Семейное обучение. Часть 6.
образованиеhttp://vetka0.livejournal.com/132897.html
Мир детей и мир взрослых? Или, может быть, он один на всех?
Тема социальной адаптации, как и предполагалось, вызвала множество вопросов «А вдруг? А как?» Я понимала, что надо раскрывать тему шире, но не знала как. Очень много пластов, и я не знала с чего начать. Много кусочков, но как их сложить? Можно бесконечно копаться в частностях, и их будет миллион вариантов. А можно показать общую картинку и человек сможет увидеть все частности разом. Мне помогла маленькая девочка.
На днях я сидела в макдональдсе (да, да, я ем в макдональдсе, но подождите кидать в меня тухлые помидоры, речь не о моей диете) и работала на своем чудесном маленьком нетбуке со встроенном инетом. Я смотрела картинки сайта моего нового проекта и делала задание для програмиста. Вдруг, я замечаю, что у меня за спиной стоит девочка, лет девяти. Тихо так стоит и заворожено смотрит на экран. Моя первая (привычная) реакция : «Что нужно этому ребенку? Пусть отойдет и не мешает. Какой невоспитанный ребенок». Это во мне включилась моя мама, которая всегда считала, что дети мешают взрослым. Слава богу, свои автоматические реакции я отслеживать умею, а уж мою маму во мне знаю в лицо, поэтому вторая мысль была : «А чем она невоспитанна? Она никак не мешает мне, не лезет ко мне на голову, не угрожает мне. Картинки и правда красивые. Вот если бы у меня за спиной встал мужчина, что бы я сделала? » Я повернулась и улыбнулась ей. Она подошла поближе и спросила: «А что это такое?» Я объяснила, что это будет сайт в Интернете. Мы поговорили. Она, получив все ответы на свои вопросы, радостно подбежала к маме, которая сидела за соседним столиком и стала ей рассказывать о том что узнала от меня.
До этого я, как раз, размышляла о том, что мы взрослые хотим дать детям все самое лучшее, создать для них (поместить их) в какой то особенный мир, где им будет хорошо, где их научат, покажут, расскажу. Вот мы их довели до 3 лет ( и почему именно 3 года?), а дальше нужны Профессионалы! Потому что в нашем восприятии себя, мы - люди без талантов и способностей, маленькие серенькие птички, и при этом у нас есть суперважные проблемы, которые в нашем мире взрослых надо решать. Поэтому тот мир, что мы создаем детям, должен еще делать так, чтобы дети нам в нашей взрослой жизни, не мешали и не отсвечивали. Такое очень глубокое, где-то в мышлении и мироощущении, разделение детей и взрослых. Словно невидимая стенка.
Почему, когда я подчеркиваю, что задача социальной адаптации – это научиться взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста, большинство понимают это как «обеспечить ребенка разновозрастной детской группой». Почему когда я говорю, что вначале ребенок адаптируется среди своих, у всех сразу встает вопрос об их количестве и сомнения в том, что вашего круга общения для ребенка достаточно, чтобы сформировать в нем уверенность в своих силах для контактов с чужими? Почему, когда я говорю, что общение с чужими должно быть добровольное с альтернативой повернуться и уйти, если не справляешься, все сразу начинают бояться, что он не сможет прижиться в рабочем коллективе? И почему работа, общение и жизнь воспринимается нами, взрослыми (типа) дядями и тетями не как удовольствие и интересное занятие, а как «принудиловка» и «проблемы взрослых». Как объяснить, что мир взрослых и детей – единый мир? Что это преемственность поколений и жизнь которую мы для себя создаем и есть среда для развития детей. Мы же хотим (можем) вывести их в тот социальный слой и на тот уровень жизни, куда вышли сами и где находимся сейчас, но с лучшим качеством и дать им вектор двигаться дальше. Значит для детей надо создавать ни какой-то специальный мир, а знакомить со своим миром и в нем его и адаптировать.
Сразу оговорюсь, что армию для мальчиков я сейчас обсуждать не буду, потому что для меня пока эта тема далека и не раскрыта. Когда меня спрашивают: « А как же Армия?» Я отвечаю: «В армии свои законы и все что я могу сделать по максимуму – это вырастить ребенка со здоровой психикой, чтобы, если уж в нее попадет, он вышел с наименьшими потерями, а лучше, с приобретениями.»
Так вот, после общения с этой девочкой, у меня как-то все встало по моим местам и я начну. Но в один пост я не уложусь (кто бы сомневался), поэтому начну издалека и с вопроса – откуда в нас столько страхов, что мы не способны дать детям все необходимое?
Основная цель человечества – выжить. И не просто выжить, а с хорошим качеством. Один из инструментов для выживания, который заложен в нас, как в биологический вид – это преемственность поколений. Попросту говоря – передача опыта. Есть прямая передача – демонстрация, обучение. Есть на уровне генетической памяти, куда записываются те модели поведения, которые привели к выживанию, как отдельного индивидуума, так и целого народа. И чем большее количество поколений применяло их как правильное, тем крепче они вшиваются в базовые установки, которые человек просто «знает». Их трудно в себе увидеть, еще труднее осознать и совсем уже сложно изменить. Пересмотр таких установок происходит только в том случае, если они давно потеряли свою актуальность или стали угрожать выживанию. Ну например, моя мама ребенок войны и склонна (мягко сказано) к накопительству и нищенскому мышлению. Я, конечно же, тоже взяла эту модель. Мне пришлось долго вырабатывать в себе навык выбрасывать отслужившие вещи и позволить себе выбирать одежду, обувь и питание, основываясь на их качестве, а не цене. Но мы говорим о детях. Какие же «базовые» установки сформированы в нашем обществе относительно детей?
Немного истории. Вы знаете какой декретный отпуск был в послереволюционные годы? 72 дня. Представляете? Это чуть больше дух месяцев. После этого женщина была обязана сдать ребенка в ясли и выйти на работу. Иначе она становилась тунеядкой (а раньше была статья за тунеядство, кто не помнит), и осуждалась обществом. Ценность женщины в роли матери, которая сидит дома с детьми, была разрушена в ноль. Это была государственная политика, которая преследовала свои цели. Первая – рабочая сила, которая нужна была для восстановления молодого социалистического государства. Вторая - вырастить человека с новым мышлением. Для этого ребенка с пеленок забирали от родителей и растили в определенной идеологии. Пионеры, комсомольцы и прочее. Даже я еще застала политинформацию в детском саду (!), где нам рассказывали о холодной войне и капиталистическом враге, который хочет нас уничтожить. Помню, какой ужас в своей беспомощности я испытывала на этих «занятиях». Родителей убеждали, что в яслях, садах, школах, лагерях профессионалы, которые смогут позаботиться об их детях лучше, чем они, что там хорошие условия, диетическое питание, игрушки, забота и прочее. Родители свято верили, что только в таком искусственно созданном мире дети получают истинное развитие. Некоторые не верили, но у них не было выбора. На уровне всего народа была в голову крепко засажена мысль, что родители сами не могут позаботиться о своих детях, что у них есть более великие цели. Что надо доверить своих детей тем, кто действительно сможет о них позаботиться. Передать ответственность государству. И на тот момент, в года разрухи, повальной безграмотности и голода, это наверное, было правдой. Народ выживал.
Я не знаю, когда именно продлили срок декретного отпуска. Порывшись в Интернете, дядя Поисковик не дал мне такой информации. Но! Поколение наших мам уже имели полное право сидеть дома с ребенком аж полгода! Потом ясли и работа. В противном случае – осуждение общества, штамп тунеядки, потеря стажа, что почему-то очень все боялись, потеря всех коэффициентов к зарплате, пенсии и прочее. Было насажено столько страхов и санкций, что никто даже не осмеливался думать о том, чтобы оставить ребенка дома. Кроме того, взрослые держались за свое рабочее место и нравится тебе начальник или нет, нравится коллектив или нет, надо было приспосабливаться. Не было альтернативы. Тоже самое было и в садах и в школах. Выживай детеныш – выбора нет. Вы осознайте масштаб! Точно выверенная политика на разрушение института родительства «Разделяй и властвуй» и внушение – «Вы помучаетесь, зато все для детей. Наши дети будут жить лучше в светлом будущем.»
Дети же находились в детской принудительной среде и, взаимодействие взрослого мира и детского было минимальным. Мы не знали куда взрослеть, не было вектора. То-то сейчас слово «инфантилизм» стало таким модным и распространенным. Воспитатели и учителя были скорее надсмотрщиками, с которыми неизвестно как общаться, а если среди них находились яркие личности, достойные подражания, они задавливались общей системой в два счета. Родители были в каком-то закрытом от нас мире, куда детей не пускали. Считалось, что дети не были полноценными людьми, со своими потребностями, которых воспринимают в серьез, которых берут во внимание взрослой жизни. И если мы заявляли свои права на любовь, ласку, понимание, веру, нам отвечали: «Чем ты недовольна, я тебя всем обеспечиваю» Ну, вспомните. Гости. Детям, как правило, накрывался отдельный стол – и это было неким изыском, модой. Потом, детей отправляли в комнату, чтобы они не мешали и «не слушали взрослых разговоров» и уж тем более не высказывал свою точку зрения. Мы постоянно кому- то мешали. Нет, конечно, родители выполняли родительский долг – смотрели за успеваемостью, ходили в музеи, на елки, отдавали в секции и прочее. И этого считалось достаточно. Но это был долг, а не интересное и плодотворное взаимодействие поколений.
Были семьи, где все описанное мною процветало буйным цветом, были, где родители все-таки старались воспринимать ребенка как личность. Но общая система работала безошибочно и установки, которые мы, (хотим мы этого или не хотим) несем в своих головах, ей (системой) заложены в нас три-четыре поколения назад. А это срок.
Я не люблю лезть в политику и ругать то, что было раньше. Все для чего-то было нужно. Историческую справку я привожу только с той целью, что бы мы, взрослые, смогли увидеть и осознать эти установки. Потому что пока мы в них, все наши рассуждения и вопросы идут из одной плоскости – системы советского государства. И даже когда мы пытаемся делать наоборот, это не осознанное решение движения, а бунт и бегство.
Подведу итог на сегодня. Что из всего вышесказанного у нас лежит в голове, как «знание».
- Все для детей, для детей самое лучшее, детям лучший кусок.
- Для детей надо создавать специальные условия.
- Родители не несут ответственность за своих детей, за них несут ответственность профессионалы.
- Родители не могут учить своих детей, это могут делать только люди со специальным образованием.
- Детям обязательно нужны дети, иначе они будут страдать от нехватки общения.
- Дети мешают полноценной жизни взрослых.
- С детьми неинтересно, но надо выполнять родительский долг и с ними заниматься.
- Дети должны быть послушными, сидеть и не отсвечивать.
- Дети не воспринимаются всерьез.
- Женщина, которая сидит с детьми – тунеядка и ее ценность в обществе равна нулю.
- Взрослый мир – это мир проблем, трудностей и войны.
- У взрослых нет выбора. У детей тоже.
- Взрослые и дети – это две отдельные вселенные. Есть мир взрослых и мир детей.
- Есть некое светлое будущее, куда мы должны вывести своих детей
Можно продолжить список, но я остановлюсь. Каждый увидит в себе сам какие именно установки в них сидят, а какие прошли мимо. Важно, что все это уже потеряло свою актуальность и пора усомниться в незыблемых догмах. Может быть такое, что пересмотрев, вы решите, что это правильно и вернетесь к этим знаниям, но уже осознанно.
Давайте, потихоньку уже соединять у себя в голове мир взрослых и мир детей. Вовлекать их в свое внимание и свою жизнь. Мы несем ответственность за наших детей. И только мы. Государству уже давно нет дела. Помните как в фильме Аватар они приветствовали друг друга : «Я вижу тебя». Вот давайте видеть детей. Не только своих.