О детских прическах и о волосах. Интересно.
Интересные статьи о двойняшкахСтатья.
Муж моей подруги Жанны прежде был женат 12 лет, но родных детей они с бывшей женой так и не смогли завести. Жанне повезло больше, и спустя год после свадьбы у нее родился сыночек. Счастью супруга не было предела. Жанна с мужем все время чего-то боялись: крепили к одежде сына булавки,
надевали всевозможные браслеты, вешали у изголовья молитвы, тумары. А я вспомнила, как мама рассказывала, что долгожданным деткам на макушке отращивали кружочек волос, который заплетали в косичку, — „айдар”. Так поступила и моя подруга. После этого их с мужем как будто подменили: они стали спокойнее и перестали постоянно переживать. С тех пор прошло три года. Они живут счастливо и ждут пополнения.
Какие они?Существует несколько детских причесок, которые издревле казахи делали новорожденным детям и которые несут в себе определенный контекст, рассказывает кандидат исторических наук Альжан Даутов.
„Айдар” бывает двух видов:
1. Выбритая почти наголо голова, на макушке оставлена часть волос, которых ни в коем случае не должно было касаться острие бритвы. На казахском языке это звучит как „кiндiк шаш”, т.е. волосы, проросшие еще в утробе матери. Эту длинную прядь заплетали в косичку. Свято верили в то, что именно этот „айдар” обладает сверхмагической силой.
2. Все то же самое — выбритая голова, оставленная на макушке косичка, но только волосы уже не раз бритые.
Также от сглаза используется прическа „кекил” („кекiл”). В переводе это слово означает „чуб”, „чело”. Волосы ребенка на голове аккуратно стригут, оставляют небольшой кекил — челку, чуб спереди. „Кекил” тоже имеет разновидности, точнее разное расположение: его оставляют и сбоку, и на затылке — в общем, где душа пожелает.
Еще один вариант оберега — „тулым” (тiлым):
Так же, как и в предыдущих прическах, аккуратно стригут волосы, по обеим сторонам затылочной части оставляют небольшие кружочки волос. „Тулым” считался прической для девочек, реже — для мальчиков.
Расти коса...Издревле главной задачей подобных причесок считалось отвлечь внимание недоброго глаза. Люди верили, что волосы обладают огромной силой оберега для ребенка, который, как считалось, очень привлекателен для черных сил. По сей день, говорит Альжан Даутов, люди верят, что „айдар” является связующей нитью между ребенком и космосом, таким образом защищая и оберегая младенца и позволяя ему получать свыше нужные знания и энергию. Также считается, что ребенка, у которого есть „айдар”, ни в коем случае нельзя обижать, поскольку сказанные им слова могут сбыться, а сила, кроющаяся в его руках, может дорого стоить обидчику. Чаще всего „айдар” отрезают мальчику в тот день, когда совершают обряд обрезания, что символизирует переход в более взрослую жизнь.
Вообще коса у мужчин была атрибутом еще домусульманских тюрок, которые использовали ее в качестве защиты в бою (кочевники использовали свои косы в качестве своеобразного щита, который мог притупить удар меча, нанесенный врагом). После принятия ислама отращивание волос себя так и не изжило, а сегодня является скорее данью современной моде. Так считает имам Ахмед Тайжан-улы. Он говорит: „То, какая у ребенка прическа, не имеет никакого значения. Мы не категоричны в этом вопросе, поскольку это особенности нашего региона. И если наши братья и сестры отращивают детям косы, мы не запрещаем. Но наш долг напоминать, что все в руках Аллаха и, кроме него, нам ни на кого и ни на что не следует уповать”.
По национальной традиции казахи стригут малыша, когда ему исполняется 40 дней. Если родители не хотят стричь его в это время, они просто могут срезать прядь волос на голове крохи в любом месте.
А еще, к примеру, восточные астрологи уверены, что даже самая обычная стрижка волос может повлиять на судьбу. Тибетцы указывают как на благоприятные дни для стрижки (бритья) волос (эти дни позитивно влияют на долголетие, удачу и внешнюю привлекательность), так и на неблагоприятные, поскольку стрижка в эти дни может повредить жизненную силу человека и навлечь беду.
Магическая силаВера в чудодейственную силу прически помогала чувствовать себя спокойно. История свидетельствует, что у разных народов бытовали поверья о том, что в волосах сосредоточены жизненные силы человека.
Так, например, в Древнем Египте тоже были „защитные” прически: детям оставляли „детский локон” — длинную прядь на виске, которую состригали, когда ребенок становился совершеннолетним. Жители Маркизских островов, когда стригли ребенка, оставляли у него на голове одну длинную прядь, в которой, как они считали, при необходимости могла бы спрятаться душа. У франкских королей все было еще необычнее — они ходили нестрижеными с самого детства. Подстригся — значит отказался от своих прав на престол. Молодые древнегерманские воины не стригли волосы и бороду до тех пор, пока не убивали первого врага. Священнослужители, маги и колдуны не стригутся, так как длинные волосы являются для них проводниками тонких энергий.
Подтверждение тому, что в давние времена верили в магическую силу нестриженых волос, можно найти и в Библии. В Ветхом Завете есть рассказ о богатыре Самсоне, вся сила которого была заключена в его волосах. Возлюбленная, которая его предала, остригла их, и Самсон лишился своей силы. Враги победили его, сделали рабом, заковали в цепи... И очень удивились, когда волосы Самсона отросли. И тогда он решил жестоко отомстить — обрушил своды здания, где пировали враги.
В католицизме знаком принадлежности к духовенству является тонзура. Выбритые на макушке волосы символизируют аскетизм, потерю плодородных сил, отказ от земных плотских желаний. При принятии монашеского сана в православии, а также при крещении человека символически отрезается прядь волос. Паломники в Мекку бреются наголо. Это — приношение волос в жертву Аллаху. А когда побрился японец — это значит, что он принял какое-то окончательное важное решение. В жертву Богу волосы приносили маньчжуры, китайцы, гольды, айны, состригая волосы с передней части головы, чукчи — только макушку. Вступивший в буддийскую монашескую общину отказывался от всего, в том числе и от волос.
Вот таковы истоки вошедших в моду вариантов причесок.
Автор: Раушан Бостанова
Источник: журнал "Лиза. Мой ребенок", февраль 2011