Об искусстве, искренности и дружбе
ДЕТИ, СЕМЬЯ, ЛЮДИИтак, интервью для издания "Сибирская околица" актера театра и кино Алексея Лапшина
— Алексей, ты родом из Сибири, сейчас живешь в Москве, играешь в театре, снимаешься в кино, работаешь на телевидении. Расскажи, с чего все началось.
— С удовольствием расскажу! Я очень люблю
Сибирь, прожил там 22 года. Считаю ее своей родиной, хотя корни идут не только
из Сибири. Мой дед Алексей родился в Иваново. На войне он познакомился с
бабушкой и поехал за ней в Крапивинский район Кемеровской области. У них и родилась
дочка Луиза, моя мама, которая в
молодости училась в Кемерово и осталась там жить. Вскоре, в 1982 году, появился я.
С самого детства, насколько себя помню,
я хотел занимать творчеством.
Мечтал о бальных танцах, но была большая проблема найти себе пару — девочку.
Поэтому мама записала меня в кукольный театр, а спустя год — в Детскую школу
искусств № 19, которая через несколько лет объединилась с легендарным на сегодняшний день в Кемерово детским
театром «Бемби», где я играл до 11 класса. Сейчас театру уже около 40 лет.
— Видимо, твоя работа в детском театре и предопределила поступление в Кемеровский институт культуры?
—Да, про другие профессии мыслей, действительно, не возникало. Даже космонавтом быть не хотел. Помню, в детском саду мечтал стать клоуном-дрессировщиком собак, профессия тоже творческая. Мог бы поступить на журналистику, так как с 11-го класса уже подрабатывал на телевидение.
На канале ГТРК «Кузбасс» шла молодежная программа «Больше трех», и мы, школьники и студенты журфака, (репортеры и ведущие в одном лице), целую неделю ездили по городу, собирали интересную информацию и выдавали ее по субботам. Мне это по-настоящему нравилось.
— А когда возникло желание уехать в Москву?
— О столице я не думал до того момента, пока одна из моих преподавателей — Татьяна Зиновьевна — не сказала, что мне непременно надо поехать в Щукинское училище на прослушивание.
Это было на втором курсе. Я основательно подготовился, сдал досрочно зимнюю сессию и полетел в Москву, где в Щукинском училище меня прослушали и пригласили приезжать весной на вступительные экзамены.
Творческие амбиции уже толкали на переезд. Я почти собрался оформить академ в институте и попрощаться с работой на телевидении, но судьба скорректировала мои планы.
(с Арменом Борисовичем)
Именно в тот момент на ТВ появился новый проект — ток-шоу «Ночь пожирателей рекламы», на который меня пригласили ведущим. И почти в это же время позвали на другой Кемеровский канал вести спортивную программу «Динамит».
Конечно, бросить все, уйти от той ответственности, которую на меня возложили, я не смог. Плюс учеба, друзья, работа, любящая мама, налаженный быт… И я остался в Кемерово до конца учебы.
— То есть студенчество у тебя было насыщенным?
— Не то слово! В студенчестве приходилось не только учиться, но и зарабатывать на жизнь, помогать маме. Бешеный ритм на телевидении. К тому же со 2-3 курса я начал вести концерты и городские мероприятия. Сейчас даже шучу по поводу того, что я был «личным ведущим» у Амана Тулеева на городских и областных губернаторских концертах. Аман Гумирович всегда со мной здоровался, справлялся о делах, учебе, работе.
И при всем уважении коллег, преподавателей (которые меня уже звали в аспирантуру) к концу последнего курса я точно понял, что поеду в Москву.
— Леша, но ведь у тебя и без того было все замечательно. Стабильное материальное положение, связи, узнаваемость. Зачем Москва?
— Для меня всегда самоцелью был творческий рост, не дай Бог, чтобы не испортилось сознание и не перекосило в какую-то сторону. Я понял, что хочу продолжать развиваться, самосовершенствоваться и стремиться дальше. Перед глазами был пример близких друзей, которые на тот момент уже переехали сюда и чего-то достигли.
К тому же меня всегда вдохновляли наши потрясающие актеры театра и кино, у которых хотелось учиться. Именно поэтому я сознательно оставил все и сделал шаг в неизвестность, которая подарила мне возможность духовно обогащаться, работая с такими выдающимися актерами, как, например, руководитель нашего театра, Армен Борисович.
— Да, Джигарханян потрясающий талантливый актер, все, кто с ним работал, отмечают его уникальность.
— И они правы! Я благодарю судьбу за возможность попасть в его театр. Мудрее человека в профессиональном плане я не встречал. Поступив служить в театр, мне сразу довелось участвовать в постановке «Тысяча и одна ночь Шахразады», где Армен Борисович, как режиссер, был каждый день.
Сколько советов он дает, как он строит беседу, как он общается!!! Уникальный человек: глубокий, цельный, когда находишься рядом с ним, вдруг открывается кусочек чего-то непостижимого, вселенского. Частичка истины… За шесть лет работы в театре я понял, что наш художественный руководитель способен видеть человека насквозь. То ли это его огромный, почти 60-ти летний, профессиональный опыт, то ли ему дано что-то свыше. Благодаря этой способности видеть человека изнутри Армен Борисович собрал вокруг себя не просто талантливых актеров, а сформировал семью! Конечно, как в каждой большой семье, и у нас бывают какие-то трения, которые быстро проходят, но в наш театр идешь не как на работу, а как домой. И это очень ценно!
К тому же, не могу об этом не упомянуть, Джигарханян дает всем актерам театра замечательную возможность почувствовать себя в разных образах!
Приходишь и просишь: «Армен Борисович,
хочу попробовать роль». «Сына, давай! Пробуй!»
И после этого все зависит от тебя. Сможешь, способен? Это некий вызов себе.
Ведь в актерской профессии есть такая страшная вещь — стать заложником своего
амплуа. И тогда всю жизнь дальше одного образа не сдвинешься.
— Леша, а у тебя какой образ, кого ты чаще всего играешь?
— Частенько мне достаются роли злодеев. Или богатых негодяев. Кто-то скажет: «А как же любовь, лирика?». Положительные герои у меня тоже были. Но я с радостью играю отрицательных персонажей. Это сложнее, а значит, интереснее.
— А что ты считаешь самым важным в своей профессии?
— Самое важное — это искренность, и это главное в любой профессии. Актер должен играть так, чтобы и партнеры и зрители — все были на подъеме. Работать всегда только с душой, делать свою работу профессионально. Нельзя обманывать. Вот вы представляете, например, хирург не выспался, настроения нет, голова болит… Взял скальпель, что-то отрезал… пациент умер. Такое не допустимо. Вот также и в профессии актера. Не важно, какой спектакль ты играешь, комедия или трагедия, положительный ты или отрицательный герой, но если ты отработал искренне, поделился со зрителем частичкой души, историей и заставил его задуматься, сделать выводы, значит, не зря ты пришел в профессию и стал актером. В тебя верят, ты востребован и это дорогого стоит.
— Леш, а бывает такое, когда зритель не идет на контакт? Что тогда?
— Бывает, конечно, всякое. Со сцены актер каждой клеточкой чувствует отношение зала. Если соединение со зрителем происходит не сразу, спектакль идет тяжело. Иногда люди заранее настроены скептически: «Ну-ну, посмотрим, что вы нам сегодня приготовили!». И тогда контакт приходится нащупывать, улавливать. Каждый спектакль «рождается на зрителя». Совершенно точно говорит об этом Армен Борисович: появление спектакля можно сравнить с рождением ребенка. Бывает рождение в муках, бывает с ощущением великого счастья.
— Детские спектакли играть проще?
— Наоборот, Татьян, мне кажется, детский-то посложнее будет! Попробуй-ка увлеки детей. Если их с первой секунды не «зацепило», собрать зал сложно: кто-то полез под стул, кто-то захотел пить, а кто-то на весь зал может выдать: мам, я в туалет хочу! (Смеется). Хотя тут вовсе не до смеха. Выкладываться всегда нужно на все сто. Ребенка-то не обманешь!
— Алексей, поделись мечтой, кого бы ты хотел сыграть в театре?
— Еще на третьем курсе, сдав, как обычно, сессию досрочно, я поехал в Москву: окунуться в ее театральный мир и просто побродить по зимним улицам центра. В театре на Малой Бронной тогда давали спектакль «Портрет Дориана Грея». И я до сих пор помню те ощущения: меня закрутило, шокировало, почти изменило сознание. Надрывно и совершенно потрясающе жизнь Дориана проживал на сцене Даниил Страхов. Вот именно с того момента я понял, что хотел бы сыграть роль Дориана Грея. Надеюсь, что когда-нибудь моя мечта осуществится.
— Образ Дориана очень сложен, противоречив. Когда актер играет такие роли, приходится, наверное, ломать себя, переступать через законы совести и чести. Это не страшно?
— Если у человека есть в душе вера, то ему не страшно. А если и становится когда-то больно, страшно или впадаешь в уныние, надо идти в церковь. Мое любимое место в Москве — это Покровский монастырь. Я помню, как-то раз стоял к мощам святой Матронушки около 5 часов и даже не заметил, как пролетело время. Раньше удавалось бывать в монастыре почаще, сейчас сложнее со временем, к большому сожалению.
— А выходные у актеров вообще бывают?
— У кого-то, наверное, бывают. У меня редко. Но иногда, пару раз в год, даже
выпадает по 2 выходных подряд. В первый день удается отоспаться. Но вот на
второй становится как-то тревожно. Если еще и никто не звонит, не пишет, тогда
под конец второго дня начинается паника. Срочно нужно бежать на работу.
В ноябре у меня было 23 спектакля из 25 возможных. Каждую субботу и воскресенье
по 2 две постановки. Правда, на канале «Стиль и мода», где я работаю ведущим, у
меня два законных выходных все же имеется. Наверное, я просто такой человек, не
могу сидеть на месте.
— То есть работать ты не боишься, коммуникабельный и ответственный? Как еще ты можешь себя охарактеризовать?
— Возможно, давать себе характеристику было бы не очень скромно. Хотя по поводу ответственности соглашусь. Если пообещал — сделаю. Если сказал, что подъеду в час, то ровно в час буду на месте. Могу заметить, что я никогда не опаздываю. Даже если такое случается из-за независящих от меня обстоятельств, то я жутко переживаю, почти схожу с ума. Начинаю себя грызть и упрекать. Безумно стыдно. Лучше уж я сам подожду, повозмущаюсь, поворчу, как старый дед, что кто-то непунктуален.
—Леш, поделись, как ты в себе развивал ответственность? Или человек с ней рождается?
— Скорее всего, чувство ответственности у
меня еще с детства. Я всегда хотел иметь собаку, долго упрашивал маму. Но для мамы,
человека, выросшего в деревне, собака не член семьи, а охранник, который должен
сидеть в будке на цепи, это казалось самой настоящей авантюрой. И вот когда мне было 12 лет, мама, наконец,
согласилась, правда, с одним условием: что собаку буду воспитывать только я.
Так у нас появилась Аделина, замечательная «девочка» породы боксер, которая
прожила с нами 13 с половиной лет.
Выгуливал ее только я, все свободное время посвящал ей: тренировки, выставки,
дрессура... Я для нее был не просто хозяином, но и другом. Спала Адель на
кровати у моих ног, не признавая лежанок или ковриков. Самое смешное, когда она
ощенилась, то эти семеро маленьких карапузов заняли все место на кровати. Я
даже боялся их раздавить во сне и жался на самый краешек.
В 2004 году
я уехал в Москву, Аделине было 10 лет. Она была уже старушкой, болела, у нее
отказывали ноги. Ее смерть стала для меня трагедией. Никогда не забуду нашу
последнюю встречу. В тот раз я приехал из Москвы на несколько дней в гости.
Аделька уже не ходила самостоятельно, все время лежала, мучилась от болей. Но
было видно, что она нескончаемо рада
увидеть меня.
В день моего отъезда, я на самый последний момент отложил прощание с Аделиной.
Решил сначала одеться, а потом уже подойти, потому, что сердце разрывалось на
куски от вида ее страданий. И вот я
возле двери обуваюсь и слышу, что Адель кое-как скребется и выползает ко мне. У
меня был почти разрыв сердца: я увидел, как из ее глаз катятся слезы….
Я улетел в Москву с тоской и камнем в сердце… через 5 дней она умерла… Но вышла ведь, попрощалась.
(После Лешиного рассказа про Аделину я просто сидела и плакала. Прим. автора)
—
Леша, наверное, и к дружбе ты относишься очень серьезно?
— Да, дружба для меня — на первом месте. И
как бы ужасно ни звучало, но дружба даже важнее, чем отношения между мужчиной и
женщиной. Любовные отношения могут
закончиться, браки часто распадаются. А
вот настоящая дружба — никогда. Она на всю жизнь.
В идеале счастливая семья —это когда жена — твой лучший друг! А предательства я категорически не приемлю,
лучший друг никогда не предаст. Наверное, в этом я перфекционист.
— Алексей, спасибо тебе большое за такой подробный рассказ, за то, что выкроил время для встречи и общения с нами. И напоследок, у тебя есть какое-нибудь пожелание для своих поклонников (читателей «Сибирской околицы»)?
— Друзья, что бы в жизни ни происходило, верьте в завтрашний день! Вера помогает, вера способна свернуть горы. Поэтому верьте в себя, верьте родным и близким. И не останавливайтесь на достигнутом, всегда стремитесь вперед! Удачи и с наступающим Новым годом!
Беседу вели Татьяна и Антон Денисенко