Как развить у ребенка математические способности
Семейные школыНесколько замечаний о том, как правильно заниматься с детьми дошкольного и младшего школьного возраста математикой:
1. Обязательно формируйте у ребенка количественное представление. Даже большие числа они должны "увидеть и прощупать". Например, сделайте Монтессори материал из бусин (единицы, десятки, сотни, тысячи), или распечатайте картинки где 100 машинок или тех же бусин. Первое представление о числах и первый счет должны происходить непосредственно с таким наглядным материалом. Давайте детям его почаще, задавайте примеры, задачки, которые они самостоятельно смогут решить - ведь под рукой все есть. Например, спросите, что будет больше два десятка или одна сотня? Глядя на свой материал и имея количественное представление, ребенок легко сам ответит на этот вопрос.
2. Не учите детей считать столбиком. Да, страшные слова. А как ещё учить? Опять же - количественно. Пусть рисует, например, длинные палочки (десяток, в нем 10 горошин), горошина - это единица. Если единиц не хватает, "размениваем" десяток - зачеркиваем длинную палку и рисуем 10 горошин вместо нее... И т.д. Опять же в идеале для этого использовать материал Монтессори, но и рисовать будет неплохо. Только после того, как ребенок отлично поймет весь процесс сложения и вычитания (что один десяток намного больше, чем единица, а когда "занимаешь" десяток получаешь 10 единиц) тогда можно переходить к столбику. Иначе велика вероятность заработать полное непонимание, что это там в столбике происходит. На моей практике чуть ли не каждый второй 11-ти классник(!) делает ошибку в примере 1002-89 и т.п. Когда занимает из тысячи, а использует только 10 единиц.
3. То же самое касается умножения и деления. Пока ребенок не научился умножать и делить самостоятельно, не учите с ним никаких таблиц. Как ему научиться самостоятельно умножать? Очень просто: объяснить смысл умножения (умножением мы заменяем многократное сложение одинаковых чисел. Например: чтобы сложить число 5 три раза, то есть 5+5+5 можно просто умножить 5*3). Затем задать несколько примеров со счетным материалом. 4×6: взять по 4 палочки 6 раз и сложить. Так же и деление. 24÷8: взять 24 палочки и разложить на восемь кучек. Получим 3 палочки в кучке. Только после полного понимания что к чему можно переходить на заучивание.
4. Обязательно используйте задачки везде, где только можно. Любой счёт можно тренировать с помощью задач. Это и гораздо интереснее для ребенка и развивает логику. Например, что больше: 2 десятка или одна сотня можно спросить так: "Черепахе три сотни лет, а дяде 4 десятка. Кто старше?"
В следующий раз поговорим о дробях:)
Ваша Семейная мама