Моя Карелия. Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы.
ТРЕВЕЛ. Города и страныДорога к Храму начинается от Храма в душе.
Карелия уникальна своей церковной архитектурой. Куда бы ты не поехал, в какой бы области не оказался, на какую бы проселочную дорогу не свернул, ты неизменно встретишь старую деревянную церковь. Возраст многих храмов в совокупности с твердым видом поражают. Путешествуя по карельскому краю, мы совершенно случайно оказались в городе Кондапога, где посчастливилось узреть невероятно красивую, уникальную и старинную Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы.
2. Интерьер Успенской церкви имеет 2 выраженные зоны. Первая - трапезная, простая и широкая, с массивными резными деталями. Ее своды опираются на два крепких столба, напоминающих фигуры атлантов, которые задают основной тон (Сами столбы окрашены соком черники о чем свидетельствиует темно-синий цвет). Помещение трапезной дополнено разными скамьями вдоль стен.
3. Вторая зона - алтарная, в которой доминантой является пятиярусный барочный иконостас и расписной потолок «небо». Первоначальный иконостас имел тябловую конструкцию, которая сохранилась до сих пор под резным иконостасом (начало XIX века).
4. Находясь внутри храма тебя начинает переполнять теплота и спокойствие. Тишина царящая вокруг, лики святых, солнечный свет проникающий через ставни, все это создает атмосферу умиротворения.
5. В храме было 3 алтаря, это не было характерно ни для предшествующей, ни для последующей построек. Основной придел был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, в то время как боковые могли быть посвящены другим почитаемым святым.
6. Иконописный свод Успенской церкви представляет особую художественную ценность, так как является единственным сохранившимся образцом «Божественной литургии» в действующем храме. В центральном круге «неба» изображен образ «Христос Великий Архиерей» (изображает «Великий вход» в небесной Литургии, Великим архиереем которой является Сам Господь Иисус Христос.), а вокруг него в 16 треугольных иконах - шестикрылые серафимы и ангелы в дьяконском облачении.
В шестнадцати иконах-секторах изображены архангелы и ангелы, выносящие священные сосуды и предметы, их осеняют херувимы и серафимы.
7.
8. В четырех углах «неба» изображены святые евангелисты. Эта композиция подчёркивает единство Небесной и земной Литургии.
9. Вокруг храма находился погост, к сожалению, сейчас от него мало что осталось.
10. В Карелии во многих местах постройки вместо фундамента ставились на камнях. Особо поражают бревна, из которых сотворено это чудо. Бревна необыкновенные. Чтобы они держали в помещении тепло, их срубали в определенных местах леса, в крутой мороз и клали так, чтобы плотно лежащие годовые кольца были наружу.
В XIX веке ансамбль Успенской церкви был дополнен двумя постройками. В 1829-1831 годах на расстоянии 14 метров от храма была возведена деревянная восьмигранная колокольня высотой 42 метра. Спустя четверть века в 1857 году комплекс довершила деревянная зимняя церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
11. После прихода советской власти в Кондопогу в 1918 году Успенская церковь утратила религиозное значение и получила статус памятника архитектуры. По воспоминаниям местных жителей в 1934-1935 годах была разобрана колокольня, все колокола сняли и вывезли, лишь один остался на скотном дворе. Судьба остальных неизвестна. Что касается церкви Рождества Богородицы - ее закрыли в 1929 году и до Великой Отечественной войны использовали в качестве зерновых складов колхоза и как клуб. В 1960-х годах здание зимнего храма разобрали. Таким образом от целого комплекса уцелела лишь церковь Успения Пресвятой Богородицы.