Тематическое занятие "Гроза"
развивающие занятия с детьмиЧестно говоря, я не очень люблю, когда дошкольникам и младшеклассникам дают для заучивания стихи наших классиков. Максимум, на мой взгляд, что им подходит это некоторые стихотворения Плещеева и «Лукоморье» А.С.Пушкина.
Причем очень часто бывает, что педагог просто не успевает (или не считает нужным) разобрать как следует стихотворение, и в итоге ребенку приходится заучивать просто непонятный для него набор слов.
Недавно мне жаловалась подруга, что ее ребенок недавно так хорошо запоминал стихи, а теперь ничего делать не хочет. Я спросила, что они сейчас учат, оказалось «Черемуху» Есенина. Спрашиваю: «А ты его с ним разобрала? Все объяснила?», говорит «А чего там объяснять то?».
После того, как я начала ее спрашивать значения того, или иного слова или словесного оборота из этого стихотворения и «что хотел сказать этим автор?», то оказалось, что ни она, ни еще одна наша подруга, которая тоже участвовала в обсуждении, с ходу не могли этого объяснить, приходилось хоть на несколько секунд задумываться или перебирать варианты.
Поэтому я с Яром такие стихи не учу. Мы с ним их подробно разбираем, рисуем по мотивам рисунки или смотрим какое-нибудь видео. А потом я их периодически или читаю на ночь, или рассказываю когда мы гуляем, качаемся на качелях. И они сами у него со временем прекрасно запоминаются.
Но так как просто учить стихи я считаю тоже полезным, хотя бы просто для развития памяти, то стихи мы конечно же учим, просто попроще, в которых сходу все ясно, понятно и подходит по возрасту.
Поэтому в этой теме мы возьмем два стихотворения. Сначала разберем стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», а потом будем разучивать стихотворение Агнии Барто «Гроза». Оно детское и очень правильное по своей смысловой нагрузке.
Федор Тютчев
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Давай разберем с тобой непонятные слова.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром
Здесь я думаю все понятно? А почему первый гром? Потому что грозы, как правило, бывают только весной и летом, и начинаются поздней весной, когда воздух становится теплее.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
Что такое резвяся? А грохочет?
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит
Что значит гремят? А что такое раскаты, как думаешь?
Раскаты - это длительный гул, звук, разносящийся далеко вокруг.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит
Перлы - это жемчужины, камушки такие. В этом стихотворении поэт сравнивает капли дождя с жемчужинами. А дождик с нитями, на которые светит солнце и они как будто становятся золотыми.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам
Проворный это как?
Не молкнет?
А что такое птичий гам? Гам - это шум голосов.
И гам лесной, и шум нагорный -
Всё вторит весело громам
То есть шум из леса и с гор, все как будто дополняет гром, повторяет за ним.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
А это уже из твоей любимой древнегреческой мифологии. Геба - это дочь Зевса, богиня юности, а позже жена Геракла. Чьего орла она кормила? И пролила кубок с неба, какой кубок? Громокипящий, то есть в котором гром кипит. Ведь Зевс бог грома и молний.
Теперь давай еще разок послушаем это стихотворение.
Понравилось тебе стихотворение? А честно?))
О чем оно, можешь рассказать?
Какое время года описывается?
А какое природное явление?
Как тебе кажется, как автор относится к грозе? Он её боится или она ему нравится?
А ты боишься грозы?
Маленькие дети часто боятся грозы. Сейчас мы сделаем перерыв, а потом прочитаем с тобой стихотворение о том, как сестренки охраняли братика от грозы, чтобы он не испугался.
Гроза
Агния Барто
Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе - вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнули двери.
Сёстры в комнату скорей -
Мамы нету дома.
Может маленький Андрей
Испугаться грома!
Вспыхнул на небе пожар,
Сосны зашумели;
Сёстры, словно сторожа,
Встали у постели.
Но вполне спокоен брат -
Не заметил молний,
Ручки вытащил и рад
И лежит, довольный.
А это стихотворение тебе понравилось? О чем оно? Молодцы девочки? Конечно, они позаботились о маленьком братишке, пока мамы не было.
Давай еще раз его прочтем (или послушаем, на ютьюбе есть много роликов, где это стихотворение читают дети, дети детей обычно любят слушать).
Ну, что, выучим его?

Сейчас мы познакомимся с одной интересной картиной. Вот, посмотри, это картина Константина Маковского называется «Дети, бегущие от грозы».
Давай рассмотрим ее. Что хотел рассказать сюжетом этой картины нам художник, какую историю?
На картине есть передний план и задний. Кто изображен на переднем плане этой картины, а что на заднем?
Закрываю детей вырезанным контуром. Теперь не отвлекаясь на детей, расскажи мне, что ты видишь вокруг?
А теперь внимательно посмотри на детей, опиши их. Как думаешь, какие эмоции они испытывают?
А каким способом это изобразил художник?
А чего они боятся?
Как думаешь, куда они бегут? А откуда?
А к какой известной русской сказке подошла бы эта картина?
Придумай историю про них.
Здорово ты придумал. А теперь послушай, как было на самом деле. Константин Маковский часто ездил в деревню, ему нравилось рисовать деревенские пейзажи и ребятишек. Один раз, когда он рисовал очередной пейзаж, к нему подошли ребята и стали с интересом смотреть на него. Одна наиболее смелая девочка с большими глазами подошла и спросила, что он делает? Он рассказал, что рисует и если она хочет, он может нарисовать и её. Девочка согласилась позировать ему.
Но почему-то на следующий день она не пришла. А остальные ребята рассказали художнику, что девочка эта, накануне ( то есть вчера) пошла в лес за грибами, вместе со своим маленьким братишкой. Но в лесу их застала гроза, когда они бежали домой, то переходя болото, девочка не удержалась и упала в воду, в итоге сильно промокла и заболела, поэтому и не пришла.
Художник очень расстроился, но написал девочку по памяти. Запечатлев именно момент, как они спасаются от грозы.
Вот такая история. Интересная? Переживал за девочку?
В древности люди верили, что это боги сердятся. У многих народов есть бог грома. Например, в Греции - Зевс, в скандинавских странах - Тор, а у нас богом грома и молний считали Перуна.
Но мы то сейчас знаем, что всех этих богов не было, так, что давай узнаем откуда на самом деле берутся гром и молнии.
Смотрим «Шишкин лес. Природоведение. 34 выпуск» или «Академия занимательных наук. География. 34 выпуск».
Ты все понял? Я чего-то не до конца, объясни мне пожалуйста.
А теперь давай попробуем нарисовать грозу. Будем рисовать с тобой картину «Гроза на море» . Нам понадобится акварель и масляная пастель.
Сначала тогда чертим линию горизонта, то есть линию, которая будет отделять у нас землю от неба. Теперь пастелью мы рисуем посередине листа молнию, можно использовать белую и/или желтую пастель. Рисуем море. Рисуем его отрывистыми волнами, лучше всего использовать разные оттенки синего и зеленого. В последнюю очередь закрашиваем небо. Сначала просто бледно голубой краской с добавлением воды закрашиваем всё небо. Потом, взяв широкую кисть (типа малярной) темно синим цветов рисуем небо, проводя горизонтальные линии кончиком кисти.


Наш фотоотчёт🤣
Ярик придумал, что это Посейдон злится на море, только почему-то захотел нарисовать гарпун вместо тризубца🙄