Лес без неправильных елочек
Что такое АО?Первые альтернативные школы как явление возникли примерно 100 – 120 лет назад. Люди пытались выстроить учебные заведения, которые отличались бы от существующей традиции. Для них были важны активная роль ученика в учебном процессе, ориентация на интересы и личный опыт учащихся; участие в управлении школой и учеников, и учителей; практическая направленность учебной деятельности.
Важно, что эти школы, появившиеся в конце XIX века, начали создавать собственные объединения. Выросло целое международное движение. Тогда точно так же, как мы сейчас, педагоги пытались понять: кто же мы такие? что такое альтернативное образование, альтернативная школа?.. Один из активных деятелей того времени Адольф Ферьер, объездив весь мир, составил тридцать признаков альтернативной школы. Вполне исчерпывающие, признаки описывали состояние школ, и по ним определялось, альтернативна школа или нет. Вот некоторые из них.
- Новая школа – это лаборатория практической педагогики, то есть эти школы изначально были экспериментальными.
- Чтобы дети находились ближе к природе, школа располагается в деревне.
- Принципиально важным считалось совместное обучение и воспитание обоих полов, что для того времени считалось инновацией.
- Новая школа организует для всех учеников ручной труд.
- В школе активно используется физическое воспитание; организуются пешие и велосипедные экскурсии, туристические походы.
- Преподавание основано на фактах и опыте.
- Учителю важны личность и самостоятельность ребенка.
- Индивидуальная работа воспитанника состоит в добывании всевозможного фактического материала. Коллективная работа – в обмене им друг с другом.
- В течение одного дня дети занимаются не многими предметами, а только одним или двумя.
- Каждый месяц погружаются лишь в изучение нескольких предметов.
- Школы в управление вводят систему республик.
- Различного рода общественные обязанности дают возможность проявиться принципу взаимопомощи.
Пытаясь лучше понять альтернативное образование, я предлагаю дать определение образованию «неальтернативному». Наши предшественники довольно подробно зафиксировали, что им не нравилось в существующей тогда, сто с лишним лет назад, школе, от чего бы они хотели отказаться. Например, грехи традиционной школы описывались так:
- Школа не считается с психологическими особенностями ребенка.
- Школа подавляет способность ребенка к движению.
- Школа заставляет ребенка больше слушать, чем смотреть и действовать.
- Школа заставляет ребенка работать по материалам, совершенно для него безразличным.
- Ребенок не понимает смысла исполняемых в школе занятий.
- Программа воплощает только те области знания, которые могут быть изучены при помощи словесных методов.
И так далее…
От этих позиций отказываются наши европейские коллеги. А вот мнение российских коллег. Павел Блонский, активный деятель перестройки образования 20-х годов прошлого века, выделял ряд негативных признаков, присущих современной ему школе. Она:
- стремится внушить своим ученикам догматические истины, но воспитание посредством внушения, даже в самом лучшем случае, создает автомат, повторяющий чужую волю, чужую мысль;
- школьная работа состоит из заученных изолированных учебных предметов;
- базируется на книге и памяти ребенка, но не идет дальше пассивной наглядности восприятия ребенка;
- изучает язык, оторванный от реального мира;
- изучает математику как отдельный предмет, что и трудно, и не достигает цели;
- слишком мало говорит человеку о человеке;
- сообщает детям истины, их сознанию недоступные и потому усваиваемые только на веру;
- позволяет царствовать вопросно-ответной форме обучения;
- превращает экзамены в испытание знания учебной книги, а не чувства самого себя, как в новой школе.
В те годы истинным лидером перестройки образования была Надежда Константиновна Крупская (несмотря на мифы, которые позднее о ней создали). По ее мнению, «современная школа стала синонимом книжной школы, школы учебы, в которой ученики смирно сидят на партах и слушают, что говорит на кафедре учитель. Школа, где ничего не преподается, кроме книжных знаний, имеющих очень слабое отношение к живой действительности, где индивидуальность учеников всячески подавляется. И путем строго внешних дисциплин они превращаются в какие-то машины для восприятия бесконечного числа сообщаемых им сведений».
На наш взгляд, альтернативное образование принципиально связывает решение большинства педагогических проблем с изменением этих признаков.
Важно, что эти школы, появившиеся в конце XIX века, начали создавать собственные объединения. Выросло целое международное движение. Тогда точно так же, как мы сейчас, педагоги пытались понять: кто же мы такие? что такое альтернативное образование, альтернативная школа?.. Один из активных деятелей того времени Адольф Ферьер, объездив весь мир, составил тридцать признаков альтернативной школы. Вполне исчерпывающие, признаки описывали состояние школ, и по ним определялось, альтернативна школа или нет. Вот некоторые из них.
- Новая школа – это лаборатория практической педагогики, то есть эти школы изначально были экспериментальными.
- Чтобы дети находились ближе к природе, школа располагается в деревне.
- Принципиально важным считалось совместное обучение и воспитание обоих полов, что для того времени считалось инновацией.
- Новая школа организует для всех учеников ручной труд.
- В школе активно используется физическое воспитание; организуются пешие и велосипедные экскурсии, туристические походы.
- Преподавание основано на фактах и опыте.
- Учителю важны личность и самостоятельность ребенка.
- Индивидуальная работа воспитанника состоит в добывании всевозможного фактического материала. Коллективная работа – в обмене им друг с другом.
- В течение одного дня дети занимаются не многими предметами, а только одним или двумя.
- Каждый месяц погружаются лишь в изучение нескольких предметов.
- Школы в управление вводят систему республик.
- Различного рода общественные обязанности дают возможность проявиться принципу взаимопомощи.
Пытаясь лучше понять альтернативное образование, я предлагаю дать определение образованию «неальтернативному». Наши предшественники довольно подробно зафиксировали, что им не нравилось в существующей тогда, сто с лишним лет назад, школе, от чего бы они хотели отказаться. Например, грехи традиционной школы описывались так:
- Школа не считается с психологическими особенностями ребенка.
- Школа подавляет способность ребенка к движению.
- Школа заставляет ребенка больше слушать, чем смотреть и действовать.
- Школа заставляет ребенка работать по материалам, совершенно для него безразличным.
- Ребенок не понимает смысла исполняемых в школе занятий.
- Программа воплощает только те области знания, которые могут быть изучены при помощи словесных методов.
И так далее…
От этих позиций отказываются наши европейские коллеги. А вот мнение российских коллег. Павел Блонский, активный деятель перестройки образования 20-х годов прошлого века, выделял ряд негативных признаков, присущих современной ему школе. Она:
- стремится внушить своим ученикам догматические истины, но воспитание посредством внушения, даже в самом лучшем случае, создает автомат, повторяющий чужую волю, чужую мысль;
- школьная работа состоит из заученных изолированных учебных предметов;
- базируется на книге и памяти ребенка, но не идет дальше пассивной наглядности восприятия ребенка;
- изучает язык, оторванный от реального мира;
- изучает математику как отдельный предмет, что и трудно, и не достигает цели;
- слишком мало говорит человеку о человеке;
- сообщает детям истины, их сознанию недоступные и потому усваиваемые только на веру;
- позволяет царствовать вопросно-ответной форме обучения;
- превращает экзамены в испытание знания учебной книги, а не чувства самого себя, как в новой школе.
В те годы истинным лидером перестройки образования была Надежда Константиновна Крупская (несмотря на мифы, которые позднее о ней создали). По ее мнению, «современная школа стала синонимом книжной школы, школы учебы, в которой ученики смирно сидят на партах и слушают, что говорит на кафедре учитель. Школа, где ничего не преподается, кроме книжных знаний, имеющих очень слабое отношение к живой действительности, где индивидуальность учеников всячески подавляется. И путем строго внешних дисциплин они превращаются в какие-то машины для восприятия бесконечного числа сообщаемых им сведений».
На наш взгляд, альтернативное образование принципиально связывает решение большинства педагогических проблем с изменением этих признаков.
Gekta
Есть ли в России подобные заведения?? Я бы с радостью присоединилась, а то пока я вижу выход только в домашнем образовании.
16.10.2011
Ответить
florchik
немного, но есть. например, проект "парк-школа". насколько поняла у них на подобие саммерхилла дело обставлено. потом выложу подробные статьи об этих русских школах.
16.10.2011
Ответить
Gekta
Буду ждать статей. Идея саммерхила мне самой очень близка. Хотя в наших реалиях даже на ДО полностью ничего не добьешься. Все равно экзамены придется сдавать.
16.10.2011
Ответить