Про разновозрастное образование
образованиеЭто та , Полин, что я обещалась выложить. Не лишняя она в этой темке.
Разновозрастное образование – это когда дети разного возраста учатся в одной образовательной (развивающей) среде.
Эта самая среда может быть и просто окружающей средой (городской или деревенской). А может и специально приспосабливаться именно для образовательных целей. И даже больше – может приспосабливаться для обучения по определённой методике. Вопросы формирования среды и методик разновозрастного обучения оставляю за кадром (это тема для отдельного долгого разговора).
Здесь исключительно о специфике любого разновозрастного образования и чем это отличается от привычного нам одновозрастного обучения. , и .
Разновозрастное обучение отличается прежде всего разным возрастом обучающихся, а значит иной формой социализации. Деятельным общением с людьми разной компетенции и различными навыками.
И уже отсюда следует отсутствие единой внешней задачи. Каждый решает ту задачу, которая посильна для него и решает её до полного исчерпания. Решает сам или вместе с другими.
Полное исчерпание задачи – это важная составляющая учебного процесса. Дети, воспитанные в духе «любое дело должно быть доделано до конца» - принципиально иначе относятся к своей деятельности. Обучение – это творческий процесс. Лимитирование убивает творческое начало в любой области.
Сам факт достижения индивидуального предела при решении той или иной учебной задачи уже стимулирует к дальнейшей деятельности, т.е. совершенствованию. Человеку надо знать, на что он способен. Надо учиться находить приемлемый индивидуально для себя оптимум между качеством и ресурсными вложениями (трудовыми, временными, интеллектуальными) . Надо быть довольным результатами своего труда не периодически, а каждый раз (когда этот труд не вызван необходимостью). Это гораздо больше, чем знать, на что он способен в течение определённого времени.
Некоторые методики предполагают постановку задачи извне (учителем или старшими соучениками). В иных обучающийся сам выбирает или формулирует себе задачи.
Во всех случаях процесс должен быть обеспечен соучастием. Если мы хотим, чтобы любое дело доделывалось до конца, то неизбежно нужно обеспечить это доделывание, если ученик сам не справляется. В разновозрастной среде сделать это легче, поскольку есть старшие обучающиеся, которых ученик может попросить помочь.
Это особенно важно в методиках, когда обучающийся сам выбирает (или формулирует) себе задачу. Поначалу он будет себя переоценить. Потом научится оценивать свои возможности и выбирать посильные для самостоятельного разрешения задачи (это происходит достаточно быстро). Но всякая задача, тем не менее, должна быть решена, а значит, помимо разрешения собственно задачи, возникает необходимость привлечь кого-то, кто более компетентен в решении данной задачи. Необходимость договариваться.
С другой стороны для старших или более компетентных учеников оказание помощи младшим – это необходимое в любом обучении повторение пройденного. Ведь не интересно повторять уже отработанное просто так. Скучно. А помогать младшим, напротив, интересно. И интерес этот обеспечивается достижением авторитета. Любому человеку приятно, когда он значим и уважаем. Детям даже в большей степени, чем взрослым.
Это очень сложные социальные процессы. Но очень благодатные, поскольку на этом сотрудничестве экономятся колоссальные ресурсы, которые в случае с одновозрастным обучением выделены на укрощение взрывоопасных процессов самоутверждения.
В разновозрастной среде вопросы детской жестокости не стоят так остро (в рамках развитых методик и вовсе сходят на нет), поскольку иерархия отношений выстраивается автоматически самим фактом разновозрастности. Например, пятилетнему ребёнку нечего делить с двухлетним. А если создаются условия для сотрудничества, то самоутверждение реализуется через это сотрудничество.
Младшие сразу и безоговорочно признают авторитет старших.
Интересно, что это признание транслируется на всех, кто старше. Ребёнок просто привыкает уважать старших, включая взрослых. Потому, что привыкает взаимодействовать со старшими. В отличие от питомцев одновозрастной среды, которые воспринимают взрослых скорее, как надсмотрщиков и даже не знают, как общаться.
Не умение общаться с людьми другой компетенции не компенсируется никакими нотациями о том, что старших надо уважать. В одновозрастной среде дети из года в год общаются исключительно со сверстниками, соответственно не может быть и речи ни о каком взаимодействии (полезном/вредном) с людьми иной компетенции.
Дети (любого возраста) вообще легче учатся у детей, которые чуть старше. Даже ползать начинают быстрее, если видят, как рядом ползает ребёнок постарше. Надо понимать, что обучение (чему угодно от языка до лепки) детей во многом строится на копировании. Копировать действия взрослых детям сложно хотя бы в силу физиологических особенностей. Гораздо легче копировать действия детей, которые чуть старше.
Таким образом, любая разновозрастная система обучения детей (от неметодизированного простого проживания в многодетной семье до высокотехнологизированных образовательных методик) основана на естественной врождённой тяге детей к развитию и саморазвитию.
Получается, что любые методики разновозрастного обучения экономят значительные ресурсы, направляемые в одновозрастных системах на:
- унификацию развития и удержание единого темпа/ритма обучения (догонялки/обгонялки);
-компенсацию деструктивных социальных явлений (детская жестокость и принудительная иерархизация).
- формирование и встраивание этой системы в социальные отношения;
Кроме того, любая система разновозрастного обучения обеспечивает:
- естественную социализацию;
- способность к взаимодействию с людьми разной компетенции;
- способность легко и без ущерба для личности признавать чужую компетенцию;
- способность строить самостоятельную систему компетентности без оглядки на внешние образцы (строить уникальное собственное сочетание навыков и способностей);
- способность самостоятельно определять для себя задачи;
- способность любую задачу решать наиболее приемлемым для себя способом;
Остальное частности отдельных методик (свои плюсы и минусы есть у каждой).
Как видим, разновозрастное образование плохо вписывается в индустриальные производственные отношения, но имеет очевидные преимущества в постиндустриальном мире.