Маленькое черное платье
расширяем горизонтыГоворят, женщины и раньше носили скромные черные платья. Для этого были особые причины. Как правило - траур. Или бедность. Вдова, приказчица в магазине, одинокая старая дева… В любом случае с жизнерадостностью он не ассоциировался. Был ли он модным? Временами. Когда английская королева Виктория овдовела, следом за ней в траур облачилась вся страна. Однако фетишем черное платье стало гораздо позднее. Его придумала почти 90 лет назад, в 1926 году, экстремистка от моды Коко Шанель.

На рубеже веков кутюрье Поль Пуаре предложил дамам отказаться от корсетов. Затем женщины в порыве кокетства и ради велосипедных прогулок чуть-чуть приоткрыли ноги. Первая мировая война и экономические перепады вынудили женщин вести все более активный образ жизни, которому длинные юбки только мешали. На наряды уходило все меньше материи, а к крою относились все более придирчиво. Почва для появления маленького черного платья была подготовлена.
Габриэль Шанель придумала его в 1926 году. До того были женские брюки, матроска, холщовые костюмы, трикотажные кофточки. Во всем - подчеркнутая простота и лаконичность. Они стал символом нового шика. Но наиболее полно философия Шанель выразилась именно в маленьком черном платье. Как оно выглядело тогда? Без каких-либо излишеств: без воротничка, пуговиц, шнурков, складок, оборок и бахромы. С полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами.

Особый пунктик - длина юбки. Вовремя остановиться - великое искусство, и мадемуазель владела им в совершенстве. Шанель говорила, что многие кутюрье знают, как должен выглядеть верх платья, и лишь она одна умеет сделать его низ. Длину выше колен она считала неприемлемой: колени казались ей самой некрасивой частью женского тела.
К платью рекомендовано подбирать черные чулки, туфли с закрытыми пальцами, небольшую дамскую сумочку и минимум украшений (крупных быть не должно). Ну а в оригинале - нитка жемчуга. И все:) Ткань, из которой было выполнено платье (черный муслин), считалась относительно дешевой, а потому такую моду могли позволить себе и небогатые дамы.
По одной из версий, платье было создано в память об ее возлюбленном, т.к. Коко не могла носить траур, не являясь его официальной женой. Также существует вторая версия, не исключающая первую. В то время модельеры шили наряды с длинными шлейфами, которые пестрили от обилия цветов. Коко воскликнула: "Так дальше продолжаться не может! Я их всех переодену в черное!"
Этот шаг оказался символичным: в 20 веке было немало поводов для скорби. Мир сотрясали войны, экономические депрессии. Беззаботность потеряла свою прелесть. Даже вечером, после делового дня, женщина словно оставалась начеку, одеваясь в платье строгого кроя.
Удивительно, что прекрасная половина человечества, всегда так энергично отстаивающая свою неповторимость, согласились носить довольно безликую одежду. Оказалось, что маленькое черное платье - штучка с двойным дном. Оно могло быть настолько незаметным, что красота женского тела выступала на его фоне ярче обычного. Оно не отвлекало внимание от индивидуальности его хозяйки на затейливые наряды. Это была совершенно новая философия. Даже слово "наряжаться" вдруг приобрело негативный оттенок.
Казалось, это платье привнесло в моду демократизм. Позволить себе такой наряд могла любая женщина - даже с весьма скромными доходами. Достаточно было иметь в гардеробе всего лишь одно платье, чтобы чувствовать себя хорошо одетой. Говорят, после смерти Коко Шанель (женщины весьма состоятельной) в ее гардеробе обнаружили всего три наряда. Но мода всегда носит социальный характер - так было и с маленьким черным платьем. Шанель, придумавшая его, имела весьма внушительную коллекцию украшений. На заре своей модной карьеры она предлагала носить поддельный жемчуг и цепочки из недрагоценных металлов. Но уже в начале 20-х под влиянием своего русского друга великого князя Дмитрия Павловича она открыла для себя яркую роскошь византийских украшений. Все, что нравилось Шанель, тут же находило воплощение в ее моделях. Поэтому черное платье превратилось в фон для ювелирного великолепия. А уж украшения-то с головой выдают социальный статус. И демократизм как-то отошел на второй план. Дизайнер Мила Надточий рассказывала, как поразила ее встреча с "настоящим" маленьким черным платьем: оно висело в витрине - абсолютно лаконичное, лишенное деталей, а рядом на бархатной подушечке лежало роскошное бриллиантовое колье, как совершенно необходимая деталь туалета. Безликое платье отнюдь не уравнивало всех женщин - за это они полюбили его еще больше. И оно превратилось в настоящий кошмар 20-го века: его недостатки были заметны невооруженным глазом, но от него невозможно было отказаться.
В 1961 году маленькое черное платье "прогремело" с новой силой. Именно тогда вышел "Завтрак у Тиффани" и великолепная во всех смыслах Одри Хэппберн была одета именно в него, маленькое черное платье.

К слову сказать дизайн этого платья принадлежит Юберу Живанши.
Многие дизайнеры, как и сама Шанель, немало экспериментировали с длиной рукава, формой горловины, длиной юбки, отделкой. И вот что оказалось: любое отклонение от первоначального варианта (укороченная юбка, глубокое декольте, пуговицы, кружева, воротнички, манжеты) лишало маленькое платье его уникальной безликости. Оно становилось деловым, коктейльным, вечерним - и переставало быть универсальным, а значит, требовало новых вложений в гардероб. Модифицированное платье бросалось в глаза, запоминалось окружающим - и становилось опасным надевать его слишком часто. Кроме того, приходилось постоянно менять украшения.
Платье, придуманное почти 90 лет назад, и много раз видоизменяемое, давно превратилось в идею одежды, которая идет всем. Время развеяло эту легенду. Маленькое черное платье обязывает иметь хорошую фигуру: облегающие линии способны выставить напоказ любой недостаток. Ноги вообще должны быть близки к совершенству, ведь длина до середины колен - самая опасная. А черный цвет, которому приписывают способность стройнить, требует безупречной кожи. Нет ничего хуже, чем дама с серым цветом лица и оплывшей фигурой, облаченная в миниатюрное черное платье. Но как идея... по-моему, это было и остается гениальным до сих пор.
"Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета - значит она была одета идеально." Коко Шанель.
Источники
картинки - yandex.ru

