Соревноваться!!!! Или дома поваляться?...
Семейные школыСоревнования - один из спорных моментов обучения и воспитания, но тем не менее неотъемлемая их часть. Возможно, есть минусы в соревнованиях, особенно если детей неправильно мотивировать, настраивать, если использовать неправедные методы для победы...
Но если попытаться сделать все правильно, то любое соревнование принесет гораздо больше пользы, чем вреда
Во-первых, соревнования нужно устраивать как можно реже. Чтобы они не воспринимались как обыденность и несли в себе ощущение чего-то нового, какого-то праздничного настроения. В таком случае любое соревнование будет восприниматься ребенком с радостью, ведь дети любят новизну, разбавляющую серые будни.
Во-вторых, к соревнованиям необходимо готовиться и готовить ребенка. На занятиях обязательно прорабатывать те темы, которые будут на соревнованиях (будь то спорт или олимпиада по математике), каждый ребенок - участник соревнования должен "быть в курсе" происходящего и иметь возможность одержать победу.
В-третьих, это относится к "школьным олимпиадам" желательно убрать понятие скорости. У детей должна быть возможность поразмыслить в покое, а не в страхе опоздать. Не говоря уже о том моменте, что у ребенка могут просто опуститься руки, когда он поймёт, что не успевает за другими. До конца соревнования каждый должен иметь надежду на победу, только так он будет правильно мотивирован на размышление и решение задач. Также этот момент сведёт до минимума желание "напакостить" другому (ведь желание навредить возникает от собственной беспомощности, когда ребенок понимает, что проигрывает). Когда до конца олимпиады у всех равные шансы, тогда и работа идёт с энтузиазмом.
В-четвёртых, как уже затронула в третьем пункте, до самого конца не озвучивайте результаты промежуточных туров (если они есть). По той же самой причине потери энтузиазма для одних и расхолаживания других (которые будут считать победу уже достигнутой).
В-пятых, настройте каждого ребенка на победу и только на нее. Не под угрозой двойки или наказания:))). Конечно, нет. Но зарядите его энергией победителя. Ведь так и решается легче, и желание больше. Конечно, все хороши, но пусть эту проблему возьмут на себя организаторы соревнований (сделают поощрительные призы, грамоты...). Задача родителей - показать, что они верят в успех ребенка. Если же первое место после всех усилий не досталось - похвалите за труды и волю к победе. Предложите в следующий раз больше готовиться и стараться, стремиться к новой высоте. Пусть даже ребенок немного расстроится. Это полезно для покорения новых рубежей. Главное, скажите, что вы его все равно любите, и будете помогать ему во всем, что вы верите, что в следующий раз он сможет выиграть. Научите правильно реагировать на неудачу: не равнодушие, а способность погрустить, не обвинить других, а "подопнуть" себя:), порадоваться за другого.
Вероятно, этот список можно продолжать и продолжать, но мне бы хотелось остановиться на этих моментах.
Сегодня у нас прошла первая в нашем первом классе олимпиада по ментальной арифметике. Конечно, мы столкнулись с кое-какими сложностями, но в итоге все преодолели и дошли до конца. Поздравили победителя и порадовались поощрительным призам.
Думаю, дети тоже довольны результатом. Ведь так, как сегодня они ещё никогда не трудились.