могу сказать, как его исправить. Предлагаю просто выбросить».
Когда я познакомилась с Тедом, он уже семь лет ничего не писал. Как и многим новичкам, ему даже не пришло в голову заручиться другим мнением. С большим трудом он решился на то, чтобы дать мне почитать свой роман. Тед был моим другом, и мне было больно, оттого что с его произведением так обошлись. Оно меня очень впечатлило - настолько, что Тед стал моим первым учеником, который вышел из творческого тупика.
«Пожалуйста, попробуй снова начать писать. У тебя получится. Я уверена, ты сможешь», - взялась я за дело. Тед был не против рискнуть и сделать ещё попытку. Прошло уже двенадцать лет с тех пор, как он начал работать с утренними страницами. За это время он написал три романа и два сценария. У него энергичный литературный агент и крепнущая день ото дня репутация.
Чтобы добиться того, чего он добился, Теду пришлось заново прочувствовать и оплакать раны, нанесенные ему в начале творческого пути. Пришлось смириться с потерянными годами - последствием этих ран. Страница за страницей, день за днем он набирался сил.
Осознание творческих травм будет не полным без учета тех, которые мы причинили себе сами. Часто художникам открываются возможности, от которых они уклоняются, потому что боятся, не верят в себя или просто строят другие планы.
Грейс предлагают стипендию, чтобы она изучала искусство в другом городе, а она отказывается, потому что не хочет бросать Джерри, своего парня.
Джеку предлагают работу по специальности, о которой он мог только мечтать, правда, далеко от дома. Работа замечательная, но он отвергает предложение, потому что все его друзья и семья живут там же, где и он.
О таких упущенных шансах мы с горечью будем вспоминать ещё многие годы. Об этом мы ещё поговорим позже, а пока надо просто расценить их как потери. Это уже начало исцеления.
Мне кажется, в нашем менталитете еще есть другая проблема. Неумение принять похвалу. Т.е. с одной стороны жажда ее получить, а с другой, получая - мы ее отвергаем.
ой, творец, я творец....
Буду писать рассказы из задания, "что мне нельзя" ))) Посмотрю что получится.
А если для себя, то тем более продолжай! Уже половина пути осилена! Сдаться просто нереально! Пусть по шажочку, но только вперед! Дай себе время восстановиться и иди дальше.
. Если я не права, пусть ведущая меня поправит.
. Если я не права, пусть ведущая меня поправит.
Хотя смутно себя представляю за этим занятие
