Отличный результат -2 (неожиданное продолжение)
Выпускные (10-11 классы)Написав статью Отличный результат о психологических особенностях отличников я не предполагала, что она обретет очень интересное, а в некоторых местах и неожиданное продолжение. Благодаря моим верным читательницам и клиентам, тема развилась и раскрылась с другой стороны. Результатом этой совместной работы я делюсь с вами.
Для тех, кто статью не читал и не хочет, а также для тех, кто читал, но подзабыл о чем там, краткий смысл: во многих случаях отличниками дети становятся не в силу своих природных талантов и не по своей воле, а «благодаря» жесточайшему давлению со стороны родителей, которые имеют собственные планы на ребенка, никак не связанные с детскими, и часто нереализованные в жизни сами. Все это отражается на психике ребенка не самым лучшим образом, приводя к «отличному» в кавычках результату. Большое количество таких отличников становится постоянными клиентами психотерапевтов, так как не могут справиться со своими внутренними проблемами. Основной вывод – таких детей родители не принимали «как есть», не любили, исправляли и перекраивали по своим шаблонам.
Мне стали писать «отличники», которые учились и становились отличниками сами, отводя своим родителям минимальную роль в этом процессе. Я радовалась, что вот, наконец –то, встретились «здоровые и счастливые» природные отличники. Однако изучая ситуацию дальше и задавая уточняющие вопросы, вывод оставался таким же неутешительным…
Рыжая Маша (комментирует):
Я не отличница, к счастью и быть ей не хотела никогда, это определенная ответственность, да и лень всегда было!)) А вот есть у меня подружка отличница по жизни, поделюсь с ней и обсудим)))… только что с подружкой обсуждали. Она говорит, что она не согласна, что ее недолюбили. Она была отличницей, потому что была жирная. слон! и ее дразнили. и поэтому она получала только пятерки. и в универе тоже... а я считаю, что толстеют тоже не просто так.
Алла vse-sbudetsya.ru (комментирует):
я была отличницей, потому что мне был в кайф сам процесс, мне нравилось узнавать что-то новое и рассказывать это другим, я привлекала дополнительную литературу и мне нравилось сидеть в библиотеках, в этом было что-то волшебное. учебой я могла заниматься до 3 часов ночи, а то и больше, я впадала в состояние эйфории от осознания, как до определенного знания дошел тот или иной ученый, исходя из того, что было на предыдущем этапе развития. Я любила учить стихи и смотреть-сколько стихотворений в памяти может удержать мой мозг. учиться меня не заставляли и даже почти никогда не проверяли домашних заданий.
нет, все не так безоблачно, мои родители были заняты собой, разводом, любовными разборками и алкоголизмом. Я из семьи научных работников, дед был профессором института Репина в Питере, отец — деканом истфака, мать тоже преподаватель-по медицине. Родителям было не до меня и до 7 класса я была троишнецей, а потом я подумала, что я не хуже других, проанализировала отличников и стала отличницей, старостой класса, ну и в университетах тоже круглая отличница, в дипломах нет четверок. Возможно,это был уход от домашней атмосферы, трудно сказать.
Ольга (во время консультации):
Кратко о детстве: я была скромной всегда, мама за это меня стыдила, говорила - ты закомплексованная, куда тебе, ты не сумеешь, не сможешь. Хотя я училась отлично и была в школе активисткой, просто трудно было иногда первой завести разговор, непринужденно влиться в игру. При этом разговоров по душам, теплого контакта с мамой не было. Мамины фразы "мало ли что ты хочешь, много хочешь-мало получишь" - на многие мои просьбы….
После смерти папы я стала бояться темноты, заболеть и умереть, быть дома одна. Я несколько раз пыталась показать маме, что мне плохо без нее, что она нужна мне, но особого отклика не помню.
Дааа, многое в статье про меня, только мама не ругала за оценки, а как-то ей было все равно. Я достигала многого, благодаря истинным способностям в том числе, а она будто не видела, обнуляла мои достижения. Все хвалили - она нет. И больше всего боюсь передать это "дивное наследство" дочери.
И еще много подобных историй пришло. Все эти эпизоды очень похожи. Они – про компенсацию. Когда чего-то не хватает, человек пытается компенсироваться в другом виде. Стараются за счет отличной учебы и результатов заслужить признание значимых людей, повысить собственную самооценку, выжить, справится с чувством никчемности, доказать самому себе « Я ЕСТЬ!!!!», «Я ЧТО – ТО ЗНАЧУ В ЭТОМ МИРЕ!!!»
Читая все это, вспомнила одну девочку – когда преподавала в школе физику, в 7 классе была такая. Очень работящая, талантливая, олимпиадница. На фоне всего класса выделялась. Длинная черная коса и безупречная одежда. Но вот была одна черта, которая меня смущала – как не подойдет за оценкой или к доске – от нее шел запах дешевого курева. Я молчала, но через какое-то время поговорила с классной – так, мол, и так, не могу поверить что такая «прекрасница» смалит как паровоз, но другого объяснения не могу себе представить. А классная прямо вся подпрыгнула и шепотом (!!!) стала меня просить: «Пожалуйста, не говорите никому. У девочки очень сложная ситуация, оба родителя запойные алкаши. Она сама все с малых лет – и покушать и постирать и погладить. Живет на кухне на диване. Я знаю, что надо ставить на учет и изымать – но она меня просила не сообщать никому, иначе точно интернат, а там она пропадет. Сама в соцслужбу ходила – маму отмыла, привела в порядок, отвела показать, пока трезвая. Как деньги появляются, дома постоянно попойки, дым коромыслом. Ребенок выживает. Мы ждем с ней девятый класс – чтобы в училище с общежитием какое. Пожалуйста, молчите!» Вот такой тихий ужас…
Но это так сказать цветочки…
Когда я проходила курс суицидологии (для дальнейшей работы с самоубийцами), наша преподаватель рассказывала, что есть сезонные колебания количества суицидов. Стандартно обострения – осень, весна – депрессуха у многих, а у этих особенно. Но вот есть категория, у которых пик – конец весны и лето. Казалось бы - ну что тут может быть? Депрессивный сезон закончился. Природа цветет – живи и радуйся, солнышко светит, все в движухе, пора отпусков и любви. Кто ж эти несчастные, кому так жизнь не мила? Никто из нас не догадался. А ответ оказался до боли прост… Они самые, отличники.. В пору сдачи экзаменов и поступления не справляются со стрессом и вот таким печальным образом сбегают. И не так уж и мало их, этих «замученных учебой и ответственностью дитят». Почему так? Не умеют они справляться с жизнью. Научены по шаблону, строго в соответствии с правилами, задачи с известными ответами. А тут - такая неопределенность. Вот он – час икс, ради которого все эти годы с учебниками подмышкой до утра, без права на ошибку, без личной жизни и часто изгоями в собственном классе. Такое заветное поступление в вуз, выбранный задолго до рождения выпускника его родителями. Уже так близко. А вдруг завалю? Вдруг не оправдаю доверие родственников? Опозорю весь род до пятнадцатого колена? И это – по нарастающей. В глубинах отчаявшейся и такой ранимой подростковой души. И не выдерживают. Становятся нервными, агрессивными, с бессоницами, головной болью.
« Я не узнаю вашу Катю. Будто подменили. У нее выпускные на носу – а она возле доски элементарное не может ответить. Контрольную последнюю написала на четыре с минусом(!). Это же немыслимо. Может что-то в семье происходит? Может влюбилась? Я боюсь, что так она медаль не получит.» - тараторит обеспокоенная классная в трубку маме бедолаги - отличницы.
« Ой, что вы.. сама не понимаю что с ней. Каждый день готовится. Гулять вообще не ходит. Телевизор, компьютер – даже сами не включаем, чтобы не отвлекать. Три репетитора по предметам – раньше сама ездила, а теперь к нам приезжают. Они тоже жалуются, что девочка перестала давать результат. Даже не знаю, что делать, столько готовились, если завалит - будет ужас. Может, вы поговорите с учителями – пусть ее не трогают сейчас. Мы обязательно отблагодарим,»- мама действительно переживает.. но не столько за дочку.. сколько за заветное место в МГИМО.
Если кому-то знакома такая ситуация – срочно отведите ребенка к психологу. Просто бегом!!! Именно такими детьми пополняется неблагоприятная статистика.
И та же преподаватель рассказала о вопиющем случае в своей практике.
Девочка, круглая отличница с первого класса, будущая медалистка, предвыпускной класс (десятый!!!). У нее случается конфликт с преподавателем географии. Предмет непрофильный и девочка что-то там забыла сдать – реферат вроде. Учитель, стремясь к гаденькой справедливости, ставит 2 и 4 полугодовую. Кажется, что тут жуткого. А то, что четыре получается за год, раз оценки 5 и 4. И эта отметка влияет на медаль – так как по правилам тех лет учитывались результаты и за десятый класс тоже для непрофильных предметов. Девочка восприняла новость слишком спокойно (а это показатель шоковой реакции). Все присутствующие одноклассники в один голос утверждали, что она совершенно молча собрала рюкзак и вышла из класса, даже не попытавшись поговорить с учителем. Пришла домой. Попросила маму не беспокоить, так как разболелась голова. Мама знала, что это постоянно и не заходила. Привлек ее через какое – то время сильный сквозняк. Она зашла в комнату – а девочка стояла в открытом проеме окна седьмого этажа на подоконнике и смотрела вниз. Надо отдать должное маме, которая в такой ситуации не запаниковала и не стала орать, а просто начала разговаривать с дочкой. О том, что происходит на улице. Не о проблемах, не о школе.
« Помнишь, когда ты была маленькая, мы с тобой каждый вечер сидели у окна и ждали пока приедет папа с работы. И смотрели, кто и куда идет, и придумали, что слышим их мысли. И рассказывали друг другу»
«Помню. Это было давно»
«Да, мы давно уже не сидели возле окна. Папа скоро придет. А кто там сейчас идет?»
« Мальчик с собакой.. Идет по дорожке. Старушка с палочкой…»
Этот диалог продолжался больше часа. Пока не пришел папа. Он вызвал скорую и МЧС. Мама говорила и говорила, обо всем что случалось в их жизни, о разных моментах. Не давая девочке вспомнить о проблеме. Девочка наблюдала, как приехала скорая. Как пожарные растягивали полотно и становились в круг. А потом повернулась к маме и попросила помочь слезть. « Мамочка, я так устала..»
Думаете такой кошмар со счастливым концом? К сожалению, нет. Девочку отвезли к знакомой психиатру. А там женщина-врач и медсестра, в целях понятных, но абсолютно непрофессионально, прямо в кабинете стали увещевать девочку: « Да что ты себе удумала? Я знаю твою семью – такие интеллигентные люди. Какой это удар для них!!! Ты понимаешь, что теперь, после этого случая у тебя будем «волчий билет»? Ни один нормальный вуз тебя не примет…» Тирада была длинная и очень «правильная». А на улице стоял цветущий май. Было жарко и конечно открыто окно. Девочка в него прямо на глазах у двух «кудахтающих куриц» и выскочила.. Благо, что этаж был второй.
Родители совершили подвиг ради девочки – продали квартиру и уехали с ней в другой город. Начали сначала все… ееон
А на всех окнах второго этажа тоже сделали решетки, как и на третьем - на всякий случай.
Вот такая «классика жанра». Бегут всю свою школьную жизнь, закусив удила, а на самом финише «ломаются». Падают, как тот «марафонский» гонец, который пробежал 42 км, чтобы сообщить о победе и умер.
Собирается все это по жизни. Вспоминаю всех своих друзей-подруг отличников. И вот ни одного случая «счастливого» пока не нашлось. Даже грустно стало…
Есть у меня подруженция. С малых лет. Жизнь нас случайно свела. Так вот она – та самая. Золотая медалистка. Красный диплом. Все всегда четко, аккуратно. Сразу после завершения университета ее пригласили преподавать в том же заведении. Это очень высокий показатель. Она отработала 2 года и ушла. Ушла работать на телефонную станцию. Она – та, кому звонят абоненты, когда с телефоном что-то не так, а она проверяет линию, переключает тумблеры в огромном зале, где десятки тысяч ячеек. Часто работает в полном одиночестве. Читает запоем все подряд.
Лет 6 назад разговаривали с ней: «Вот смотри, мы с тобой две отличницы по жизни. А результат? Кому из нас пригодились эти пестики-тычинки и похвальные листы – медали? Ты - на станции в окружении машин, я с двумя мальчишками в школе физик и информатик, загнанная лошадь. Ни успехов, ни результатов, ни денег. Зачем все эти старания?»
« Ты знаешь, думаю от того все так, что нет у нас амбиций. Родители все время говорили – надо быть правильными, надо быть хорошими, скромными, о себе не думать – это эгоистично. Не высовываться. Вот и получилось по итогу все правильно – ничего нет…»
«Да, здоровый эгоизм движет вперед. Правильно – не всегда значит «верно»
Тогда разговор наш был кухонно-посиделковым. Но как-то в душе стало некомфортно. А ведь и правда – сколько всего было сделано. Все гуляли – а я сидела за книжками. Библиотека - каждую неделю ездили на трамвае и пешком еще топали с тяжелыми сумками, полными книжек. Все домашние всегда делались и на все вопросы поднималась рука. Помню как из-за ошибки в домашнем задании я переписывала 8 листов (!!!) тетради, так как вырвать лист не получалось – тетрадка была исписана больше половины. Просто начать новую тетрадь было немыслимо. Почему – не знаю. Так и сидела, переписывая печатными буквами идеальную страницу за страницей. А это был первый класс, 6 лет. Только в десятом классе, после поступления в лицей, расслабилась. Да и то, потому что встретила своего будущего мужа и влюбилась с первого взгляда. Но и тогда училась на отлично. Хотя было сложно – в лицее отбор был со всей республики. В классе – 3 девочки на 25 мальчиков, физики-математичекий уклон. И все – отличники. Вот это, пожалуй, посложнее, чем быть одним отличником в целом классе. Конкуренция дичайшая. Да и как выделяться на этом фоне? Что считать достижением? Если все одновременно поднимают руки и знают все ответы на все вопросы учителя? И учителям сложно – часто бывало так, что наши вундеркинды демонстрировали уровень интеллекта повыше учительского.
И вот, кстати, тоже оттуда история. Был у нас в классе парень один. Золотой во всех смыслах. Уникум в математике, скрипач, гитарист, певец, историк, поэт, исследователь. Он в 11 классе выиграл первое место на международной олимпиаде по математике среди школьников. В ней участвуют практически все страны мира. Мне даже представить сложно, из какого количества детей там идет отбор. Плюс к этому просто уникальная внешность - блондин с голубыми глазами. Ангел во плоти. Он, конечно, был золотым медалистом и без труда по личному приглашению поступил в университет в другой стране. И все прочили ему блестящее будущее.
А кончилось все нелепо. На втором курсе, погруженный в любимую математику и студенческую среду, лишенный контроля родителей «мальчик-одуванчик» в общежитии начал выпивать в компании. И в какой-то очередной раз выдал «белую горячку» - госпитализировали в дурдом. А там выставили психиатрический диагноз. Из вуза отчислили, домой вернулся «мертвым человеком»… Вот такой «селяви»
К чему я вообще завела этот разговор сейчас? Сын у меня старший в девятом классе учился. Пошла к классной даме на свидание – зазвала через сына. Думаю – вроде все хорошо у парня, только поведение немного «хромает» А она и говорит: «Вы знаете, мальчик ваш одаренный. Ему поднапрячься – и будет медалистом. Как раз десятый и одиннадцатый класс на носу. Все его хвалят. Если вы со своей стороны за него возьметесь, а я тут с учителями – будет золотая медаль. Но вы же понимаете – это только в ежовые рукавицы и работать, работать. А то они от рук отбиваются в этом возрасте. Нельзя ни на минуту контроль снимать. А голова у него что надо, светлая»
Год прошел. Сегодня спрашиваю: «Четверок много выходит, сынок?» « Многовато»
Вздохнула спокойно. Не пропадет моя бестолочь…
27.05.2014г
не дано мне писать))) А ВЫ вот попробуйте)