За пределами логики
Прочее и разноеКогда-то давно-давно, еще будучи школьницей, я читала разные умные книжки. Кое-что конспектировала «для себя», но, к сожалению, не выписывала ни авторов, ни названий. И вот недавно нашла тетрадку с теми конспектами, полистала… Много-много мыслей, которыми хотела бы поделиться.
Русский язык прекрасен, многообразен и удивительно логичен. Многие говорят о логике языка. С этим сложно спорить, даже как-то неловко утверждать иное - все в языке четко, стройно и логично.
Я очень люблю книгу К.И. Чуковского «От двух до пяти». Там собраны высказывания детей, только начинающих активно говорить. Да и в жизни нельзя не обратить внимание на то, на сколько детские «ляпы» логичны. С возрастом мы привыкаем к языку и уже, говоря что-то, не вдумываемся в логику. А зря! Ведь это так интересно!
Вернусь к Корнею Ивановичу:
« - Мама, что такое война?
- Это когда люди убивают друг друга.
- Не друг друга, а враг врага».
Конечно, воюют всегда враги. И ребенок понимает это, но мы так привыкли к этому выражению, что даже не замечаем очевидной бессмыслицы.
Страшно красивая, ужасно хорошо, да нет, наверное - эти выражения удивляют и пугают иностранцев, а мы, вдумавшись, можем посмеяться над очевидной нелогичностью. И все-таки мы встречаем их у признанных знатоков русского языка, у мастеров слова.
Да, русский язык богат неточностями и каламбурами. Все мы из школьного курса природоведения знаем, что земля вертится вокруг солнца, и все-таки говорим солнце всходит, солнце заходит, солнце садится (куда садится?). Вопреки всем законам физики, мы говорим, что шуба греет, хотя шуба лишь сохраняет тепло вашего тела. Или вот еще: «У меня температура», - как будто у нормального человека нет никакой температуры. Удивительно неточно говорим. И самое удивительное, что при этом точно понимаем друг друга!
Сейчас растет мой сын, а я наблюдаю, как он осваивает язык. У филологов есть теория о том, что маленький человек, овладевая родным языком проходит через все стадии его развития. На счет всех - не скажу, я не историк языка, но некоторые определенно наблюдала: вот падение редуцированных, вот появилось полногласие, вот появились уменьшительно-ласкательные суффиксы. И вот ему уже почти 4 года, и говорит он уже почти как взрослый (да, пока не все звуки выговаривает) - полноценными предложениями. И монологи выстроить уже может! А вот метафор и иронии пока не понимает. Определенно, понимание метафор - это довольно высокая степень владения языком.