ТНР у дошколëнка. Нужен совет опытных родителей или специалистов
Здравствуй школа (начальная 1-4 классы)Здравствуйте! Сыну 6 лет. Имеется тяжёлое нарушение речи в виде сенсорно-моторной алалии. Интеллект сохранён, ребёнок знает многое из того, что должен знать в своём возрасте, умеет читать и писать, однако имеется нарушение развития экспрессивной речи, и отсюда страдает коммуникация с детьми. Общеобразовательную программу в детском саду не осваивает - играет сам по себе. Меня это, конечно, огорчает, но при каличии одного воспитателя на группу в 30 человек, понимаю, что выхода в этой ситуации не предвидится. Сейчас оформляем инвалидность, поскольку решила перевести сына в другой сад, где имеется группа для детей с ОВЗ, хороший логопед-дефектолог, индивидуальные занятия 3 раза в неделю.
На следующий год встанет вопрос об определении ребёнка в школу. Понимаю, что общеобразовательный класс мы не потянем. В городе имеется коррекционная школа, но она предназначена для детей с умственной отсталостью различной степени - программа по 7 и 8 виду. Узнала, что детям с ТНР полагается обучение по программе 5 вида. Уверена, что у нас в городе никто с такой программой не работает. При таких обстоятельствах имеются серьёзные волнения - направлять ребёнка на обучение, пусть даже по 7 виду не хочу. Всё же это совсем другая программа для детей с другим диагнозом. Сама по себе коррекционная школа меня не пугает, пугает именно отсутствие адаптированной к нашему случаю программы. В общеобразовательный класс в порядке инклюзии тоже не рвусь - мне нужно, чтобы ребёнок не просто сидел, как сейчас, весь день в сторонке, а чтобы с ним занимались. Уважаемые родители или педагоги, кто с этим сталкивался, подскажите, можно ли что-то сделать в нашей ситуации, и, если да, куда следует обратиться, и как это правильно сделать?
Лучший ответ
Polina
Если у ребёнка есть прогресс в речи, то можно не отдавать его в школу в 7 лет, а отдать на год позже. По закону у нас в первый класс берут детей до 8 лет включительно. Я так планирую сделать, если совсем не потянем.
18.06.2022
Ответить
клюковка
1.Поискаить по местным сайтам таких же. Не одни вы же. Ресурсные классы, частные школы, объединения родителей
2. Пойти в управление образования за советом, может не все школы, классы вы знаете
3. Посоветоваться на пмпк перед школой. Нам дельные советы давали
П.с. в регионах мне кажется если и есть ранняя помощь, то далее в школах нет ничего. Либо для галочки.
18.06.2022
Ответить
Елена
клюковка, вот тоже думала над этим. В саду, в который переходим, есть ещё 4 ребенка с ТНР. Хочу при случае пообщаться с их родителями. И ещё поискать заинтересованных в решении этого вопроса родителей. Тоже думаю, что при наличии группы таких ребятишек, можно сделать коллективное обращение
18.06.2022
Ответить
ЯнеСлишкомЛюблю
1) Найдите всё же в своём городе (раз нету конкретно школы с ТНР) школы, в которых есть классы, работающие по программе 5.1 и 5.2.
2) Отдайте в обычную школу, в самый обычный класс (согласно ПМПК имеете в своём арсенале школьного логопеда). Но при этом 3-5 раз в неделю занимаетесь с частным логопедом-дефектологом + репетитор.
18.06.2022
Ответить
Елена
Елена, к сожалению, школ с программой по тнр тоже нет. Занимаемся 2 года с отличным логопедом-дефектологом, вот она речь сыну хорошо подтянула.
18.06.2022
Ответить
ЯнеСлишкомЛюблю
Елена, я как мама ребёнка с речевой инвалидностью (сын у меня ходит как раз в школу с ТНР) вам точно могу сказать, что ребёнок может учиться в обычной школе, просто ваш учитель начальных классов должна будет написать конкретно для вашего ребёнка адаптированную программу со своей шкалой оценок (АООП). В нашей школе дети занимаются по стандартной программе Школа России, все те же учебники, все те же рабочие тетради, все те же домашние задания
18.06.2022
Ответить
Наталья
У моей онр в 6лет 3 ст была, в 5,11 поставили уже все звуки и начали учить читать писать и делать анализ задач . В школу пошла по 5,1 в обычную дворовую, учится нормально умк перспектива.
Но она даже когда не говорила совсем отлично общалась с детьми, им вообще речь не нужна на этом этапе(возрасте) они друг друга как то по иному воспринимают. Вот в 10 + речь уже 50/50а после 12-13лет ведущая (это я сейчас лагеря приехала с ней за детьми смотрела)
5,1 в программе 2р логопед и 1 р психолог, 5,2 отличается только временем вместо 4х лет 5 лет началки
5,1 обычно всегда общая школа 5,2 тоже часто просто общая с повторение первого класса
В 7,1 есть еше дефектолог и тоже школа общая 4 года срок началки
Вот и все различия
18.06.2022
Ответить
Anna
При сохранном интеллекте я бы все же за обычную школу. Ну, может быть рассмотреть домашнее обучение. Или, если есть коммуникация, даже простая, попробовать в классе. Вы же можете над пересказами и тп заниматься дома дополнительно.
18.06.2022
Ответить
Елена
Anna, проблема в том, что понимание речи у детей с сенсорно-моторной или с сенсорной алалией ограничено. В нашем случае вот то, что можно увидеть и потрогать, ребёнок понимает и знает прекрасно. Цвета, формы, животных, предметы, буквы, цифры. А понятия абстрактные - красивый, разноцветный, интересный (для примера) - вот они даются с трудом - а в большинстве своём пока совсем не даются. Потому программа общеобразовательного класса для него будет звучать, как поток информации на иностранном языке, в перемешку с родным. Какие уж тут пересказы 🤷🏼♀️
Необходимы занятия именно для развития экспрессивной речи.
18.06.2022
Ответить
Anna
Елена, да, я примерно представляю, не в нюансах конечно. У сына проблемы со слуховым анализатором, немного похоже, но конечно не то что СМА, информация заходит через чтение и логические построения.
18.06.2022
Ответить
Елена
Anna, вообще у нас с диагнозом очень интересно дело обстоит. Обращались к 6 неврологам. Ставили и моторную алалию, и энцефалопатию, и СМА, и аутизм даже. Один врач сказал вообще - отстаньте от ребёнка - в смысле всё хорошо. Сыну тогда было 4 года. Сейчас нашли невролога, которая склонна считать, что у сына может быть слуховая агнозия. Пока разбираемся в диагнозах, решила оформить инвалидность по ТНР, т.к. время, работает не на нас. Пока перейдем в группу для детей с ОВЗ. Надеюсь, там будет лучше
18.06.2022
Ответить
Наталья
Елена, если нет поняий прилагательных и качества то это уже не 5 а 7 программа
векслер сколько?
19.06.2022
Ответить
Елена
Наталья, есть понятия прилагательных. Цвета, форма - то, что можно увидеть. Проблемы именно с пониманием абстрактных категорий - безусловно, не всех, что-то уже освоил, но далеко не всё, что нужно для его возраста. Тест Векслера не проводят у нас в городе нигде. Но, насколько мне известно, этот тест уже давно подвергается критике, поскольку не всегда объективен, а в отношении детей с ТНР тем более. Потому что для них понимание языка затруднено. Для сравнения, сын знает и русский и английский алфавит, знает цвета, формы и животных на английском языке - может читать и писать отдельные слова по-английски. Специально с ним не занималась, ему это интересно, в игровой форме обучился практически сам - у него очень хорошая зрительная память, слуховая тоже хорошая, но только на то, что он понимает. Плюс знания на месте не стоят - он постоянно развивается, вероятно, к школе придём ещё с каким-то дополнительными навыками. Потому насчёт 7 программы, что это то, что нам действительно нужно - сильно сомневаюсь. Я так понимаю, что обучение по 7 виду всё же не предполагает акцент именно на восприятие речи.
19.06.2022
Ответить
Наталья
Елена, я вам выше написала чем отличается программы в реализации школ
тк у меня овз 5,1 тнр у ребенка все программы мы изучили
и то что все речевые диагнозы только через психиатров никаких неврологов
недавно человек с пуговкой писала о очередном вираже получения овз цмпк для средней школы 7,1 там по сути только дисграфия у ребенка посмотрите ее посты в школьном собе
сейчас у знакомых с дцп ребенок проходил - без векслера даже разговоров нет
---
да природа ищет чем компенсировать и хорошая память это прекрасно ,но вы описываете предметное мышление- а по возрасту уже абстрактное должно быть
---
19.06.2022
Ответить
Елена
Наталья, если бы с абстрактным мышлением всё было в порядке - я бы не писала на этот форум. Это раз. Диагноз психиатра - задержка развития экспрессивной речи. Это два. Невролог нужен, поскольку причина проблемы в нашем случае кроется именно в неврологии - гипоксия плода, нейровоспаление - это три. Естественно, будет вторичная задержка развития по психиатрии. Я не очень хорошо вас понимаю. Диагнозов с ТНР много, не всё упирается в банальную неспособность говорить. Очень часто страдает и понимание. Но это не значит, что у ребенка УО. В принципе не имею ничего против детей с таким диагнозом, но для каждого отдельного заболевания есть своë лечение и своя программа коррекции. И меня, как мать, прежде всего заботит, чтобы моему ребëнку оказывалась именно та помощь, которая ему требуется. Во всех заключениях к диагнозу идёт дописка "без умственной отсталости". Интеллект сохранён. Так для чего мне тянуть сына за уши в программу по 7 виду, когда очевидно, что она ему не подходит. Вообще меня смущает что вы, не видя ребёнка, пытаетесь ему вид обучения подобрать. Для этого есть специальисты,которые с ним работают очно. Я не за этим сюда обратилась.
19.06.2022
Ответить
Наталья
Елена, у тнр дз один и он только с кодом Fтем более если говорить о алалии
--
уо это уо к зппр это другое состояние ,про уо и нецензовой программа и спецшкола однозначно б при зппр только дефектолог добавляется и тьютер на годовых контрольных и экзаменах (и. то иногда)
имхо то что вы пишите реализации аооп 5 для вашего ребенка будет мало ( вы сами аооп читали они в сети есть)
это 2раза по 40м логопеда и 1 раз психолог в неделю мб дополниттельные минуты на контрольной все - все требования как с обычного школьника
--
да и я против семейного обучения для речевых. детей и детей с зппр (а домашнее никто не даст , могут предложить очно-заочную форму- в москве не думаю что регионы более продвинуты в этом плане )
у вас есть время изучить все вопросы и особенности и понимать что и как
19.06.2022
Ответить
Елена
Наталья, я тоже считаю, что семейное обучения нам не подойдёт. Не знаю, как в остальных регионах, может, в крупных городах что-то и есть, но у нас с этим беда. Почему беспокоюсь - есть у знакомых прецеденты, когда дети оканчивали школу по 7 виду. В одном случае мальчик учился в общеобразовательном классе, никакого индивидуального подхода не было, его просто переводили из класса в класс, выдали аттестат с тройками - он не может ни учиться, ни работать. Нет никаких навыков и интересов. Учитывая, что у нас в детском саду уже сложилась такая практика, что двое детей, включая сына, сидят сами по себе - не мешают и то хорошо - не надеюсь, что в школе будет другой подход. С одной стороны я и воспитателей винить не могу - им не разорваться, но с другой - сложилась такая схема "общения" в группе - не без влияния взрослых, просто потому, что так удобно. Сын умеет себя занять, дисциплину не нарушает. Дома обычный шустрый мальчик, и побегать любит и побаловаться. Сейчас пойдём в другой сад, там меньше ребят в группе, может будет проще с социализацией.
В коррекционном интернате свои нюансы - много ребятишек из неблагополучных семей. Родителям всё равно, какая уж там учëба. Других вариантов пока нет и не предвидится. Был бы класс по 5 виду, можно было бы хоть как-то "отфильтровать" круг общения, а так - боюсь, намучаемся мы. Спасибо, буду изучать этот вопрос.
19.06.2022
Ответить
Наталья
Елена, ВСЕ тоже самое что 5 что 7 разница только в дефектологе и мб тьюторе на городских
Конечно мб счастливые звезды сойдутся и у вас буде "другой расклад" но по факту и по закону за обучение несет ответственность только родитель именно он выбирает способ и форму
чем старше ребенок тем меньше помощи предоставляется , мало того даже за этти мелочи надо очень боротся
--
кстати "незамечание" и высиживание с переводом без знаний не самый плохой вариант
у меня дисграфия и в школе был АД травила сучилка по русскому и началки все 8 лет и настраивала всех остальных не гнушалась звонить родителям одноклассников что бы их чадо не общалось с "такой плохой девочкой "
при этом практически абсолютная память отличные аналитические способности ( 3 диплома в итоге 2 с отличием после дипломная специализация и научные статьи-тезисы И так далее )
По этому выбор учителя в началке я подошла очень внимательно
--
По поводу занятий - да много , очень много с 2л8м речь это основная тема младшего ребенка (причем вся и устная и письменная ) и окончание проблем в ближайшие 10-12 лет не предвидится
увы наши дети нужны только нам
19.06.2022
Ответить
Елена
Наталья, согласна. В целом к саду претензий нет, воспитатели адекватные - подход к детям в группе нашли. Насчёт школы - какие будут учителя, время покажет. Очень плохо, что раньше авторитет учителя был настолько непререкаем, что некоторые не гнушались этим пользоваться.
19.06.2022
Ответить
Наталья
Елена, уверяю вас такие люди есть всегда
сейчас многие боятся потерять место боятся жалоб но тоже могут - так что да у моего ребенка есть защита и в лице матери и в лице отца тяжелая артиллерия в прямом смысле
---
буквально не так давно ситуация с ребенком одного из комментаторов вашей темы была ... очень похоже на мое детство
19.06.2022
Ответить
Елена
Наталья, согласна. Конечно, нельзя без необходимости подрывать авторитет педагога, но и оставлять ребёнка на волю посторонних - крайне неправильно. Если нужно, необходимо вступаться за наших детей.
Я не так давно пользуюсь форумом - не могу найти пост Человека с пуговкой, о котором вы писали. Не подскажете, как это сделать?
19.06.2022
Ответить
Наталья
Елена, в 6 лет надо включать и развитие крупной мотрики
танцы плаванье акробатика баланс (мб лошади или коньки в том числе и ролики) скалолазанье для развитие рук и силы (потом писать надо)
все это вместе двигает речь очень неплохо
не знаю я от сада вообще развития не видела как и от школы сейчас (проверяют чему научили дома) кроме орз никаких моментов , при этом моя сад обожала и неслась туда всегда , в 6 устав от болезней я ребенка из сада забрала и год мы не только не ходили мимо даже на машине не ездили она верещала и готова была на ходу выпрыгнуть туда ....
19.06.2022
Ответить
Елена
Catscratch, об этом и речь. Эти навыки у ребёнка нужно развивать. Мы работаем над этим, но насколько реально выровняться до нормы к школе - сейчас не скажет никто. Но это ведь не означает, что если не придëм к норме к 7 годам, то всё - дальше нет смысла развивать в этом направлении. Потому и занялась вопросом, как подобрать оптимальную образовательную программу и при необходимости отстоять своего ребёнка при переходе в школу, именно сейчас. Я не описываю все принимаемые нами меры по развитию речи и её понимания у сына в этом посте, т.к. это отдельная тема.
19.06.2022
Ответить
Елена
Anna, со взрослыми - проще. С другими детьми - он может находиться рядом, играть в непосредственной близости, но контактировать, как будто стесняется.
18.06.2022
Ответить