Раннее обучение
Воспитание двойняшекМного обсуждаются авторские (не буду уточнять авторов) методики обучения чтению, математике, другому языку...
Для размышления приведу статью с российским ученым-физиологом М.М. Безруких
Выдержки:
Одна из инноваций 90-х годов:
преподаватели стали требовать от родителей, чтобы те приводили в первый
класс читающих и пишущих детей. Родители и стараются: ребенку еще трех
лет не исполнилось, а его заставляют читать. Это бессмысленно и опасно.
У детей, которых научили читать очень рано, формируется неправильный
механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают
содержание текста. При правильном подходе маленький человечек, начиная
читать, отслеживает каждую буковку, анализирует ее. Это делается,
конечно, очень медленно. Но постепенно процесс убыстряется. Если же
с ребенка сразу требуют: «Читай быстрее!», он вынужден использовать
другой способ. Схватывает первые три-четыре буквы, а дальше угадывает
слово. Причем не всегда правильно. Тогда движение его глаз напоминает
работу челнока: «убежал — вернулся», потому что не ухватил смысла. Одно
из последствий такого обучения — «механическое чтение», когда малыш
очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии.
Есть еще одна проблема, о которой
взрослые редко задумываются. К тому моменту, когда ребенок сам начинает
читать (в 5-7 лет) он еще достаточно долго может читать только
относительно простые тексты (сам процесс чтения еще сложен). Но к этому
возрасту те тексты, которые он должен читать сам — либо ему много раз
прочитаны, либо не очень интересны, а то, что было бы интересно — читать
сложно. Как разрешить это противоречие, чтобы не разрушить желание
читать? Я вижу один путь — взрослые должны продолжать читать ребенку
интересные книги, которые он еще не может читать сам.
Вариантом такого чтения могут быть
аудиокниги, но каждую прослушанную часть хорошо бы обсудить, не только
для того, чтобы ребенок учился понимать и анализировать прочитанное,
но и для того, чтобы понять насколько активным был процесс слушания. При
этом следует помнить, что эффективное восприятие аудиозаписи сложнее
и короче, чем восприятие непосредственного чтения.
Мы перестаем читать ребенку в тот
самый момент, когда он сам научился складывать буковку к буковке. Это
большая ошибка. Когда ваш второклассник просит почитать перед сном,
не отказывайте ему, не говорите: «Ты сам умеешь!»
Лучше прочитать пять-шесть страниц и остановиться на самом интересном
месте сказки, чтобы он сам ее закончил. Вот тогда вы ненавязчиво, без
нотаций, посеете интерес к книге. Ребенок не любит делать то, что ему
пока трудно. Его можно понять: взрослым тоже это свойственно. Что касается раннего обучения иностранным языкам. Вообще, до школы происходит небольшое знакомство с языком. Я полагаю, что учить иностранному языку осознанно можно лет с девяти. И тогда не нужно будет столько времени тратить на обучение. Часто возражают и говорят: «А Александр Сергеевич Пушкин? А Набоков?». Но это лингвистические гении. А вот если не гении, тогда возможны проблемы. Можно вводить систематическое обучение, если у ребенка нет проблем с родным языком. Но если у ребенка есть нарушения речевого развития, а сейчас, к сожалению, 60% детей имеют нарушения речевого развития, я бы не рекомендовала вводить второй язык до школы. |
Екатерина
я занимаюсь со своими мальчиками(2 года 5 месяцев) ранним развитием, но все в меру. Математику, чтение и уж тем более иностранный язык я думаю раньше лет 4-5 это бессмысленно. Надо сперва освоить самое необходимо, а уж потом все остальное.
07.11.2013
Ответить
Ольга
есть сензитивные периоды - тогда и надо учить, все получится легко и быстро, а так только привьешь нежелание учиться вообще. а заниматься - это главное правило для родителей.
08.11.2013
Ответить
Алёна
Прочитала.Не понимаю одного,а зачем ребенку читать до 3 лет?Как можно читать,если еще твой словарный запас так мал,что таких текстов чтобы было понятно раз ,два и обчелся?В чем смусл подобного и стоит ли вообще о таком говорить?Я ,конечно,читала о таких родитеlях,но их в общей массе такой мизер,что стоят ли они того,чтобы о них говорить?
Про второй язык все очень сложно.В наше время огромное количество смешанных семей которые имеют родным языком совершенно разные языки и каждый говорит с ребенком на своем.Или семья общается на одном,а окружающие на другом.И как ребенка уберечь от второго языка?Он ведь пойдет в детский сад,будет ходить во всякие общественные места,дружить с другими детками.Не изолировать же его от всех....
07.11.2013
Ответить
Ольга
Ален, это цитаты, ты все интервью читала?Про чтение - это все к раннему обучению чтению с пеленок (есть комплект "Умница ", н-р, тот же Доман). Они учат беглому чтению образов слов (запонимают просто тупо целиком слово, как иероглиф), а не учат буквы и слияния. Просто написала сюда, а пост так и просится в сообщество "Ран развите", через пост об обучении чтении с года ( а то и раньше). Видимо, думают, что ре так себя лучше занимать будет)))(шутка), а серьезно- рано читает-много знает-гений! , вот и цепочка логики родителей.Про двуязычные семьи речь не идет...Тут обучение англ в нашей российской действительности, когда ре и толком-то по-русски не говорит, а родители туда же! - английский ( у автора куча примеров, исследований).
08.11.2013
Ответить
Алёна
Не,не читала.Просто я не считаю метод развития раннего чтения ни положительным ни отрицательным.Тк все ,как всегда,зависит от человеческого фактора при котором одна и та же методика может быть злом и добром.Если родитель начинает учить младенца не с развивающих карточек "Мира на ладошке" и подобного уровня,а сразу с математики ,чтения итд невзирая ни на что,то разве в этом виновата методика?Ни одна методика не говорит что не надо слушать ребенка,подстраиваться под его индивидуальность.Тока родителем плевать,они "по трупам" ,а потом вопят - методика виновата.Вот как-то так...
08.11.2013
Ответить
Ольга
Говорят, на западе есть школы для родителей.... У нас тоже в вузах вводят педагогику, но что-то толку...
09.11.2013
Ответить
Алена
Учителям вообще удобно что бы детки приходили в школу и уже многое знали,не надо сильно напрягатся.Всему свое время,а букварь для того и надо что бы учится читать
07.11.2013
Ответить
Анна
Ага! Только учителям и всей системе это не объяснишь. Интересно, а существуют школы, где не требуют от будущих первоклашек беглого чтения и математических знаний? Где первая книга букварь и считают на деревянных палочках? Или такое щас только в классах коррекции преподают? Подруга сына в первый класс повела в гимназию. Я в шоке, как они готовились! Ребенка детства лишили можно сказать.
07.11.2013
Ответить
Алена
наверное такие школы остались только в нашей памяти.Я шла в 1класс и не знала ни одной буквы и закончила школу отлично,а сейчас....
07.11.2013
Ответить
Ольга
У меня такая школа, самая обычная из обычных...., только родителям это не нравится: низкий уровень класса ( а на самом деле - это норма не читать, знать немного букв, считать до 10 и обратно, и-и-и усе...). Всех же своих гениями видят..., а потом и говорят, мол, программа тяжелая...Хотя, блииин, постоянно с такими род спорю, ну какая тяжелая!!! А что будет в старшей школе??? В начальной все зависит от учителя, тот грамотно выберет, чем нужно забить голову, а что оставить так для общего развития... На то сейчас и стандарты сделали.
08.11.2013
Ответить
Thunderella
У нас в одной обычной школе, не из лучших, на подготовке занятия по физре, информатике... Я тоже оторопела.
08.11.2013
Ответить
Ольга
Ну занятия физ-рой не помешаю, главный бич- это гиподинамия, хоть развеются... А информатика- ну куда от новых технологий? Не убежишь.... Все логично!)))
08.11.2013
Ответить
Thunderella
Английский, кажется, там тоже есть... Смысл не понимаю.У нас в классе учитель игры организует, разминки и без формального урока физкультуры.
08.11.2013
Ответить
Ольга
Это физкультминутки - они должны быть, их цель - переключение и повышение работоспособности. Урок физры преследует другие цели. А вот англ язык по стандарту со второго, тут перемудрили, модными хотят быть...
08.11.2013
Ответить
Thunderella
Я, честно говоря, не знаю, куда они там столько впихнули, если дети занимаются полтора в общей сложности часа раз в неделю.
08.11.2013
Ответить
Ольга
Там есть определенные цели и задачи, адаптировать ре к школе, немного подготовить.... Что они вложили в подготовку-они сами только ответят...!
08.11.2013
Ответить
Thunderella
Мы пока ходим чисто познакомиться с учителем и одноклассниками, прощупать обстановку в школе.
08.11.2013
Ответить
Ольга
Если по закону, ре не должен уметь читать..., научат в школе, но должен быть словарный запас, логика и т.д. Учителю легко работать с выровненным классом ( как в гимназиях и лицеях, там и показатели от этого выше), а у нас в школе пол-класса читает, треть - знает буквы, остальные - воспитаны телеком, даже ручки не видали! Вот и все обучение....
08.11.2013
Ответить
Thunderella
Я старшую так учила читать (+ у этого автора есть очень стоящая методика обучения ИЯ): http://thunderella.livejournal.com/43571.html
07.11.2013
Ответить
Елена
Спасибо! Очень интересная методика. Никогда про нее не слышала. Дочке 6 лет. Учу ее читать уже наверно год, а толку мало. А к школе, к следующему сентябрю уже надо уметь. Она вроде умеет складывать буквы в слоги и слова, но пыхтит над каждым словом. Быстрого чтения не получается. Обязательно попробую этот метод))
07.11.2013
Ответить
Ольга
Не подгоняйте малышку, а то убьете все желание читать. А еще ошибки: неправильно подобранные тексты( мелкие буквы, не интересно, сложные слова), лучше всего русс.нар. сказки!)Удачи!
08.11.2013
Ответить
Елена
Оля, я и не подгоняю. Поэтому и учимся уже год)) Проблема в том, что в школе в которую мы идем, в первом классе нужно бегло читать. К сожалению современные стандарты хороших школ такие. Раньше было по другому.Я шла в школу не умея читать, муж умел читать с 5 лет, в его семье так было принято.
Вообще если Вас интересует раннеее развитие, могу рассказать. Я им очень увлекалась со старшей. Сейчас с малышами им не занимаюсь, не потому, что против, а сил и желания нет.
08.11.2013
Ответить
Елена
Разница огромная. Старшая в год разговаривала короткими предложениями. В 1.6 говорила фразы типа: "Мама, я сегодня утром видела, как чайка парила в небе". Младшие кроме кач-кач, бах, мама, баба и еще нескольких слов ничего сказать не могут. И разница не только в речи, во всех аспектах развития.
09.11.2013
Ответить
Ольга
А я думаю, что это из-за двойни... Я много занимаюсь с детьми, но слова пока "кач" и "бах"!)))
10.11.2013
Ответить
Елена
А как занимаетесь? Мне показалось, что Вы несколько против "раннего развития"... Или нет?
10.11.2013
Ответить
Ольга
Я с умом подхожу. Имея педобразование и педпрактику, многое спорно... Н-р, комплекты "Умниц" - маркетинг какой-то...У нас развитие речи по альбомам и книгам, включаю развитие артикуляции, дыхания, пальчиковая гимнастика. Общее интеллектуальное развитие- расширяем кругозор. ТН - не провожу, скучно как-то по одной теме, да и возраст маловат... Тут еще дети темпераментные... Не усадишь более 5-10 минут, меняю вид деятельности постоянно.
10.11.2013
Ответить
Елена
Да, занимаетесь действительно много)) Ну значит накапливают они у Вас знания. Потом разом выдадут)) А физическим развитием занимаетесь? Мне очень симпатичен взгляд Лены Даниловой на раннее развитие http://blog.danilova.ru/. Хотя и у нее много маркетинга.
10.11.2013
Ответить
Ольга
Лена, знаешь стараюсь...но в пределах квартиры это так сложно! (это мое горе прямо...). сама знаю гармоничное развитие - залог развития мозга человека, моторика крупная должна быть. стараюсь танцевать, бегать, ну примерно как в дет саду проводить день, чтобы игры чередовались с подвижными играми и занятиями на логику-мышление (хотя без мышления ничего не проведешь!)))
11.11.2013
Ответить
Елена
Оля, молодец!!! Море энтузиазма)) Гармоничное развитие детей)) А у меня педагогическая запущенность. Сами бегают, сами танцуют, сами на спорткомплексе висят, сами игры себе придумывают, сами говорить учатся... От нормы не отстают и хорошо))
11.11.2013
Ответить
Ольга
Самостоятельность - но в меру, это очень хорошо. Дети должны уметь играть самостоятельно... Тоже играют, но рядом...Мама, рядом сказали!!!))) (как в анекдоте)
11.11.2013
Ответить
Елена
Попробовала вчера на дочке методику, на которую Вы ссылались. Первые несколько стадий мы проскочили за 5 мин., т.к. читать она все же уже имеела. Но, что удивительно в результате одного нашего вчерашнего занятия скорость чтения увеличилась раза в 2!!! Сегодня вечером еще раз проверила. Действительно работает!!! Спасибо!!!
08.11.2013
Ответить
Елена
Попробовала вчера на дочке методику, на которую Вы ссылались. Первые несколько стадий мы проскочили за 5 мин., т.к. читать она все же уже имеела. Но, что удивительно в результате одного нашего вчерашнего занятия скорость чтения увеличилась раза в 2!!! Сегодня вечером еще раз проверила. Действительно работает!!! Спасибо!!!
08.11.2013
Ответить
Thunderella
Я рада! Я старшую начинала учить по букварю, она долго читала не слогами, а отдельными звуками. Я плюнула и стала с ней просто хорошие книжки читать, она следила глазами за моим пальцем. Даже, по-моему, мы не все этапы методики прошли. И она скоро стала читать бегло и слитно. Сейчас, с год спустя, читает сама "Денискины рассказы", "Карлсона" без сокращений", энциклопедии... Хотя я этого не добивалась.
08.11.2013
Ответить
Елена
Вот и мы над букварем все пыхтели. А большие книги и энциклопедии я ей читаю, но пальцем водить мне в голову не приходило. Слушает с огромным интересом. Может и у нас до самостоятельного чтения когда-нибудь дойдет...
08.11.2013
Ответить
Ольга
Т.к. не учитель нач классов, про такого автора не слышала. Да и в школе авторских методик нет, там уже отработанная система буквослияний-слогов и т.д.Почитала, все грамотно... Только рассмешило, что читать надо до 16 лет!)))Я сделала вывод по жизни, главное - не ВО сколько, а СКОЛЬКО! читаешь вообще. Если родители не покажут собственным примером любовь к книге, хоть с пеленок читай, хоть нет...
08.11.2013
Ответить
Thunderella
Я, когда училась на инязе, чисто случайно узнала о его методике. Кажется, из журнала "Иностранные языки в школе". А в вузах по старинке учат учить.У меня сейчас получается намного меньше и реже читать старшей. Хотя она много читает сама, но я жалею о таком изменении.А почему не до 16? Если книги хорошие и по возрасту.
08.11.2013
Ответить
Thunderella
Да, конечно. А у меня глаза устают после рабочего дня. Частично выручают аудиокниги, которые в т. ч.можно вместе с детьми слушать.
08.11.2013
Ответить