Книга Татьяны Егоровой "Капризы и истерики"
Воспитание двойняшекМожет кому пригодится. Разбираются конкретные ситуации. Распространять можно со ссылкой на автора и без изменений. Лично мне понравилась.
"Ольга: Как справиться с упрямым ребенком, игнорирующим слово «нельзя»? (1год 7 месяцев). Например, сегодня ситуация во дворе - дочка увидела у девочки яркую игрушку, и побежала к ней, чтобы взять ее, посмотреть. Девочка, явно не хотела делиться игрушкой, они с мамой встали и пошли. Даша бежит за ними. Я ее беру за руку, говорю - пошли Дашенька, это игрушка девочки, идем, покатаемся на качелях, идем, мама даст тебе другую игрушку. А она даже не слышит меня, вырывается, начинает кричать. Совершенно не реагирует на мои просьбы. Бежит за ними, я даже на руках не могу удержать ее, она вырывается, кричит. Начинаю строже - говорю сейчас домой пойдем, больше не будем гулять - а ей все равно на мои слова - вот ей захотелось что-то и все!! Я взяла ее через силу понесла домой, она еще час в истерике ревела - хотела на улицу. И так изо дня в день все повторяется. Я уже не хочу на улицу с ней выходить. Как так происходит, что взрослый человек совершенно не может справиться с маленьким ребенком? Как научить ее слушаться, не игнорировать слово «нельзя»? Еще ситуация которая повторяется каждый день - дети на качелях катаются - Даша бежит туда - я ее назад, боюсь чтобы качелей не ударило - говорю, сейчас детки покатаются и мы пойдем, а ей по барабану, вырывается, кричит. Как быть в таких ситуациях?
Татьяна Егорова Ольга, здравствуйте! У вас сейчас непростой период и, скорее всего, кризис первого года прошел достаточно болезненно (из спокойной и послушной дочка превратилась в упрямую и настырную девочку). Хотя это - закономерный процесс и свидетельствует о нормальном психологическом развитии, но нужно учесть важный момент. К возрасту 1 г. и 7 мес. при правильном отношении к ребенку переломное поведение обычно выравнивается и с малышом удается более-менее договориться. Если - нет, нужно пересмотреть свое воспитание.
Какие могут быть распространенные ошибки у родителей:
1. Большое количество запретов (более 5-7 в течение дня). «Не трогай», «Не лезь!», «Нельзя пачкать» и т.д. И такой ребенок, постоянно одергиваемый, в конце просто перестает реагировать на ваши окрики. Слово «нельзя» потеряло значение и поэтому малыш его игнорирует.
1. Непоследовательность в воспитании: «Сегодня нельзя, а завтра можно». В этом случае малыш просто не понимает смысла противоречивых указаний. Слово «нельзя» также утрачивает силу, а кроха начинает «шантажировать» вас своим поведением, провоцируя вас на всплеск негативных эмоций и проверяя, в каком случае его упрямство сработает.
1. Разный подход к воспитанию у отца и матери. Возможно, ваш муж что-то разрешает, а вы - запрещаете и наоборот. И здесь привить понимание «нельзя» практически не реально. Ребенок побежит к тому родителю, который разрешит что-то: «А папа сказал, что можно!» и т.п. Подрывается авторитет другого родителя, а ребенок становится манипулятором. Непоследовательность и разный подход у обоих родителей не создает четкие границы дозволенного, которые должны быть у любого малыша для его же спокойствия и безопасности: «Мама сказала - и точка, она запрета не меняет». Когда малыш знает, что это решение не поменяется спустя день, неделю, месяц и т.д., он начнет признавать эти границы и вести себя спокойно. Ольга, вот основные ошибки, которые приводят к игнорированию слова «нельзя». Продумайте стиль воспитания, постарайтесь ограничить число запретов до минимума (5-7 самых основных в течение дня, касающихся здоровья и безопасности ребенка), учитесь находить привлекательные альтернативы в спорных моментах («это нельзя, а вот так - можно»). Старайтесь не ругать там, где можно потерпеть: пролила сок, к примеру, спокойно говорите: «Не страшно, вот мы с тобой возьмем тряпочку и вытрем», т.е. показываете приемлемое поведение, учите ее отвечать за свои действия и устранять последствия. Это важно для ребенка. Если она провоцирует вас там, где опасно (нарочно прыгает на краю дивана, протягивает руку к горячему стакану или утюгу) - обеспокоенным тоном скажите: «Это опасно! Будет больно/горячо». Если не слушается - предоставьте ей упасть с дивана (на пол постелите мягкое одеяло для перестраховки), чуть обжечься пальчиком… Она усвоит, что ваше предупреждение было разумным и вас надо слушаться. Пара-тройка таких «обучающих» ситуаций - и данный запрет будет иметь для нее реальную силу. Еще момент. Если поведение становится неуправляемым - единственный способ, схватить ее в охапку и пойти в уединенное место. Дождаться молча, пока она успокоится, не предпринимая ничего. Просто будьте рядом. Как только она успокоится, скажите ровным голосом, что «отнимать игрушку было нельзя, девочка уходила домой с мамой», «бежать к раскачивающимся качелям опасно - они могут ударить и будет больно» и предложите погулять. Такое объяснение в спокойном состоянии дочки воспринимается гораздо доходчивей, чем в состоянии ее аффекта. Запрещать гулять не стоит, это достаточная травма. Повторяются выходки? - снова уводим ее и успокаиваемся. Пусть кричит и брыкается, лишь бы не ударилась и не упала на что-то твердое. Это эффективно работает. Она поймет, что ее поведение - просто не приемлемо и тогда качели, отнимание игрушек и многие аналогичные ситуации перестанут быть такой проблемой. "