Надо ли развивать логическое мышление ?
Отправила своих на детский спектакль, а сама с чаем , шоколадкой и одеялом улеглась книжку почитать. И вот неймется мне, не "для души" что-то читаю, а все только полезное))
Пока только предисловие прочла, и настолько важная здесь информация для меня, что захотелось поделиться с вами отдельными цитатами.
Из книги "Развитие логического мышления у дошкольников"
Практика показывает, что если простые логические действия в определенной мере формируются у каждого человека стихийно (но также очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный комплексный характер,у большинства людей не формируются вообще...(Это имеет в виду Ясюкова, когда говорит, что многие взрослые не имеют сформированного понятийного мышления,мое примечание).
Этот, казалось бы, на поверхности лежащий вывод только в последние годы начинает привлекать к себе внимание методистов. Многие методисты сегодня отмечают, что низкий уровень логической культуры у старшеклассников -закономерное следствие отсутствия систематической работы над формированием логического мышления с детьми более младшего возраста.
Тем не менее, вопрос о возможности и целесообразности формирования и развития логического мышления у дошкольников является дискуссионным. С одной стороны, значимое влияние на педагогические взгляды в этой области оказывают, ставшие уже классическими исследования Ж.Пиаже и его сотрудников, анализировавших генезис элементарных логических структур у дошкольников и выявивших ряд особенностей детской логики в этом возрасте, кажущихся непреодолимыми, пока ребенок их не "перерастет".С другой стороны,непосредственный опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать формирование простых логических действий (приемов мышления) можно уже в 3-4 летнем возрасте, и тогда к 6-7 летнему возрасту они могут быть сформированы на весьма высоком уровне.При этом опыт ( и не только наш) показывает, что при правильно организованном процессе обучения, дошкольники и младшие школьники (6-6.5 лет) не совершают тех классических ошибок в логических рассуждениях и выводах, которые совершали необученные дети в экспериментах Ж.Пиаже и его сотрудников.
Мы полагаем, что период дошкольного и младшего школьного возраста является сенситивным для формирования и развития основных логических действий. В дальнейшем, в более старшем возрасте, наличие этой базы позволит организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и доказыванием в среднем школьном звене.Таким образом, может быть выстроена методическая система работы по развитию логического мышления ребенка ,начиная с 3-3.5 лет.
В экспериментальном обучении возникал интересный "психологический резонанс":специальная работа с ребенком по развитию логического мышления приводит к стимуляции и проявлению таких особенностей личности ребенка, которые в жизни часто называют умственными способностями... Если заранее не знать, что с ребенком специально занимались(с 3 лет) развитием логического мышления,он будет производить впечатление способного от природы ребенка с сильным мыслительным аппаратом. В дальнейшем, при поступлении в школу,(включая самые элитные гимназии),у этих детей практически не возникало проблем с усвоением материала, требующего не заучивания, а понимания,-естественные, гуманитарные науки, в том случае,когда им обучали не на основе зубрежки,а на основе развития осмысления.
Если же понятийное мышление не сформировано к младшему подростковому возрасту, то ребенок может образно представлять себе сообщаемые ему отдельные научные факты и положения,но в основном ему приходится заучивать наизусть излагаемую на уроках и в книгах информацию (которая,чем старше класс, тем сложнее и абстрактнее). Очевидно, что реальных успехов в освоении научных знаний в этом случае ребенок не достигнет, поскольку никакую науку просто выучить невозможно.
Имеются педагогические исследования, доказывающие,что при организации систематического развития логического мышления соответствующие операционные системы могут быть сформированы у ребенка еще в дошкольном детстве, и при этом не происходит никакого ущерба здоровью ребенка,ущемления его детства (психологического и эмоционального состояния). Наоборот, становление и активизация "сильного типа мышления" у ребенка интеллектуализируют его познавательную деятельность,делают ее активно поисковой,формируют творческое и оптимистически деятельностное отношение к действительности.
--------------
Так что ,девочки ,не зацикливайтесь на буквах и цифрах, есть более полезные занятия в возрасте 3-х - 4-х лет. А то от многих слышу, что они учат ребенка читать, "надо же чем-то с ним заниматься".
Alissa
Какой сложный язык повествования. Всё роде понятно — но голову сломаешь пока прочтешь. Когда читаешь сейчас многие книги современные педагогические, и не только для узкого круга специалистов, такое ощущение, что написаны не для людей, а для биороботов каких то — без души как то. Теперь по теме. Прочитала в другом сообществе комментарии на этот пост. Согласна отчасти с тем, что и доля интуиции в жизни человека должна присутствовать. Не должно всё строго логично быть. Для женщин вообще интуиция — второй нюх, как говориться, а вот мужчины они по своей природе более логичны — поэтому им женщин никогда и не понять.Поэтому опять — везде нужно знать меру и индивидуальный подход. Логика — наука о правильном мышлении, наука рассуждать. Как и чему учить? Мы играем в элементарные игры — съедобное несъедобное, живое неживое, кто где живет, что где растет. Учимся играть в шахматы. Игра танграм (осталась еще с моего детства). Различные настольные игры — выбор сейчас огромен.
15.09.2014
Ответить
Наталья
Мне и в том посте писали про меру . Так я ж не против меры. Не знаю, для меня логичный человек= умный. Он, конечно, не обязан жить как робот , он может принимать решения, руководствуясь не только логикой,но и совестью, интуицией, состраданием, чем угодно.Пост о том,что с ребенком, кроме творчества и чего-то еще, надо и логикой заниматься, чтобы ему было легко в школе и в дальнейшей жизни.В книге этой довольно простые задания на наш возраст ,типа продолжи ряд, найди отличия , найди общий признак, ничего сверъестественного, таких книжек с заданиями-море, в этой просто хорошо они систематизированы-от простого к сложному.
15.09.2014
Ответить