Образование, или Делайте выбор! Эксперимент № 4. Очно-заочная форма обучения.
Средняя (5-9 классы)Как честно отражено в названии, это уже четвертый отчет об эксперименте по обучению моего сына. Первый тут, второй тут, третий тут - лучше начинать читать сначала, если интересна тема в принципе.
А я перехожу, собственно, к той задумке, о которой упоминала в конце третьей части.
Да, сын ушел из своего столь вожделенного гимназического класса. Да, по большому счету сам ушел - я всегда только ищу варианты и поддерживаю его выбор, если он может его обосновать.
Причины ухода:
1. Комплектация класса на 5й год обучения. Несмотря на то, что класс считался гимназическим и самым лучшим, сильным и т. д., в 5й класс его численность была увеличена до 35 человек. Ни я, ни сын не понимали, как учитель может что-то дать 35 в массе своей слабо мотивированным детям разного уровня подготовки.
2. Уровень знаний ребенка, который, несмотря на свои хорошие отметки, мои тесты не проходил выше, чем на тройку. Чтоб Вы понимали, под моими тестами имеются в виду любые итоговые тесты, которые Вы можете найти в любом книжном магазине. Даже не усложненного уровня.
3. Чрезмерная нагрузка при отсутствии серьезных и глубоких знаний как результата этой нагрузки.
4. Скука. Скучные лекции, большие и неинтересные домашние задания, а хуже всего то, что эти задания проверяются лишь частично, выборочно и у ребенка ощущение издевательства - он делал 2 или 3 часа неинтересное задание, а его даже не проверили и не оценили. Много давления: давление учителя - делать все, делать хорошо, иначе не сдадите экзамены; давление администрации - практиковались приходы зам.директора и чтение лекций, что нужно еще больше и лучше учиться и проч.
5. Сугубо человеческое качество моего ребенка - он за год так и не нашел себе друзей. Он честно признавался, что ему скучно в школе как учиться, так и общаться. Это не значит, что дети там плохие - в своей массе это абсолютно нормальные обычные дети, много играющие в гаджеты, говорящие матом, обсуждающие виртуальные казино и т. п. Их досуг на перемене: один играет в телефон, 10 - стоят рядом и смотрят. И это хороший досуг. Плохой - это найти жертву, как-то гнобить ее и снимать происходящее на видео (об этом досуге я узнала, к счастью, когда мой ребенок там уже не учился от знакомых родителей).
6. Сугубо человеческое мое качество - я задолбалась, простите мой клатчский, слушать от педагогов разного уровня, что я безответственно отношусь к учебе ребенка, каждый раз, когда отпрашивала его на 1 или 2 дня в связи с его участием в каких-либо соревнованиях, а отъезд в отпуск был, конечно, апогеем (кстати, этот судьбоносный отпуск я начала выкладывать тут, на ББ. Если интересно - сделайте свой вывод - стоил ли он того, чтобы рискнуть школой :)).
Я слушала бесконечно, что школа сегодня - это прежде всего рейтинг, что дети для школы - это те самые средства поднятия рейтинга. Я не против рейтингов. Просто мне не хочется быть для кого-то лишь средством и, тем более, не хочется, чтобы моего ребенка так рассматривали. Это неприятно. Но это можно было бы, наверное, снести, если бы что-то значительное давалось взамен - например интересная школьная жизнь или хорошие знания. А так..... он просто должен школе все свое время, а школа ему ничего не должна.....
В общем, так или иначе, пришла мне информация на конец года об очно-заочной форме обучения в одной московской школе. Вот за что люблю Москву при всех ее минусах - тут, как в Греции, все можно найти при желании. Даже то, чего вообще, казалось бы, не может быть. И отправились мы подавать документы в другую школу на очно-заочную форму обучения в 5й класс.
Выяснилось, что только одна обыкновенная общеобразовательная средняя школа (бесплатная) в Москве реализует такую форму наряду с обычным дневным обучением.
Дети принимаются с 5 класса. Чтобы попасть на эту форму, сдают два экзамена - русский и математику. Минимальный проходной балл 8 (т. е. не ниже, чем на 4ку). Ибо эта форма не для лентяев, которые не хотят учиться, а наоборот, для детей, которые ОЧЕНЬ хотят и МОГУТ себя организовать.
Дети учатся 2 раза в неделю (5 и 6 класс) или 3 раза в неделю (с 7го и выше).
Детям преподаются только основные предметы, остальные опускаются. Например нет у них физкультуры, музыки, рисования, технологии, ОБЖ и прочих подобных.
Аттестат получают такой же, как все остальные дети. Контрольные МЦКО, ОГЭ, ЕГЭ и прочее все, что придумают Министерство или Департамент образования, сдают наравне с очной формой. Электронный журнал ведется для них так же, как для всех.
Каникул у детей нет, кроме государственных праздников. Оценки выставляются по полугодиям.
Русский язык, математика, литература - изучаются в течение всего года. Остальные предметы блоками по 6 месяцев. Т.е. например, первые полгода учат историю и биологию, вторые - географию и английский.
В основном уроки строятся парами - по два на один предмет. На первом новая тема дается, на втором - контрольная или самостоятельная по изученному ранее материалу.
Домашнего задания задается ОЧЕНЬ много. И оно ВСЕГДА проверяется учителем.
Количество детей варьируется в каждом классе. В классе моего ребенка - 10 человек.
Самое приятное, что делает моего ребенка совершенно счастливым - учиться начинают с октября, заканчивают в мае. За этот период все успевают изучить.
Самое приятное для меня - чтобы ребенку можно было не прийти достаточно написать заявление и скинуть по watsapp классному руководителю. Без каких бы то ни было лекций и разговоров на тему учебы. Учеба - это личное дело учеников и их родителей.
Ход эксперимента.
Узнала я дату сдачи экзаменов (все в один день), стала готовить ребенка. Ни шатко, ни валко - он же хорошо учился в ГИМНАЗИЧЕСКОМ классе. Поэтому так, чуть-чуть писали, чуть-чуть решали. Пошел на экзамен. А ручки дрожат - очень хочет туда поступить. Мысль, что 1 сентября все потащатся в школу, а он еще месяц будет гулять, заняла весь его мозг, все его мечты, всего его наполняла теплом и светом.
Пока дети пишут экзамен - собрание для родителей поступающих. Рассказывают все то, о чем я написала уже выше. Выступают учителя. В основном молодые, задорные. Говорят, что для этих детей они сами иначе готовятся к урокам, что уроки проходят гораздо эффективнее, что они успевают гораздо больше, дети интересующиеся и т. д. В общем, все как в сказке. Заодно знакомимся и выясняем, кто по какой причине ищет учебы в такой форме. Все как на подбор или спортсмены (выступают в том числе на международных соревнованиях), или одаренные в каких-либо областях дети (музыканты, художники). Всем им не хватает времени на свои занятия при учебе в очной школе.
Не заметили за разговорами, как пролетело время. Дети стали возвращаться. Все стали разъезжаться.
На следующий день результаты экзаменов обещали прислать на эл.почту. Ночь ожидания. Вот заветное письмо. Русский язык - тройка. Математика - пятерка. Итог: вы зачислены, привозите документы по такому-то адресу. Сын в слезах счастья. Я - в шоке. Ну как тройка опять.??!........
И вот оно заветное 1 сентября. Люди!!! Я НИКОГДА не видела сына таким счастливым!!!! Даже когда родилась ее сестра, которую он очень хотел и ждал. Даже когда мы были в отпусках. Даже когда он выигрывал крупные соревнования.
Ему просто не надо было идти в школу. Легально. Всем надо, а ему - нет. Целый месяц свободы. Это неописуемое открытие для меня.
Однако, как мы с вами, взрослые, прекрасно знаем, время летит незаметно, и октябрь пришел в свой черед. Конечно, я не дала сыну совсем ничего не делать весь сентябрь - он занимался, я - проверяла, но это же совсем не то, что ХОДИТЬ В ШКОЛУ.
Второе открытие меня ждало в первый учебный день. Выйдя из школы он рассказывал..... какие замечательные ребята в его классе! Это человек, который сменил 3 школы и за 4 года не нашел себе друзей! Он рассказывал, что они подружились … еще В РАЗДЕВАЛКЕ!!! Они ВСЕ очень интересные: есть девочка, занимающаяся конным спортом, есть актриса, она снимается в кино и «работает» в театре, есть еще кто-то..... я не запомнила - я не слушала его - я смотрела на светящиеся восторгом глаза.
А потом начались будни. Ехать в школу ему 1 час летом и 1,5 часа зимой. Но два раза в неделю это можно потерпеть. Тем более, что занятия не начинаются в 8,30 утра - гораздо позже.
Начались ОГРОМНЫЕ домашние задания - и это было самое тяжелое. Как совместить свою свободу и обязанности? Как не оставить все на последний день и не делать уроки всю ночь? (было и такое). В общем процесс адаптации не был легким. Были и слезы, и мои угрозы перевести обратно в любую соседнюю школу (это воспринимается как христианское «грешникам - в ад дорога уготована уже», а я - сам сатана, который ждет и лапки потирает). Но зато появилось время на спорт, на дополнительные занятия, на прогулки.
Итоги эксперимента.
Сын учится тут уже второй год. Пришло 2 новых человека в 6 класс. Он счастлив и пока не помышляет ни о чем ином. С трудом все еще планирует выполнение уроков на неделю и с трудом заставляет себя садиться за уроки. Но я надеюсь на лучшее - подвижки есть. Учится на 4 и 5. Бывают 3 - когда не усвоил весь объем домашнего задания.
По итогам 5го класса я внесла некоторые коррективы в 6й. Например, по всем предметам купила рабочие тетради к учебникам и потребовала от него при изучении устного предмета делать ВСЕ упражнения в рабочей тетради - тогда я буду считать, что он домашнее задание подготовил. А просто прочитал и пересказал - это ерунда, это через 2 дня забылось. Результат - налицо - он сам увидел, что с тетрадями и записями знания гораздо дольше остаются в памяти. (Сначала был бой насмерть - не хотел ничего писать в тетрадях - это ж никому не нужно говорил - никто не проверит...... ).
Также я купила дополнительные тренажеры по русскому и математике - как же много сейчас выпускается таких вещей! Чьих-то авторских разработок и наработок! И они вообще не используются зачастую в школах!
Также мы используем ресурс УЧИ.ру, так же участвует сын в олимпиадах. Также решает олимпиады на ресурсе ОЛИМПИС.ру.
Что могу сказать из минусов:
1. При очень хорошей подготовке по русскому, литературеи математике, подготовка по устным предметам слабая. Хотя, подозреваю, это для меня она слабая, а в обычных школах такая же. Но большой плюс, что почти каждый урок детям раздаются темы для подготовки презентаций и материал изучается таким образом - на уроке не учитель вещает из учебника, а каждый ребенок презентует что-то свое. Остальные - внимательно слушают - им нужно будет задать заковыристый вопрос. И вопрос зададут все - их же там 12 человек, из которых могут не все быть на уроке.
2. Английский язык. Так, конечно, язык изучать нельзя. Впрочем, наверное никто на школу и не рассчитывает в изучении. Но у ребенка появилось время для работы по skype с преподавателем. Мы используем ресурс allright.io. Перебрав несколько преподавателей, остановились на сербке, не знающей русский язык. Она за пару месяцев стала ребенку не просто учителем, а настоящим другом. Он радуется урокам с ней (раньше английский - это боль и зубрежка). Эффективность в разговорной речи и чтении высокая - я это слышу при разговорах с ним. Про письмо пока ничего не скажу. Сам ресурс удобный и очень дружелюбная администрация - любой вопрос решается через мессенджер - в любое время дня и ночи. Также есть функция - при покупке пакета уроков (любого), вы можете дать ссылку на того, кто вам порекомендовал этот ресурс - и вам (а также вашему рекомендателю) даются два бесплатных урока в подарок. Так что если Вас заинтересует - не упустите шанс - вышлю вам свой промокод (и получу также бесплатные уроки, за что буду Вам безмерно благодарна :))))
3. Часто меняется расписание внутри дня. Но это, скорее вопрос к администрации школы.
4. Перемены длятся 5 минут. Большая перемена - 10 минут. Наверное это мало, но зато дети не достают гаджеты - некогда. За 5 минут можно только поболтать. А за 10 - быстро перекусить (все приносят еду с собой и кушают, соответственно тоже все вместе в классе)
5. У детей нет своего кабинета и, в силу их малочисленности, им могут дать для занятий какое-то странное помещение - актовый зал например, или лаборантскую, или еще какие-то закоулки - поиск которых превращается в увлекательный квест, а занятия в нем - в очень нестандартные, иногда даже без парт. Однако это детям нравится. "Как в Хоггвартсе", - говорит сын.
6. Почти нет лабораторных занятий по научным предметам. Впрочем, я не знаю, есть ли они в обычных школах.
Конечно, я периодически все равно тестирую, проверяю, слежу за оценками, списываюсь с учителями (обожаю их мобильную и интернет-доступность всегда). Не скажу, что уровень знаний прямо сильно высокий, но, учитывая все плюсы, жду, что будет говорить ребенок дальше.
Пока все. Желаю всем искать, а не мириться с ненужным.